От Apple Car до Arrival: крупнейшие «провалы» в сфере транспорта 2024 года по версии TechCrunch

Но не для всех всё потеряно.

Стартапы, которые работали над беспилотными машинами и электрокарами, когда-то были «любимцами» венчурных фирм, обещая принесли миллиарды долларов выручки, пишет TechCrunch. Но теперь такие проекты всё чаще закрываются, а крупные автопроизводители вроде Ford и Toyota пересматривают свои планы по переходу на электромобили в ближайшем будущем.

Издание выбрало девять проектов, которые потерпели неудачу в 2024 году.

<a href="https://vc.ru/transport/318171-dizainery-sozdali-3d-model-elektromobilya-apple-car-na-osnove-patentov-kompanii" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">3D-модель </a>электромобиля Apple Car на основе патентов компании. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.macrumors.com%2F2021%2F12%2F10%2Fapple-car-3d-render-based-on-patents%2F&postId=446271" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">MacRumors</a>
3D-модель электромобиля Apple Car на основе патентов компании. Источник: MacRumors

Проект Apple Car

Первые слухи о том, что Apple работает над электромобилем, появились в 2014 году. Источники рассказывали, что компания планировала запустить его массовое производство в 2024-м, но затем якобы сдвигала дату. Среди потенциальных партнёров СМИ называли Hyundai, Kia и Nissan.

Apple не комментировала слухи, а в феврале 2024-го собеседники Bloomberg рассказали, что компания отказалась от проекта и перевела часть участвующих в нём сотрудников в подразделение, связанное с ИИ.

Производитель электрофургонов Arrival Дениса Свердлова

Arrival основал бывший глава Yota Денис Свердлов — в Лондоне в 2015 году. В 2021-м компания вышла на Nasdaq при капитализации в $13 млрд. Уже на следующий год FT сообщила о проблемах стартапа: издание писало о массовых увольнениях для сокращения расходов, якобы собранных вручную фургонах (их планировали делать на автоматизированных микрофабриках) и растущем недовольстве акционеров.

В итоге Свердлов ушёл с поста гендиректора, компания несколько раз увольняла работников, Nasdaq сначала выдавала предупреждения Arrival, а затем провела делистинг акций. В марте 2024-го Arrival продал активы разработчику электромобилей Canoo, в июне суд признал стартап банкротом.

Источник: Arrival
Источник: Arrival

Разработчик электровелосипедов и мопедов Cake

Шведская Cake известна как производитель высокотехнологичных велосипедов, пишет TechCrunch. Среди её разработок были грузовой электровелосипед Cake Äik с запасом хода до 360 км и грузоподъемностью 80 кг и электромопед Cake Ösa с аккумулятором, который позволяет питать электроинструменты или, например, зарядить ноутбук.

В 2024 году Cake подала заявление о банкротстве после серии отзывов своих транспортных средств и возможного ухода инвестора. После компания сообщила, что права на бренд и интеллектуальную собственность выкупил норвежский автодилер Brages Holding AS. «Cake получила вторую жизнь», — пишет TechCrunch.

 Cake Äik. Источник: Cake
Cake Äik. Источник: Cake

Роботакси Cruise

Cruise — подразделение General Motors (GM) — была первой компанией, которая в 2022 году запустила услуги такси без водителя в Сан-Франциско. В 2023-м автомобили компании попали в несколько аварий, после которых сервис ограничил работу беспилотных такси на всей территории США.

В конце 2024-го GM заявила, что прекращает финансировать разработку беспилотного такси Cruise. За всё время развития автопроизводитель вложил в него более $10 млрд. Подразделение Cruise объединят с технологической командой GM — вместе они будут разрабатывать решения для беспилотного вождения. TechCrunch ждёт больше новостей о планах Cruise в 2025 году.

Источник: Bloomberg 
Источник: Bloomberg 

Производитель электромобилей Fisker

Свой первый электромобиль, кроссовер Ocean, компания Хенрика Фискера представила в 2021 году, а поставки начала в 2023-м — когда интерес к электрокарам в мире стал ослабевать. В 2024-м компания столкнулась с проверками регуляторов из-за технических неисправностей в машинах, финансовыми сложностями и делистингом с Нью-Йоркской биржи.

В результате в июне Fisker подала заявление на банкротство в США. Свои активы автопроизводитель оценил в сумму от $500 млн до $1 млрд, обязательства — в $100-500 млн.

Фискер вместе с первым электрокаром Fisker. Источник: Getty Images 
Фискер вместе с первым электрокаром Fisker. Источник: Getty Images 

Создатель летающего такси Lilium

Основанная в Германии в 2015 году Lilium разрабатывала электрические самолёты с вертикальным взлётом и посадкой. Первый полёт их двухместная модель совершила в 2017 году, а в 2019-м компания испытала пятиместное аэротакси.

Несмотря на контракты, например на поставку до 100 самолётов Саудовской Аравии, в 2024 году Lilium объявила, что у неё закончились деньги. А к концу года уволила всех сотрудников и закрылась. Но после новости о закрытии сообщила, что нашла инвестора, который выкупит дочерние активы компании.

Источник: Lilium 
Источник: Lilium 

Производитель аккумуляторов Northvolt

Шведский производитель аккумуляторов для электромобилей Northvolt объявил о банкротстве в США в ноябре 2024 года, а его сооснователь Питер Карлсон покинул должность гендиректора. Перед этим компания уволила 1600 сотрудников — около 20% штата, и продала часть производственных активов. Northvolt, общая сумма инвестиций в которого превышала $14 млрд, столкнулся с нехваткой денег, писал TechCrunch.

Разработчик платформы для удалённых водителей Phantom Auto

Калифорнийский стартап разработал платформу, которая позволяла удалённым водителям при необходимости подключаться к управлению беспилотниками. По данным TechCrunch, компания закрылась в марте 2024 года из-за того, что не смогла привлечь инвестиции.

Источник: Phantom Auto
Источник: Phantom Auto

Разработчик ПО для беспилотников Ghost Autonomy

Основанный в 2017 году стартап (сначала назывался Ghost Locomotion) разрабатывал ПО для автономных машин, а среди его инвесторов была OpenAI. Закрылся в начале 2024-го.

33
11
1 комментарий

йо мобиль забыли )