Линии жизни: как будет развиваться трамвайное движение в Москве в ближайшие годы
Привет! Это директор МосТрансПроекта Владимир Титов. Московская трамвайная сеть является одной из крупнейших в мире: ее общая протяженность достигает почти 170 километров. Скоро в столице могут появиться еще несколько трамвайных линий, призванных разгрузить транспортную систему и сделать передвижение по городу удобнее для горожан. Расскажу о них в своей сегодняшней колонке.
О том, как устроена экономика трамвайной линии и почему в определенных случаях рельсовый транспорт лучше автобуса, я рассказывал недавно в своей колонке.
Исследования наших специалистов показывают, что спрос на трамвай будет только расти, поскольку этот вид транспорта обладает рядом важных преимуществ, в том числе, приоритет в движении, плавность хода, высокая провозная способность, экологичность и пр. Многие маршруты проходят через живописные парки и зеленые зоны, не нужно спускаться в метро. К тому же, комфортабельные трамваи нового поколения — трехсекционные «Витязь-Москва» — могут возить до 8 тыс. пассажиров в час.
В связи с этим сегодня город проектирует новые трамвайные линии, которые должны появиться в 2023-2024 гг.
Соединяй и властвуй
Один из ключевых проектов - новая 1,6-километровая трамвайная линия, которая пройдет по проспекту Академика Сахарова, соединив Площадь трех вокзалов с центром города — метро «Чистые пруды». Сейчас прорабатывается проектная документация, необходимая для реализации проекта. На текущем этапе мы планируем запуск в конце 2023 – начале 2024 года.
Для чего нужна эта линия? Во-первых, она позволит впервые создать новые диаметральные маршруты через центр города. Существующие маршруты проходят, в основном, отдельными линиями по окраинам города, не соединяясь в центре. Новая линия по проспекту Академика Сахарова позволит создать единую, удобную для пассажиров систему трамвайного сообщения с восточных районов Москвы на юг, юго-запад и обратно.
Благодаря новым диаметрам многие жители получат прямые маршруты в центр города, к Бульварному кольцу, в районы Замоскворечья, куда удобнее будет добраться без метро. Также появится дополнительная прямая связь Ленинградского, Казанского, Ярославского и Павелецкого вокзалов. Удобно и быстро добираться до центра смогут около 2 млн человек, посчитали в МосТрансПроекте.
Вторая функция новой линии - локальная. Напомню, в начале августа, завершился самый сложный этап реконструкции участка МЦД-2 Каланчевская - Курская: поезда теперь ходят в обычном режиме (в течение года ходили в реверсивном), интервал движения сокращен с 18 до 6 минут, станция «Каланчевская» переименована в «Площадь трех вокзалов». В ближайшее время, по прогнозам МосТрансПроекта, пассажиропоток на транспортно-пересадочном узле Площади трех вокзалов вырастет на 10%, что даст дополнительную нагрузку на вход в метро, особенно в утренний час пик. Планируемая трамвайная линия на проспекте Академика Сахарова позволит переключить часть пассажиров на трамвай (они смогут добираться до центра города, не спускаясь в метро, по времени это будет вдвое быстрее), что разгрузит станцию «Комсомольская» примерно на 16% — это 50 тыс. пассажиров в сутки.
При строительстве новой линии будет применено необычное для города решение: при пересечении Садового кольца трамвай будет двигаться при помощи аккумуляторов, традиционной контактной сети здесь не будет.
Проект также предусматривает благоустройство и озеленение прилегающих территорий, появление наземных регулируемых переходов. Проспект Академика Сахарова останется местом проведения массовых мероприятий – это учитывается в проекте. Новой линией, по оценкам МосТрансПроекта, будут пользоваться до 50 тыс. человек ежедневно при интервалах движения трамваев около 2-5 минут.
Дорога к Курскому вокзалу
Еще один важный общегородской проект — трамвайная линия по улице Сергия Радонежского.
Сегодня москвичи, которые едут на трамвае по шоссе Энтузиастов в сторону центра, после площади Ильича вынуждены пересаживаться на метро, ведь существующая трамвайная линия сворачивает в этом месте на юг. Совсем небольшой (протяженностью менее километра) участок обеспечит прямой маршрут из восточных районов в центральную часть города, создав удобную и короткую связь с Курским вокзалом (экономя 15 минут времени пассажирам), став альтернативой метро. Станции «Курская» и «Чкаловская» и так считаются одними из самых загруженных, после запуска МЦД-4 в 2024 году трафик там возрастет еще больше. Планируется, что новая трамвайная линия поможет разгрузить метро на 27 тыс. пассажиров в день.
Новая трамвайная связь с центром улучшит транспортное обслуживание семи районов с населением более 700 тыс. чел. (в пешей доступности от трамвая окажутся более 300 тыс. чел.). Ожидаемый пассажиропоток на данном участке будет достигать 40 тыс. пассажиров в сутки. В качестве примера удобного маршрута можно привести путь от Кольцевой линии метро до ТЦ «Город-Лефортово»: сейчас он занимает примерно 27-30 минут на метро с пересадкой на автобус, после запуска новой линии это займет всего 15 минут и на одном трамвае.
Отмечу, что новый участок трамвайной линии разместится к северу от проезжей части улицы Сергия Радонежского. Ширина проезжей части здесь избыточна, проведенное математическое моделирование подтвердило, что строительство трамвайной линии движению автомобилей не помешает и пробок не создаст.
Также проект предусматривает озеленение пространства, появление удобных пешеходных дорожек, новых фонарей, лавочек и урн на территории основного хода бульвара Энтузиастов, площади Рогожской Заставы, улицы Сергия Радонежского и Андроньевской площади. Кроме того, для жителей района будет создана велосипедная дорожка.
Трамвай для спальных районов
Есть также ряд важных локальных проектов на окраинах города, призванных существенно разгрузить движение и создать новые транспортные связи для жителей.
К примеру, на юге Москвы новая трамвайная линия свяжет Чертановскую улицу и станцию «Пражская» Серпуховско-Тимирязевской линии метро с Московским центральным диаметром (МЦД-2).
Уверен, что данный маршрут станет очень популярен у жителей — пересадка с трамвая на МЦД «Покровское» займет всего 2 минуты, для удобства здесь планируется строительство 15 остановок с приподнятыми платформами. Благодаря появлению этой линии горожане будут больше пользоваться общественным транспортом, а не личным, что окажет положительное влияние на транспортную инфраструктуру и экологию района, в целом.
Также прорабатываем новую 5,7-километровую линию в восточной части города – она пройдет от Метрогородка до станции метро «Измайловская». Линия будет хордовой и пройдет сразу через 4 района — Метрогородок, Гольяново, Северное Измайлово и Измайлово. Трамваи, в частности, будут подвозить жителей районов к станциям метро «Измайловская» и «Бульвар Рокоссовского».
Новый маршрут планируется почти полностью отделить от проезжей части — это значит, что автомобили и трамваи (там, где это технологически возможно) не будут мешать друг другу, общественный транспорт будет ходить строго по расписанию. Останется только небольшой участок совмещенного проезда по 3-й Парковой улице между Первомайской улицей и метро «Измайловская», где трафик небольшой и не создаст помех движению вагонов. С учетом развития востока Москвы ожидается, что новой трамвайной линией будут пользоваться около 65 тысяч человек в день. Замечу, что одновременно в Восточном округе также планируется реконструкция некоторых улиц: Тагильской, Монтажной, 3-й Парковой.
Обособление существующих трамвайных линий от проезжей части улиц и движения автомобилей — это отдельная и очень интересная тема для дискуссии. Для чего это делается, и какая работа проводится МосТрансПроектом в этой части, расскажу в одной из своих следующих колонок.