Реальная стоимость автомобиля под звездочками: как мы перенесли автокредит в онлайн
И теперь вы можете получить кредит онлайн за полчаса в любое время суток, не поговорив вообще ни с одним человеком в процессе. Даже обойтись без навязанных услуг автосалонов, от которых нам всем уже тошно.
Привет! Я Дима Савченко, директор по развитию автомобильного маркетплейса FRESH. Последние полгода мы с командой активно работали, чтобы совершить маленькую революцию на автомобильном рынке. Мы научились выдавать кредиты на машину полностью онлайн. Теперь каждый, кто хоть раз сталкивался с проклятым авторынком и кредитами на нем, сможет вздохнуть спокойно.
А чего там проклятого-то? Кредиты на машины давно существуют…
Да, но они всратые, простите за мой французский. Вот как это выглядит. Открою для вас изнанку бизнеса — говорить будем о рынке подержанных машин.
Сейчас в России продается около 400 тысяч подержанных тачек. Из них около 200 тысяч — это частные объявления, еще по 100 тысяч — дилеры и перекупы. Дилеры мониторят и пылесосят рынок частников, всеми правдами и неправдами выкупая машины, целясь в самые маржинальные. Не очень приятный процесс, конечно. Лучшие тачки на рынке перетекают с парковок и из гаражей в дилерские салоны.
Дальше начинается цирк. Вы видите на «Авито» или другом сайте клевую машину, цена 1,6 млн рублей. Приезжаете в салон — а там говорят, что машина стоит 2,2 млн. Конечно, за 1,6 млн рублей тоже продадут, но только в кредит, и нужно еще 800 тысяч страховки накинуть.
Самый популярный вопрос на актуальном авторынке: «А цена настоящая?» И самый популярный ответ: «Такая цена только в кредит». Но при этом все равно врут прямо в лицо.
Вот такой вот бизнес. Дилеров в целом можно понять: ребята построили себе замки из стекла и металла, держат армию продаванов, специалистов по кредитам, мойщиков, уборщиков, перегонщиков, эсэмэмщиков. Им приходится мутить с кредитами, чтобы содержать это добро. А эта армия нужна, чтобы мутить с кредитами. Замкнутый круг!
Тут хочу отметить, что на рынке бывают и приличные дилеры. Но сама суть рынка ставит их в невыгодное положение по сравнению со множеством полумошенников.
Сомнительно, но окэй. А с кредитами-то в чем проблема?
Представим, что вы хотите взять новую тачку в кредит. Идете в салон, вас усаживают за стол с менеджером и ноутбуком. Вокруг простор, красота, машины стоят. Пахнет кожаными салонами и дорогими духами (нет) . Ну не будем отвлекаться.
Менеджер клацает по клавишам, заполняет вручную более 100 полей. Буквально допрашивает, разве что интимные фотки не просит показать. Получает из банков предложения — и давай вам пересказывать. Тут такая ставка, такие условия. Тут — такая. Вот здесь нужно взять допы. А тут маленький платеж, но есть вот еще. От такого голова пухнет. Вы пришли принять важное финансовое решение на много миллионов рублей, а надо на ходу что-то решить. Неудивительно, что люди сдаются и берут кредит просто по минимальному платежу.
А еще менеджер не расскажет вам о том, что машину продадут только с услугой антиклещевой обработки (в январе). Дилеры обожают раздувать стоимость невозвратными допами. Например, клиенту впаривают карту помощи на дорогах, стоимость которой списывают в первый же день: мол, все, услуга оказана! А если возмутиться, достать из кармана пачку наличных и сказать «К черту ваш кредит, плачу кешем», цена машины сразу же взлетит в космос. Вы тот же человек, тачка стоит в паре метров от вас, а цена плавает на сотни тысяч.
Традиционный автомобильный бизнес и кредиты в нем — это Дикий Запад со своими мустангами. Хорошо еще, что без кольтов.
И что делать?
Хотим вырваться из этого ада — в онлайн. Нам нужен свободный рынок банковских услуг, аукцион. На нем выбираете вы, а не вас. На нем банки борются за клиентов — и могут не играть по дилерским правилам. При этом вы выбираете без давления, в комфортных для себя условиях.
Такое уже давно работает в сфере потребительского кредитования. Покупая телевизор или планшет в онлайн-гипермаркете электроники, вы все оформляете онлайн — и после просто забираете свою покупку. Но с автомобильным рынком все иначе. В конце концов, покупка стоит не 20 тысяч рублей, а, например, 5 млн.
Чтобы работал аукцион онлайн-автокредитов, нужна компания со статусом оператора финансовых платформ (ОФП). Таких в России всего восемь, потому что получать статус очень сложно и дорого. ОФП выступит своего рода финансовым бэкендом: возьмет на себя создание заявок в банки и вообще всю коммуникацию с ними — со своего рода банковским API. Мы запартнерились с классным оператором финансовых платформ — «Открытым финансовым маркетплейсом».
Ну, и как все работает?
Магия в пяти действиях:
- Идете на сайт автомобильного маркетплейса FRESH и выбираете себе новую ласточку. Не в конкретном салоне, а где угодно.
- Авторизуетесь на Госуслугах. Госуслуги и так все про вас знают, проходить допрос у дилера не придется.
- «Открытый финансовый маркетплейс» автоматически подает заявки на кредиты в банки и присылает вам одобрения. Все это практически мгновенно.
- Смотрите и сравниваете все на сайте, в комфортной обстановке. Могут ли отказать? Могут. Тогда дойдете до холодильника, откроете бутылку мерло, улыбнетесь — все окей.
- Выбираете кредит — и он автоматически оформляется за несколько минут.
Ноль визитов в салон, ноль разговоров с сотрудниками банка. Можно просто взять кредит — хоть в час ночи первого января. Можно оформить кредит за 10 минут.
А дальше что? Машина где?
Машина в салоне. Просто придете и покажете им решение от банка. Дальше тот самый менеджер с ноутбуком просто перенесет ваши данные в CRM — и все, забирайте машину. Никто уже не будет ничего продавать или мутить с допами.
А еще мы в FRESH даже можем организовать доставку машины в ваш город. Теоретически можете в тапочках спуститься и забрать свою новую тачку с пробегом.
Так зачем для всего этого ОФП?
Тут есть две важные фишки.
Цифровой профиль гражданина. Оператор финансовых платформ получает доступ к цифровому профилю гражданина, который хранится в государственном data lake и очень хорошо защищен. Это буквально цифровой слепок россиянина, в нем несколько сотен параметров. Благодаря доступу к цифровому профилю ОФП и банки могут очень быстро и точно оценить финансовое состояние человека и принять решение о кредите.
Клиент остается с ОФП. В обычном кредите банк «забирает себе» клиента — и может менять условия, допродавать какие-то свои страховки, запрещать рефинансирование и так далее. Не очень удобно. А мы вас никому не отдадим. И сами допрод… Нам просто нечего, можно не волноваться.
А что про выгоду?
Ну блин, конечно брать кредит в онлайне выгоднее. Хотя бы потому, что вы делаете выбор спокойно: так проще остановиться на хорошем варианте.
А еще шансы на одобрение не меньше, чем в оффлайне в автосалоне. У разных банков разные требования к заемщикам, и на маркетплейсе можно собрать их все. Иными словами, если вы берете конкретный кредит (например, у своего банка), вероятность одобрения — условные 50%. А на маркетплейсе — условные 80% за счет предложений от других банков. К концу года у нас будет уже 10 банков (сейчас — два).
Уже сейчас мы выдаем кредиты ниже рынка. Без шуток, можно взять один из самых выгодных автокредитов в России.
Ну ладно. А что с бумажками? Когда привезут договор?
Все полностью онлайн, никаких бумажек. Вы буквально подписываете кредитный договор на 12 млн рублей с помощью СМС. При этом информация о выданном кредите хранится в Регистраторе финансовых транзакций (РФТ) национального расчетного депозитария и имеет юридическую значимость.
Ну и вообще, в 2024 году уже можно не париться о бумажном договоре.
Если все так сладко, то почему рынок раньше не подтянулся?
Пилить онлайн-маркетплейс автокредитов — это долго, дорого, больно. Мы полгода создавали IT-инфраструктуру для этого, положили просто немерено сил и ресурсов. Конечно, автосалону невыгодно этим заниматься, куда приятнее продать меховые коврики в июле.
При этом под капотом еще всякие тонкости, о которых покупатель вообще не знает. Например, банк и рад бы выдавать автокредит, скажем, под 19% при ставке ЦБ 16%. А дилер банку сразу: «Братан, буду выдавать кредиты, но с тебя еще 6% от общей стоимости каждого. А мы еще допуслуг натолкаем туда».
Эту систему очень трудно расшатать изнутри, настолько она вросла в бизнес дилеров и банков. И снаружи, со стороны конкретного банка, проблема тоже решается слабо. Вам ваш собственный банк выдаст кредит под 30% годовых, обещая снизить ставку после получения тачки, — но не скажет, подойдет ли конкретная машина в качестве залога. А мы же понимаем, что легко может не подойти.
Я очень хочу расшевелить эту отрасль. Вижу в российском авторынке большой потенциал, несмотря на все трудности. Так что сделаю все, чтобы вы могли покупать машину в кредит так же легко, как Айфон. Для этого уже все готово: есть современная межбанковская инфраструктура, которая позволяет исключить из схемы дилеров-мошенников. Регуляторы в лице ЦБ, цифровизация и нежелание людей переплачивать не оставят дилерам выбора — и все уже меняется.
Думаете, это фигня и ничего не получится? Излейте боль и желчь в комментариях. Похвалы и вопросы по сути тоже приветствуются.
Кайфец, удачи!
клаааасс!
Будущее продаж квартир, машин за аукционами. Дилер может добавить сколько угодно допов к минимальной цене машины с завода, чтобы купили его лот.
P.s.только нужен хороший закон для борьбы с перекупщиками.
По мне для упрощения нужно усложнить.
Не для кого не секрет что продажа автомобилей у нас на уровне каменного века, не н@б..шь не проживёшь.
Продажу автомобиля надо прировнять к продаже оружия.
В этом случаи не сертифицированный продавец не сможет торговать как ему захочется.
Должен будет соблюдать те или иные условия, про которых шаг в сторону должен привлечь внимания надзорные органы.
И если он будет попадаться на тех или иных махинациях то гудбай - торгуй яблоками а не тачками.
Как заметил на собственном опыте, дилеры которые состоят в РОАД меньше всего пытаются н@..ть.
Получается на них есть какой-то рычаг.
Ничего не мешает продавцу выдать тачку в онлайн-кредит уже со всеми допами. И будет тоже самое, только с другого ракурса
Логика меняется. Классифайды борются с фейковыми ценами, а мы делаем так, чтобы банки бились за клиента условиями на аукционе.
А так да, ушлые дилеры и туда загрузят допы. Не стоит принимать предложение, если вам туда "напихали"
Какая бы не была схема продажи авто, дилеру так или иначе придется зарабатывать свою маржу. Если не смогут зарабатывать на КВ и доп услугах, будут включать маржу в стоимость авто.
Либо в теории закрывать автосалон и переходить на формат продажи с доставкой со склада до дома - но в это как-то не верится. Думаете люди готовы купить авто да еще в кредит без личного осмотра?
Может сначала приехать в автосалон, выбрать авто, забронировать, а уж потом самостоятельно подать заявку на кредит и спокойно выбрать банк?