Электросамокаты: запретить или регулировать?

С 1 марта 2023 в РФ действуют измененные ПДД, в которые впервые было введено регулирование движения электросамокатов, моноколес и других СИМ (средств индивидуальной мобильности), признанных не механическими транспортными средствами (но и не мопедами). Однако их пользователи, как и другие участники движения, похоже мало осведомлены о поправках.

Есть ощущение, что все ездят кому как нравится. Мы видим, что регулирования по факту нет, потому что мы постоянно сталкиваемся с тем, что движение самокатов по городу достаточно хаотично, никто не соблюдает ПДД, если это личные самокаты — они превышают предельно допустимые 25 км/ч, и поэтому конфликтные ситуации на дороге возникают очень часто: либо самокатчики налетают на пешеходов, либо влетают друг в друга, попадают в ДТП и ломаются.

Нужно, чтобы городские власти подошли к вопросу развития микромобильности и аренды системно, совершенно точно необходимо установить рамки и контролировать исполнение правил.

На другой чаше весов — вариант полного запрета аренды электросамокатов, как в Париже. Но это не выход. Просто отказаться от какого-то передвижения неправильно, потому что это один из видов городской мобильности, которые решают разные задачи.

Развитие микромобильности современному городу необходимо: доказано, что оно повышает безопасность движения и эффективность использования пространства.

Движущийся автомобиль занимает в 28 раз больше места, чем велосипед или самокат, не говоря о припаркованных авто

Соответственно можно пойти по пути Копенгагена, например, то есть поставить вопрос на паузу и найти способ решения проблемы, придумать новую регуляторную модель.

В 2020 году власти Копенгагена запретили все арендные электросамокаты в городе, но в 2022-м решили вернуть с рядом ограничений. Они ограничили зоны завершения аренды, исключив центральную часть города. А также количество самокатов у одного оператора до 800 (то есть оставив примерно 3 200 самокатов на весь город). Запретили кататься без шлема и в состоянии опьянения более 0,5 промилле.

Для проверки трезвости самокатчиков датский оператор Voi, например, используют тест на реакцию, если не прошли, пользователю предлагают вызвать такси

Копенгаген. Фото "STEP. Транспортные решения"
Копенгаген. Фото "STEP. Транспортные решения"

Вообще СИМы надо развивать: больше пользователей микромобильности — меньше автомобилей, здоровее город.

Кроме того, развитие СИМов повышает доступность, а значит и популярность общественного транспорта.Вы можете воспользоваться тем же самокатом, чтобы добраться от своего дома до остановки или наоборот, вместо того, чтобы брать такси или использовать личное авто. Таким образом, кикшеринг закрывает потребности т. н. «первой и последней мили», делая способы добраться из точки А в точку Б максимально кастомизированными и удобными.

В центре города люди могут перемещаться на кикшеринге, не пользуясь личным автомобилем, просто потому, что это быстрее и удобнее. Ехать по теплому зелёному городу очень даже приятно, можно посмотреть на достопримечательности. Это позволяет развивать туристическую среду.

Что для этого нужно? Помимо регулирования, нужно развивать инфраструктуру микромобильности. Во-первых, ее необходимо обеспечить соответствующим пространством на улично-дорожной сети, отделить от потока пешеходов и автомобилей. Самый лучший вариант — это физическое обособление бордюром. Можно еще делать буфер в разметке, использовать делиниаторы, чтобы выделить это пространство. Во-вторых, не стоит забывать и про места хранения личных средств индивидуальной мобильности. И главное: всегда анализировать, что сделано хорошо, а что плохо, делать выводы и работу над ошибками.

Начать дискуссию