Заменят ли каршеринг и такси личный автомобиль?
В марте этого года цены на автомобили и автозапчасти резко поползли вверх, и многие россияне задались вопросом, насколько целесообразно покупать новую или содержать уже имеющуюся машину. Тем более что во многих городах, даже не самых крупных, развиты сервисы такси и каршеринга. Но заставил ли рост цен отказаться россиян от личного авто и чаще пользоваться каршерингом и такси? Разбираемся в вопросе вместе с аналитиками CloudPayments.
Насколько владение автомобилем стало дороже в 2022 году
Западные санкции больно ударили по экономике владения автомобилем: стоимость содержания машины с марта 2022 года неуклонно ползет вверх. Так, по данным аналитического агентства «Автостат» в марте на содержание легкового автомобиля в России уходило в среднем 9 078 рублей, а в июне — уже 10 037 рублей. При этом к июню 2022 года увеличилась и доля людей, которые тратят на обслуживание транспортного средства более 10 тысяч рублей в месяц. К примеру, доля тех, кто тратит на эту статью расходов от 10 до 15 тысяч рублей, в июне составила 21,5% (против 17,2% в марте), 15-20 тысяч рублей — 9,1% в июне (против 6,4% в марте), 20-30 тысяч рублей — 3,7% в июне (против 2,9% в марте). Число тех, кто тратит на машину более 30 тысяч рублей в месяц, осталось на уровне 2%.
Но все-таки большинство россиян владеет авто с менее скромными потребностями: тех, кто тратит на машину 5-10 тысяч рублей в месяц, в июне было 39,4% от всего числа автовладельцев (в марте — 40,3%), а тех, кто тратит на машину менее 5 тысяч рублей, в июне оказалось 23,4% (в марте — 29,3%).
При этом увеличилось число людей, которые тратят на обслуживание транспортного средства от 10 до 15 тысяч рублей в месяц: в марте таких людей было 17,2% от общего числа автовладельцев, а в июне — 21,5%.
И на фоне возрастающих затрат на содержание автомобиля многие россияне, по всей видимости, и вовсе отказываются от покупки авто: например, по данным аналитического агентства «Автостат» в октябре 2022 года россияне приобрели на 63,1% меньше новых легковых автомобилей, чем в том же месяце 2021 года. Может быть, россияне стали задумываться о том, чтобы пересесть с собственного авто на каршеринг и такси?
Стало ли популярнее такси?
По данным аналитиков CloudPayments (сервис входит в группу Cloud) за год (в период с 1 января по 31 октября 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года) онлайн-оборот услуг такси вырос на 7%, количество транзакций при этом снизилось на 20%, а средний чек увеличился на 28% до 326 рублей. Цифры говорят о том, что россияне стали пользоваться такси реже, но стоимость одной поездки при этом существенно выросла — то есть говорить о том, что россияне массово пересели с собственных авто на такси не приходится.
Данные CloudPayments
А что с каршерингом?
Похожая ситуация сложилась и в категории каршеринга. По данным аналитиков CloudPayments, за период с 1 января по 31 октября 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года онлайн-оборот вырос на 4%, количество транзакций при этом снизилось на 22%, а средний чек увеличился на 26% до 311 рублей.
Это говорит о том, что россияне стали реже пользоваться услугами каршеринга, но поездки стали стоить дороже. При этом говорить о том, что увеличение среднего чека связано с тем, что россияне берут машину в аренду для поездок на дальние расстояния не приходится: по данным опросов 70% россиян предпочитают каршеринг для коротких поездок.
Эксперты рынка считают, что рынок каршеринга в России еще покажет рост, и этому способствует увеличение расходов на содержание собственного автомобиля. Но пока аналитики склоняются к тому, что чаще всего в качестве альтернативы личному автомобилю россияне предпочитают общественный транспорт.