Итоги российского авторынка 2019: состояние, показатели и прогноз продаж

Российский авторынок переживает непростые времена. После двух лет небольшого роста и появления осторожных надежд на перелом в положительную сторону в 2019 году продажи вновь идут в минус.

О текущем состоянии рынка и прогнозах на будущий год рассказал CEO международного сервиса по бронированию трансферов GetTransfer.com Александр Сапов.

Итоги российского авторынка 2019: состояние, показатели и прогноз продаж

Продолжительное снижение российского авторынка и ключевые факторы, давящие на продажи.

К концу года стало совсем ясно, что авторынок упал. Так, с января по август было продано 1,114 миллиона автомобилей. В сравнении с тем же периодом прошлого года произошло снижение на 2,3%. К концу лета месячные показатели перестали падать, но смена знака на положительный не произошла. Некоторые эксперты называют сложившуюся ситуацию медленно идущей эрозией рынка.

Подведены итоги октября, в течение которого в стране продали 152 057 машин. В это число входят как легковые, так и легкие коммерческие автомобили. В октябре 2018 года тот же показатель был на 5,2% выше. Из-за затянувшегося неблагоприятного тренда Ассоциация европейского бизнеса поменяла свой прогноз для нашего авторынка с позитивного на слабо негативный.

Если говорить об отдельных месяцах, то падение не фиксировалось только в январе и марте. На уровне прошлого года или чуть выше продажи удерживались за счет того, что доходы граждан относительно стабилизировались. Кроме этого, многие люди смогли воспользоваться субсидиями, выделявшимися на приобретение автомобилей. В конце первого полугодия эти средства закончились и статистика ушла в “глухой” минус.

Россияне покупают меньше автомобилей по нескольким причинам, среди которых зимнее повышение НДС и колебания курса национальной валюты.

Успешные игроки на российском авторынке

Лидером отечественного автомобильного рынка остается АВТОВАЗ. За ним по количеству проданных машин в первой пятерке, соответственно, расположились KIA, Hyundai, Renault и Volkswagen. Кроме них в ТОП-10 вошли Skoda, Toyota, ГАЗ, Mercedes-Benz и BMW.

Среди теряющих рыночные позиции можно отметить такие марки, как Nissan, Mitsubishi, Ford, Chevrolet, Land Rover, Infiniti, Honda, Jaguar.

Рост продаж или хотя бы их сохранение на приемлемых позициях для отдельных марок объясняется обычно или ценовыми преимуществами, или успешностью сразу нескольких моделей у российского населения. Причина падения спроса на другие автомобили в целом одна — свободных средств у людей становится меньше. Но есть и особые случаи, например, введение санкций странами-поставщиками машин или проблемы на производстве за пределами России.

Про рост продаж Lada и популярность китайских авто

Lada действительно имела очень хорошие продажи вплоть до осени, и только в сентябре темпы роста начали замедляться. Октябрь же для производителя стал отрицательным — число проданных машин составило 30 237, и это на 6% меньше, чем в прошлом году. Первенство Lada на нашем рынке объяснить легко. Во-первых, цены на машины не так зависят от валютных колебаний. Во-вторых, по тем же причинам доступнее запчасти. В-третьих, у завода есть сразу несколько хорошо раскупаемых моделей: бестселлер Granta, Vesta, Xray и 4х4.

Skoda в октябре продала на 16,9% машин больше, чем в том же месяце прошлого года. Общее их число составило 8 903 штуки. Вытянули марку в плюс две модели: давно известная россиянам Octavia и быстро ставший популярным семейный внедорожник Kodiaq. Rapid и Superb остались в минусе, но общая цифра все равно положительная.

Среди авто премиального сегмента в нашей стране первые два места традиционно делят BMW и Mercedes.

Победителями в этом году стали баварцы, потому что они предлагали много новых моделей. Так, существенно обновился BMW X7, а также седаны 3-й и 7-й серий. Продолжает хорошо продаваться новый X5.

Из китайских брендов на российском рынке лидирует Haval, на втором месте Geely. Популярность автомобилей из Китая объясняется их способностью конкурировать по цене с другими марками. Китайцы строят свои производства внутри России и все больше интересуются рынком своего северного соседа. Но порой удивляющие цифры их продаж зачастую связаны не только с этим. Тут важно понимать, что база для сравнения у автомобилей из Китая невысока, они стали распространяться в России совсем недавно. Почему у Haval рост продаж в октябре 2019 года составил больше 300%? Потому, что в том же месяце прошлого года компания реализовала всего 358 машин.

Причины падения продаж Mitsubishi, Lexus, Land Rover

Падение Mitsubishi стало неожиданностью, так как марка на протяжении двух последних лет уверенно наращивала позиции. В июне ее продажи снизились сразу на четверть, что стало внезапным для самого производителя. Объяснение все то же — слабая покупательская способность людей и, в целом, вялость автомобильного рынка страны. Похожие проблемы испытывает и Lexus. Да, марка стабильно обновляет линейку и покупатели есть, но их все же меньше, чем в прошлом году.

У Land Rover ситуация особая. Производителя лихорадит в принципе, он теряет позиции не только в нашей стране. На это есть несколько причин:

  • дизельные двигатели становятся менее привлекательными из-за ввода новых экологических норм WLTP;
  • готовящийся Brexit и связанные с ним колебания курса фунта;
  • американо-китайская торговая война, в результате которой Land Rover потерял очень много покупателей в Азии.

Автозавод в результате сокращает персонал и расходы, поэтому у него пока страдает и выпуск новых моделей, и маркетинговая составляющая.

Неожиданно взлететь могут все те же китайские автомобили. Люди постепенно привыкают к ним и перестают относиться с недоверием, да и качество, как и у большинства товаров из Китая, с каждым годом растет. Кроме того, эти машины сохранят свои ценовые преимущества.

Прогноз на показателей по итогам текущего года

Во второй половине года ситуация на автомобильном рынке страны стала очевидно хуже, чем в первой. Ждать выхода в плюс по итогам 12 месяцев уже не имеет смысла. Можно надеяться на сохранение показателей 2018 года, но и до этой планки число продаж наверняка не дотянет.

У автодилеров в запасе есть еще последняя неделя декабря. Это время традиционно благоприятное, так как люди покупают машины, дарят подарки себе и близким. Они понимают, что продавцы после Нового года выставят другие ценники и стремятся сделать покупку до пересчета. Возможно, небольшой всплеск будет еще из-за повышения с 1 января утилизационного сбора.

11
2 комментария

Зачем покупать отечественный автомобиль, когда можно купить качественного корейца, который будет стоить так же

Ответить

кореец не будет стоить также и так же не будет качественней

Ответить