Сексизм, кража технологий, кокаин и перепалки с водителями: хроника последних скандалов вокруг Uber

С начала 2017 года сервис по заказу поездок Uber регулярно подвергается нападкам — со стороны бывших и нынешних сотрудников, конкурентов, собственных инвесторов и крупных ИТ-компаний. Редакция vc.ru собрала хронику последних скандалов, связанных с проектом.

Конец января — указ Дональда Трампа о мигрантах

В январе 2017 года новый президент США Дональд Трамп издал указ, запрещающий въезд в США гражданам нескольких мусульманских стран. Спустя несколько дней указ был дополнен: президент запретил въезд в страну беженцам из любых стран сроком на 120 дней, а мигрантам из Сирии — на неопределённый срок. Любой иностранец, находившийся в стране без документов, мог быть задержан и депортирован.

Против этого указа выступили основатели и руководители крупнейших американских ИТ-компаний: генеральный директор Apple Тим Кук, глава Tesla, SpaceX и SolarCity Элон Маск, основатель Facebook Марк Цукерберг, глава Google Сергей Брин, а также руководитель Uber Трэвис Каланик.

В письме к сотрудникам Каланик заверил, что компания готова предоставить финансовую помощь пострадавшим от указа водителям и обеспечить семьи едой в случае необходимости. Генеральный директор стартапа также рассказал о своих планах лично встретиться с президентом, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и рассказать о негативном эффекте, который может оказать закон.

Однако некоторые жители страны оказались уверены, что Uber поддерживает политику Трампа, и призвали своих сограждан удалить приложение сервиса. Поводом для подозрений послужил отказ Uber бойкотировать работу в аэропортах и других местах массовых скоплений людей в рамках акции протеста от профсоюза таксистов Нью-Йорка.

В то время как большинство таксопарков не вывозило пассажиров из аэропортов, приложение Uber работало в обычном режиме, а кроме того, не применялись повышенные коэффициенты расчёта стоимости поездки, как это бывает в местах скопления народа. Руководство компании заверило жителей, что отказ от повышения коэффициентов — обычная практика, но многие продолжали призывать удалить приложение сервиса.

Сексизм, кража технологий, кокаин и перепалки с водителями: хроника последних скандалов вокруг Uber

Ещё одним поводом для недовольства послужило то, что глава компании Трэвис Каланик незадолго до инцидента вошёл в совет по стратегии и политике Дональда Трампа — наравне с другими предпринимателями. В начале февраля 2017 года Каланик объявил о своём уходе из совета.

Середина февраля — атмосфера в компании

Обвинения в сексизме от бывшей сотрудницы

19 февраля 2017 года бывшая сотрудница Uber Сьюзан Фаулер опубликовала в своём блоге заметку о годе работы в стартапе. Девушка рассказала, что она и другие женщины в компании систематически подвергались сексуальным домогательствам со стороны своих коллег, а руководство закрывало на это глаза — из-за квалификации и опытности таких работников.

По словам Фаулер, первое предложение об интимной связи с одним из руководителей она получила в первый же полноценный рабочий день в компании. «Менеджер через внутренний чат компании сообщил мне, что он находится в свободных отношениях, и его девушка легко находит новых партнёров для секса — а он нет».

HR-департамент дал понять, что выбор у меня небольшой — уйти в другую команду и больше не работать с этим человеком, или остаться в моей и принять тот факт, что он, скорее всего, напишет не самый лестный отзыв о моей работе — и компания даже не сочтёт этот местью, потому что меня предупредили о таком исходе.

— Сьюзан Фаулер

Когда спустя некоторое время девушка решила покинуть компанию, её уход стали всеми средствами блокировать, рассказывает она. Руководство стало обвинять Фаулер в неэффективной работе и отказывалось давать сотруднице положительные отзывы. По словам девушки, отказ от ухода сыграл бы на руку её руководству — его целью было сохранить как можно больше женщин в команде.

Глава Uber Трэвис Каланик обратил внимание на запись спустя несколько часов после публикации. Он поручил руководству немедленно начать внутреннее расследование и пригласил поучаствовать в нём члена совета директоров компании и основателя издания Huffington Post Арианну Хаффингтон.

На публикацию также отреагировал бывший дизайнер Google и разработчик Uber Крис Мессина. Он заявил, что столкнулся в компании с отсутствием поддержки от HR-департамента, хотя его опыт и не был столь же разочаровывающим, как Фаулер.

Расследование The New York Times

22 февраля 2017 года издание The New York Times опубликовало собственное расследование о внутренней культуре в Uber. Он подтверждает слова Фаулер о том, что атмосфера в команде настолько накалена, что сотрудники часто подставляют друг друга и делают всё для того, чтобы выслужиться перед руководством и получить более высокую должность и оценку своих действий.

Сексизм, кража технологий, кокаин и перепалки с водителями: хроника последних скандалов вокруг Uber

Для материала репортёры пообщались с 30 бывшими и нынешними сотрудниками Uber, а также изучили их рабочую переписку и записи совещаний. Все поучаствовавшие в расследовании сотрудники пожелали остаться анонимными. Они описывали различные случаи проявления агрессии и домогательств в компании:

Один менеджер на отдыхе облапал нескольких сотрудниц. Другой сыпал гомофобными оскорблениями на совещаниях. Третий грозился избить сотрудника по голове бейсбольной битой за неэффективность.

На глобальной встрече сотрудников компании в Лас-Вегасе в 2015 году, по свидетельствам участников, повсеместно употреблялись наркотики — в том числе, кокаин. На этой же встрече один из менеджеров «облапал» нескольких женщин, работавших в стартапе. Он был уволен в течение 12 часов после встречи. Также на этом мероприятии Каланик прочёл лекцию о 14 главных ценностях Uber и корпоративной культуре проекта.

Журналисты упомянули интервью генерального директора Uber Трэвиса Каланика, которое тот дал GQ в 2014 году. В нём предприниматель называет свой проект Boob-er — так как он, по его словам, «помогает привлекать женщин». «Руководитель долгие годы задаёт тон в компании», — пишет The New York Times.

Конец февраля — обвинения в краже технологий и игнорировании усилий инвесторов

23 февраля 2017 года стало известно об иске, который в федеральный суд Сан-Франциско подала входящая в холдинг Alphabet компания Waymo. В документах, которые предоставила команда Waymo, утверждается, что бывший сотрудник проекта Энтони Левандовски украл технологии и патенты стартапа, касающиеся разработки самоуправляемых автомобилей.

Левандовски покинул Alphabet в январе 2016 года. После этого он вместе с несколькими другими бывшими сотрудниками проекта основал стартап Otto, который также занимался созданием самоуправляемых автомобилей и грузовиков. По мнению команды Waymo, перед уходом из компании Левандовски успел скопировать более 14 тысяч конфиденциальных файлов, которые и помогли ему создать новый проект.

В августе 2016 года стартап Otto приобрела компания Uber. Уже в сентябре 2016 года Uber официально запустила перевозки на беспилотных автомобилях на улицах американского Питтсбурга. Хотя тестирование самоуправляемых автомобилей велось на улицах города в течение 18 месяцев, команда Waymo уверена, что украденные технологии помогли Uber в разработке новой платформы.

Сексизм, кража технологий, кокаин и перепалки с водителями: хроника последних скандалов вокруг Uber

По мнению сотрудников Waymo, компания успела заработать на украденной собственности более $500 млн. «Специалисты Waymo потратили семь лет на то, чтобы разработать и создать лазерную систему, помогающую управлять беспилотным автомобилем, но та же работа заняла у сотрудников Otto девять месяцев», — говорят они. При этом Google является одним из инвесторов Uber.

Спустя несколько дней представители Uber заявили, что изучили материалы дела и нашли обвинения в адрес компании безосновательными.

В это же время другие инвесторы стартапа — Фреда и Митч Капор — написали открытое письмо, в котором обвинили руководство и команду Uber в игнорировании усилий инвесторов по созданию благоприятной атмосферы в компании. Они объяснили, что много лет пытались изменить культуру в стартапе изнутри, помогали топ-менеджерам, если у тех возникали вопросы, но их работа оказалась напрасной.

Конец февраля — увольнение топ-менеджера из-за обвинения в домогательствах

27 февраля 2017 года Uber покинул старший вице-президент по разработке Амит Сингхал.

До Uber Сингхал 15 лет проработал в Google, где на момент увольнения занимал должность ведущего инженера. Официально Сингхал ушёл в отставку по собственному желанию, но в феврале 2017 года выяснилось, что причиной его ухода стали обвинения в сексуальных домогательствах на рабочем месте.

По данным источников издания Recode, Сингхал скрыл факт обвинений при найме в Uber, и как только до генерального директора дошли сведения о них, тот вынудил топ-менеджера уйти из Uber. В новой должности Сингхал успел проработать чуть больше месяца. Спустя несколько дней бывший сотрудник опроверг факт наличия обвинений и заявил, что ушёл из Google исключительно по собственному желанию.

Конец февраля — спор между Трэвисом Калаником и водителем Uber

28 февраля 2017 года в сеть попала запись, как глава Uber и водитель сервиса в машине спорят о политике компании относительно выплат работникам. Водитель, подвозивший Каланика, обвинил генерального директора Uber в занижении выплат.

Сначала Каланик попытался объяснить водителю, что компания не меняет цены в категории Black, а в остальных категориях ориентируется на конкурентов и снижает цены только под их давлением. «Мы начали с высоких цен. Мы спустились ниже, не потому что мы так хотим, а потому что иначе мы вылетим из бизнеса».

Водитель отказался принимать аргументы Каланика, после чего тот перешёл на личности и обвинил его в неумении брать на себя ответственность. После предприниматель покинул машину, хлопнув дверью.

1 марта 2017 года Каланик извинился за своё поведение перед сотрудниками сервиса и пообещал найти специалиста, который поможет ему сформировать привычки, присущие лидеру: «Моя задача как руководителя — вести за собой и показывать себя так, чтобы работники могли мной гордиться. Я не смог проявить себя с этой стороны. Я признаю: мне нужна помощь по становлению лидерских качеств, и я намерен её найти».

Начало марта — обвинения в слежке за чиновниками и полицией и уход ещё одного топ-менеджера

Инструменты для обмана полиции

В начале марта 2017 года издание The New York Times рассказало, что в Uber с 2014 года существует внутренняя программа по обману властей и полиции в городах и странах, где работа сервиса официально запрещена. Эта программа, по словам издания, одобрена юридическим департаментом стартапа.

Команда располагает набором инструментов, который позволяет отслеживать и анализировать активность пользователей и выявлять среди них представителей властей.

Сотрудники ведут наблюдение за вызывающими подозрение пользователями, которые появляются у правительственных зданий, слишком часто открывают приложение. Работники Uber также отслеживают данные банковских карт, личные профили в социальных сетях и перемещения таких пользователей.

Вместо доступных автомобилей подозрительные клиенты видят «заглушку» с автомобилями-призраками или без автомобилей вовсе. В случае, если водитель сервиса случайно принимает заказ от такого пользователя, команда высылает ему инструкцию, как отменить поездку, чтобы не вызвать подозрений у чиновника.

Власти, пишет The New York Times, догадываются о наличии подобных инструментов — и часто покупают дополнительные смартфоны, чтобы обмануть систему. Поэтому в городах, где деятельность сервиса запрещена, компания установила наблюдения и за магазинами дешёвой электроники. Программа работает в Бостоне, Лас-Вегасе, Париже, Австралии, Китае, Южной Корее и Италии, а о её существовании знает до 60 сотрудников.

Увольнение ещё одного топ-менеджера

3 марта 2017 года Uber после трёх лет работы в компании покинул вице-президент по продукту и росту Эд Бейкер. Ранее Бейкер занимал позицию топ-менеджера в Facebook.

Сам Бейкер утверждает, что его уход связан с желанием применить свои навыки в другой области, но источники Recode подозревают, что отставка может быть связано с «вызывающим вопросы у руководства» поведением топ-менеджера. Например, на одном из мероприятий компании в Майами Бейкера видели целующимся с сотрудницей — хотя в сексуальных домогательствах его не заподозрили.

Чем эти обвинения отличаются от предыдущих

За свою историю Uber сталкивалась с большим количеством скандалов и обвинений: водители срывают злость на клиентах и устраивают акции протеста, топ-менеджеры делают неоднозначные заявления, компания то и дело судится с властями того или иного региона даже у себя на родине — в США.

Сексизм, кража технологий, кокаин и перепалки с водителями: хроника последних скандалов вокруг Uber

Однако 2017 год, пишет Wired, начался для компании необычно — в этот раз обвинения, с которыми столкнулся стартап, гораздо более серьёзные, считает партнёр фонда XSeed Capital Роберт Сигел.

Никто не любит сексистские организации, в которых унижают сотрудников.

— Роберт Сигел

По мнению специалистов, с которыми удалось пообщаться Wired, Uber балансирует на краю пропасти — для того, чтобы разрушить бренд, руководству достаточно совершить одно неосторожное действие. Тогда, считают они, озлобленные водители и пользователи уйдут к конкурентам — и компании будет сложно восстановить свою репутацию.

Даже если Uber выдержит поток обвинений, продолжают они, на компании висит сразу несколько исков — в том числе, от одной из крупнейших ИТ-компаний — Google. «Иск Waymo может стоит Uber миллиарды долларов. Топ-менеджеры могут оказаться за решёткой. Uber может лишиться права предоставлять услуги самоуправляемых автомобилей или вообще заниматься подобными технологиями. Это ставит под угрозу будущее компании».

55
13 комментариев

"Сексизм, кража технологий, кокаин и перепалки с водителями"
звучит как название фильма

11
Ответить

Это всё похоже на очень организованный набор скандалов, который методично скармливается прессе

7
Ответить

Не так давно Lyft пытался себя продать, но никто не захотел покупать за ту цену ($5.5B+)
https://www.nytimes.com/2016/08/20/technology/lyft-is-said-to-fail-to-find-a-buyer-despite-talks-with-several-companies.html

Сейчас очень похоже на организованную кампанию против Убер чтобы поднять новый раунд. Peter Thiel (Palantir) в числе основных инвесторов Lyft.
https://www.wsj.com/articles/lyft-seeking-at-least-500-million-in-new-funding-1488418612

2
Ответить

Никто не любит сексистские организации, в которых унижают сотрудников.

А как же Тинькофф Банк?

4
Ответить

Забавная фраза....а Вы к ТБ какую часть фразы относите - сексизм....или унижение....или обе составляющие? Или Вы считаете, что есть организации, которые белые и пушистые, и там ни разу ничего подобного не происходило? Везде это есть, и все зависит от того, насколько готовы терпеть это "унижаемые", молчать в носовой платок, и не выносить "сор из избы".

Ответить

Так их никто и не любит.

Ответить

Да, наброс на Убер знатный. Кто-то пытается сбить цену?

3
Ответить