Бумага, которая меня убивает: один штрих к портрету такси
Разбитые машины и жертвы на дорогах, повышенные тарифы на страховку и авто в сомнительном техническом состоянии... Все эти картины рисует разум простого обывателя, когда речь заходит о такси. Поэтому в потоке подсознательно держишься подальше от такой машины, а вызывая такси, слегка мандражируешь, потому что заранее не знаешь, что за чудо (человек или машина) к тебе приедет. Еще в Советском Союзе решили победить этого таксишного монстра с помощью одной бумажки, а нынешние российские власти решили и вовсе ее сакрализировать. Речь пойдет о путевом листе...
Тот самый путевой лист
Советский Союз славен многими своими изобретениями: например, Белка и Стрелка, автомобиль Жигули, холодильник Бирюза, стиральная машина Вятка, телевизор Рубин, шкаф-стенка и прочие. Но не многие помнят, что именно в государстве победившего пролетариата была изобретена вещь, по-настоящему достойная мирового признания, а также одновременно Нобелевской премии и премии Оскар. Это путевой лист.
Путевой лист имеет разные значения и предназначения на разных видах транспорта, но для общественных видов транспорта, в которых перевозят случайных пассажиров или рабочих, сотрудников (если речь идет о производстве), он принял особую форму.
Как правило, это бланк обычного формата А4, в котором указаны данные о транспортном средстве, владельце или перевозчике юридическом лице или ИП, специфические законом определенные признаки этой машины (например, данные о лицензии на перевозку), а также сведения о водителе. Водитель не может приступить к работе без путевого листа, в котором также отражены данные о двух проверках.
Во-первых, перед выпуском на линию транспортного средства его должен осмотреть механик по определенному регламенту, поставить дату и время осмотра и свою подпись. Во-вторых, водителя должен осмотреть сертифицированный врач по определенному списку проверок (например, давление, температура и тому подобное) и также поставить время и подпись.
Так было в Советском Союзе, государстве, которое перестало существовать в 1991 году. Сейчас мы с вами находимся в 2021 году, за это время транспортные и телематические технологии во всем мире сделали квантовый скачок, машины изменились до неузнаваемости, но такое славное изобретение советских ученых, как путевой лист, заняло заслуженное место в сердцах уже наследников советской власти, российской номенклатуры.
Почему властям так полюбился путевой лист?
Аварийность на дорогах растет, за рулем находится, не пойми кто, а едет этот не пойми кто на не понятно чем... Спросите любого чиновника, что делать в такой беспредельной ситуации? Конечно же, ответом будет: жестко регулировать!
Перед вами стоит задача: не допустить до работы, а лучше и вовсе на дорогу, человека, который не соответствует требованиям транспортной безопасности, а также машину, которая технически неисправна. Как вы это сделаете, задумайтесь.
Очевидно, что в самом начале его пути, еще до того, как он поворачивает ключ в замке зажигания, необходимо установить на его пути законодательный барьер в виде проверки, определенной путевым листом.
- Водитель должен соответствовать требованиям закона, за это отвечает перевозчик, грубо говоря, владелец машины
- Сама машина должна пройти необходимые технические проверки
- Водитель должен пройти медицинский осмотр.
Только после этого можно в путь. Понятие путевого листа закрепляют в новом проекта закона о такси, государство пилит собственную информационную систему контроля путевых листов под магической аббревиатурой КИС АРТ. Чудесный мир российского чиновника 2021 года прекрасен и непоколебим. Только с помощью путевого листа можно победить бездорожье и разгильдяйство в России. So far, so good.
Когда логика путевого листа не действует
Однако ж, есть такие такси, которым путевой лист не нужен. В стоимостном выражении премиальное такси (дорогие лимузины и седаны) составляет не менее 5-15% рынка такси. Пассажиров в машине не меньше, сами по себе они не менее ценные, чем пассажиры тарифа эконом, а иногда даже более ценные (только представьте, кого возят черные длинные машины).
Но угадайте что? Для бизнес-такси и тарифов выше путевой лист не требуется... Да, да, именно так. За рулем бизнес-такси может находиться кто угодно, в любом состоянии, а ехать он может на непроверенной машине. Такова, напомню, логика российских чиновников. Прекрасно, не правда ли?
Также путевой лист не учитывает две особенности российского населения, которые оно унаследовало от homo sovieticus. Во-первых, после получения путевого листа действия водителя никто не контролирует, у него может неожиданно подняться температура, скакануть давление, он может выпить водки или употребить наркотики.
Во-вторых, скажем по большому секрету, он может подделать путевой лист. То есть не проходить медицинский и технический контроль каждый день. Но с этим государство, конечно же, будет нещадно бороться, в частности, при посредничестве информационной системы КИС АРТ, упомянутой выше, так как на нее уже потрачены огромные средства, и назад пути нет.
Напомним, что путевой лист не требуется обычному водителю машины, который находится на дороге, а таких большинство, и водителю каршеринга, хотя он тоже может перевозит пассажиров и создавать опасные ситуации на дорогах не хуже таксиста.
Путевой лист и коронавирус
Логику путевого листа нарушает и завезенная к нам из вражеского Китая коронавирусная инфекция. Представьте, вам необходимо собрать в одном месте большое количество людей для проверки технического и физиологического состояния. Очевидно, это невозможно сделать без грубого нарушения эпидемиологических норм.
Само скопление людей и нахождение в одних и тех же помещениях опасно. С другой стороны, если говорить о медицинском оборудовании, то оно будет многократно в течение дня соприкасаться с разными людьми, и таким образом, может стать фактором распространения коронавируса.
Пытаясь решить одну медицинскую задачку, мы себе одновременно придумали другую... А коронавирус с нами надолго, как и карантины, и нерабочие дни, в которые все эти водители и проверяющие сотрудники, конечно же, должны работать.
Международная практика путевых листов
Путевых листов в принципе нигде в мире нет. Точка.
Как же люди там выживают? Полагаю, это правильный вопрос для российских властей. Возможно, им запрещен выезд в другие страны, и они не в курсе? Есть ли возможность отправить куда-нибудь подальше хотя бы часть чиновников для обмена опытом за бюджетные средства?
Социальные предпосылки для путевых листов
Почему же в России решили пойти путем путевых листов?
Полагаю, что для нас путевой лист стал лакмусовой бумажкой тотального недоверия в обществе. Власти не доверяют жителям, а те отвечают им взаимностью. Для ужесточения контроля чиновники придумывают все более изощренные схемы, а население в равной степени изощренные схемы ухода от тоталитарного контроля.
Чем все это закончится, и как распутать этот гордиев узел недоверия? Вангую: однажды придет новое поколение чиновников на смену старым, эти люди бывали в европах, знают, что такое технологии, понимают, что с некоторыми атавизмами, как это ни больно, уже пора расстаться. Моя надежда только на это.
Пишите, что думаете, в комментариях. Нужны ли путевые листы и проверки в такси? Должна ли степень контроля со стороны государства за обществом повышаться?