Как технологии изменят общественный транспорт РФ
Развитие этой отрасли в столице и других городах России в последнее время набирает обороты.
Одно из значимых, на мой взгляд, нововведений — внедрение спутниковых технологий. Системы GPS/Глонасс в общественном транспорте идут на пользу пассажирам и местным администрациям. Первые через приложения отслеживают движение отдельных автобусов или троллейбусов, вторые используют информацию для повышения качества работы транспортной отрасли.
При обновлении автопарка перевозчики делают упор на повышение комфорта и безопасности пассажиров. А именно: места для инвалидных колясок в передней части салона, камеры наблюдения, климат-контроль, бесплатный Wi-Fi, USB-разъемы для зарядки гаджетов, двигатели экокласса "Евро-5".
Также из перспектив, на мой взгляд, следует назвать наметившийся отказ от использования транспорта с двигателем внутреннего сгорания. Московские власти планируют перестать покупать автобусы с ДВС с 2021 года и начнут переход на электробусы.
Электробусы постепенно вытесняют троллейбусы. Электронным автобусам вместо непрерывной электролинии, достаточно места для подзарядки на остановочном пункте. На отдельных маршрутах обычные троллейбусы заменяют дуобусы — троллейбусы с дизель-генератором. Их преимущество — в способности проехать некоторое расстояние в автономном режиме, и затем вновь подключиться к питающей сети.
Проблемы, связанные с экологией беспокоят все большее число людей. Благодаря чему крупные автоконцерны, среди которых BMW, Nissan, Mitsubishi и другие, также стали выпускать электромобили, что повышает конкуренцию и, в конечном итоге, делает электрокары более доступными. Вторым важным фактором роста можно назвать активное развитие инфраструктуры, которая делает повседневное использование электромобилей удобным. Наличие точек “зарядки” и государственные субсидии по всему миру способствуют популяризации электрокаров. В Швеции, например, уже строят дороги, которые заряжают движущиеся электрокары.
Россия оказалась между двух огней: Китая, где электробусы выпускаются десятками тысяч и Европы, которая активно экспериментирует.
В сентябре 2018 года в Москве были запущены электрические автобусы от российских компаний КамАз и группа ГАЗ. Именно они в мае этого же года выиграли конкурс на закупку электробусов.
17 декабря 2018 года прошла новость о том, что в этот день ни один электробус не вышел на московские дороги. Всему виной низкая температура воздуха и неготовность экологичного транспорта к московской зиме. А что и говорить о других городах России, где зима еще суровее.
Отмечу проблемы, стоящие на пути развития систем городского транспорта и требующие скорейшего разрешения. По моим наблюдениям, их несколько:
- нехватка средств на развитие городской инфраструктуры (выделенные полосы, новые остановки и так далее);
- малая ширина улиц в старых частях городов, не позволяющая запустить полноценное движение общественного транспорта без помех;
- недостаток свободной конкуренции и чрезмерное значение для отрасли управленческих решений местных администраций;
- неправильное транспортное поведение горожан, для которых личное авто символизирует удобство и жизненный успех, а общественный транспорт вызывает негативные ассоциации.
Почти все существующие в отрасли проблемы в принципе разрешимы при правильном подходе к разработке новых городских стандартов и законодательных актов.
Александр Сапов, CEO международного сервиса по бронированию трансферов и аренде автомобиля с водителем GetTransfer.com