Что происходит между «Хочу, чтобы около моего дома была зона аренды каршеринга» и её появлением?

«Ситидрайв» делится подробным взглядом на этот процесс изнутри — со статистикой и схемами.

Что происходит между «Хочу, чтобы около моего дома была зона аренды каршеринга» и её появлением?

Каждый день более 200 тыс. пользователей Ситидрайва завершают аренду в удобных местах, и за этой свободой передвижения стоит сложная система расчётов.

В этой статье мы расскажем:

Как устроено появление новых зон

Зелёные зоны — это специальные области на карте, где пользователи могут начинать и завершать аренду автомобиля. Каждый сервис самостоятельно определяет зоны, исходя из бизнес-целей, размера автопарка и статистики поездок. В Ситидрайве мы стремимся к тому, чтобы наши клиенты могли легко найти машину рядом и также удобно её оставить.

Максим Медников
Руководитель региона

При этом в каршеринге важно соблюдать баланс: зоны должны быть не только удобными, но и эффективными с точки зрения работы сервиса. Поэтому наша карта постоянно меняется — мы открываем новые районы и адаптируем существующие.

Одним из самых важных источников для открытия новых зон являются запросы пользователей. Мы получаем их через комментарии в социальных сетях, звонки в поддержку и сообщения в чат-боте. За последний год их было около 1500, и после тщательного анализа мы открыли 23% запрошенных зон, включая крупные зоны (города-спутники) и мелкие расширения зон. Каждый запрос проходит проверку: наши аналитики оценивают, насколько зона соответствует критериям сервиса, есть ли там стабильный спрос и удобна ли она для обслуживания.

Александра Петрухина
Руководитель группы по управлению эффективностью платформы

Группа по управлению эффективностью платформы постоянно исследуют городскую среду, чтобы находить новые зоны с высоким потенциалом. Мы анализируем численность населения, плотность застройки, транспортную доступность, расположение ТЦ, бизнес-центров, жилых комплексов и ещё множество факторов. Иногда открываются не просто отдельные улицы, а целые районы.

Давайте разберём на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как устроен этот процесс.

Елена Скребкова
Старший аналитик группы по управлению эффективностью платформы

ШАГ 0. Оцениваем общую картину

Вначале мы опираемся на имеющиеся у нас данные. Поскольку в рамках пакетных тарифов пользователи паркуют машины в любом месте, не завершая аренду, мы можем видеть, где спрос на зоны не подкреплён предложением. Такие места являются наиболее перспективными для открытия новых зон.

Чтобы оценить картину шире, мы используем открытые источники данных, без которых не обойтись при формировании зоны в новом городе. В открытом доступе можно найти множество полезной информации: от отдельных слоёв до целых аналитических платформ с агрегированными данными, если город крупный.

Что происходит между «Хочу, чтобы около моего дома была зона аренды каршеринга» и её появлением?

Для запуска каршеринга нам важно понимать, насколько развита транспортная инфраструктура и как различные территории связаны между собой. Так, мы пытаемся понять, откуда и куда перемещаются люди, где они чаще всего проезжают, какие места являются труднодоступными, где высокая плотность парковок.

Основные перемещения людей связаны с поездками из дома на работу и обратно. Открывая зоны в многофункциональной жилой среде, мы ориентируемся, прежде всего, на жителей этой территории. Но цели поездок могут быть связаны с отдыхом, покупками, посещением музеев и т.д. Открываясь в зонах, где, помимо жилой застройки, много различных точек притяжения, мы привлекаем дополнительный трафик людей из других районов. Особенно важно смотреть на такие объекты, как аэропорты, вокзалы, торговые центры. Они генерируют большой поток людей — машины в таких зонах не будут простаивать.

Что происходит между «Хочу, чтобы около моего дома была зона аренды каршеринга» и её появлением?

Один из самых важных факторов — застройка и её параметры: плотность, этажность, возраст. Поэтому при открытии новых зон или расширении существующих мы пытаемся оценить потенциальный спрос жителей. Ситидрайв редко открывается там, где преобладают только частные дома, поскольку высоки риски малого спроса и простоя машин. Исключения — небольшие города, где мало современной застройки. Чем дальше мы движемся от центра города, тем, как правило, больше возрастает этажность, и всё больше становится высокоплотной современной микрорайонной застройки, жители которой часто находятся вне зоны пешей доступности до общественного транспорта. Нам часто приходят запросы на открытие новых зон именно в таких отдалённых жилых комплексах. Здесь каршеринг может выступать в качестве альтернативы общественному транспорту.

ШАГ 1. Формируем потенциальные зоны

После того как мы оценили предпосылки открытия или расширения зон, мы исключаем водные и лесные зоны, промышленные объекты и формируем планировочную структуру, оставляя только жилые, деловые, досуговые, развлекательные и коммерческие территории. В итоге мы получаем небольшие по площади кварталы, которые в дальнейшем можем объединять.

ШАГ 2.1 Оцениваем спрос через численность населения и плотность застройки

Нам заранее нужно планировать численность парка машин и понимать, сколько потенциально людей будут пользоваться сервисом. Для этого проводим предварительную оценку, рассчитывая численность населения в кварталах через показатели застройки (площадь и этажность). Также полезно понимать коэффициент плотности застройки в квартале — отношение суммы площадей всех этажей зданий к площади квартала. Соответственно, чем этот коэффициент выше, тем более здесь плотная и высокоэтажная застройка. Этот показатель особенно полезен в случае открытия нового города или отдалённой зоны. Мы можем открыться сначала в наиболее плотно застроенных кварталах, а затем расширять зону при условии достаточного спроса.

ШАГ 2.2 Формируем общую картину о планируемой зоне открытия

О каждом городе мы собираем описанные данные и движемся от общего к частному: смотрим на территории с наибольшей численностью населения или наиболее близкие к центру города и другие важные локации: крупные торговые центры и супермаркеты, аэропорты, железнодорожные вокзалы. Важно учитывать также планы развития территории: строящиеся жилые комплексы, появление рядом новых станций скоростного транспорта или важных объектов. Здесь важно оценить, открытие какой зоны по типу для нас наиболее приоритетно.

ШАГ 3 Оцениваем другие факторы при открытии зоны и принимаем решение

Финальный выбор зоны зависит от множества факторов:

  • Какой запрос от региональных команд?
  • Есть ли зона у конкурентов?
  • Есть ли правовые ограничения?
  • Есть ли другие барьеры (например, есть ли в ЖК шлагбаум)?
  • Есть ли подкрепление запросами пользователей?
  • Есть ли какая-то сезонная активность (пляжи летом, горнолыжные курорты зимой)?

Не менее важным этапом является согласование зон с нашим отделом операций. Это они будут отвечать за обслуживание машин в выбранных районах, и важно, чтобы эти зоны были удобны для технического обслуживания и ремонта. Например, есть ли возможность подъезда к машине или эвакуатору в случае необходимости?

Несмотря на сложность оценки, мы стараемся действовать оперативно. Например, если нужно открыть новую улицу рядом с уже работающей зоной, мы можем сделать это менее чем за неделю. А для расширения на соседний район обычно хватает месяца. При открытии более отдалённых зон необходимо просчитать экономический эффект, что требует большего времени. Всего в 2024 году на карту Ситидрайва было добавлено 15 крупных зон в новых городах, что позволило увеличить покрытие сервиса на 15%. Благодаря этому пользователи теперь могут завершать аренду без необходимости добираться до автомобиля на другом транспорте. Это не только упростило жизнь местным жителям, но и стало важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры города.

Расширение зон делает не только наш сервис более удобным для пользователей, но и снижает нагрузку на общественный транспорт и личные автомобили, особенно в новых жилых районах, где пока нет развитой транспортной сети.

Почему зелёные зоны закрываются

Иногда нам приходится закрывать зелёные зоны. Это важная часть нашей работы, которая помогает поддерживать баланс между удобством для пользователей и эффективностью сервиса. Причин закрытия может быть несколько:

  • Низкая эффективность: доходы от зоны не покрывают расходы на её обслуживание, и автомобили в ней часто простаивают без заказов.
  • Запросы от собственников земельных участков: иногда владельцы территорий просят закрыть зону. Например, когда автомобили сервиса мешают погрузке/разгрузке грузового транспорта.
  • Ремонт или изменения в районе: если на участке идёт ремонт дорог или строительство.

Если условия изменятся, и в районе вырастет спрос или улучшится инфраструктура, мы рассмотрим возможность повторного открытия.

В некоторых случаях зоны могут быть сезонными — в какое-то время открыты, а в какое-то нет. Например, в Сочи мы открываем зоны в курортных районах летом и закрываем их зимой. Также мы можем открывать зоны под мероприятия партнёров, такие как автогонки или музыкальные фестивали.

Заключение

Создание новых зелёных зон — это не просто добавление отметок на карту. Каждый шаг, от анализа данных до принятия решения, требует серьёзного подхода и учёта множества факторов. Иногда открыть зону в том месте, где хотят пользователи, невозможно из-за дорожных ограничений или технических проблем. Но если можно сделать сервис Ситидрайва удобнее — мы всегда готовы пойти навстречу пользователю.

Если у вас есть предложения по открытию новых зон — оставляйте их в чат-боте Ситидрайва или через службу поддержки. Возможно, имен��о ваш район станет следующим на карте каршеринга! 🚗💨

7
1
7 комментариев