«“Суперджет” — отличная машина, а санкции открыли второе дыхание»: глава «Ростеха» — об ограничениях, самолётах и импортозамещении
Выжимка интервью Сергея Чемезова журналу «Эксперт».
Про санкции
- Под разными санкциями «Ростех» «живёт уже несколько лет». Они мешают — и госкорпорации, и партнёрам, и другим странам. Однако в смягчение ограничений Чемезов не верит. Если всё останется, «как сейчас», — «не пропадём»: компания давно адаптировалась и растёт.
- По итогам 2024 года у «Ростеха» будет «существенный рост» выручки, но конкретные цифры он называть не стал — сначала нужно утвердить отчётность.
В каком-то смысле санкции открыли нам второе дыхание, сделали нас креативнее и быстрее. Поэтому уже много раз говорил и повторяю ещё раз: спасибо за такое окно возможностей. Что касается отмены, то давайте верить делам, а не слухам. Разговоров действительно много, только реальных дел пока не видно.
Про импортозамещение
- Всё заместить невозможно. Но это и не требуется — под некоторые продукты «попросту нет рынка», который бы обеспечил рентабельность их производства.
- Задача «номер один» — «перейти на “своё” в критически важных секторах». Это оборонная промышленность, космос, авиация, энергетика, электроника.
Конечно, на этом пути нам сложнее. Например, самолёты производят всего несколько стран, но ни одна из них не делает всё до последнего болта самостоятельно. В производстве Boeing, помимо американцев, участвуют Япония, Италия, Канада, Англия, Швеция, Франция, Австралия и ещё несколько десятков стран — список впечатляющий!
- Опыт России показал: «мировое разделение труда — вещь очень ненадёжная». Поэтому самолёты создают такие, чтобы «всё отечественное». Замещают почти 80 наименований — моторы, другие агрегаты и системы, «даже кресла».
Зато будет гарантия, что без самолётов Россия, страна с огромными территориями, не останется. Из Москвы до Владивостока всегда будет на чём долететь.
- «Как далеко мы ушли — вопрос сложный». За последние три года совершён «колоссальный рывок» — «семимильными шагами» развиваются проекты в авиастроении, автомобилестроении, медицине, энергетике. Но это только «начало пути».
Некоторые считают, что создать что-то новое легко — надо только захотеть. Однако в сфере высоких технологий чудес не бывает. По щелчку пальцев ничего не делается. Путь, который зарубежные компании проходили десятки лет, вкладывая сотни миллиардов каждый год, невозможно перепрыгнуть за три года.
Про самолёты
- Если санкции всё же отменят, это не «обнулит» прошедшие три года — «слишком дорого они дались». А если вернутся иностранные производители — условия для их работы будут уже другими.
- Задача государства в авиапроме — заинтересовать отечественные авиакомпании покупкой российских самолётов, а не Boeing. А «Ростеха» — «сделать эти самолёты». Проекты МС-21 и SJ-100 вышли на «финишную прямую», идут сертификационные испытания.
- Работают быстро, но «очень внимательно и скрупулезно». Вопросам безопасности уделяется «первостепенное внимание».
Что бы ни писали безымянные комментаторы в интернете, «Суперджет» — это отличный самолёт. Послушайте, что о нём говорят профессиональные лётчики, которые на нём летают: самолёт современный, удобный в управлении. Импортозамещённая версия по ряду моментов будет лучше предшественника.
МС-21 — «наш будущий флагман», задача которого — «выиграть конкуренцию с Boeing и Airbus, по крайней мере, на внутреннем рынке».