Телеграм-бот для оформления полиса ОСАГО

Делимся опытом создания телеграм-бота @osago_robot для оформления ОСАГО.

Изначально мы делали его для себя, чтобы не бегать в страховые и не возиться с глючными сайтами, а главное не сканировать документы. Как и все простые смертные, мы регулярно оформляем себе ОСАГО. И однажды подумали: «Ну какого чёрта? Мы же разработчики ПО, почему бы нам не облегчить самим себе жизнь?» Тогда мы нашли страхового брокера, и за полтора месяца усилиями двух человек создали бота на связке Node.js/PostgreSQL с пакетом node-telegram-bot-api:

Так выглядит процесс ввода данных​
Так выглядит процесс ввода данных​

Как же это всё функционирует и в чем отличие?

Суть брокера в том, что он работает с несколькими страховыми, и при этом не нужно самостоятельно обращаться в каждую из них. Брокеру предоставляешь информацию, а он уже формирует запросы в разные компании и в ответ присылает ссылку на оплату. Плюс в том, что страховых много, и даже если одна не одобрила, одобрит другая. Боту не нужны сканы документов, он не перекидывает тебя никуда на сторонние сайты, не впаривает страховку жизни и имущества (хотя разок все же предложит страховку от несчастного случая), не тупит, не висит, не теряет данные, да и вообще приятный парень. Поболтал с ним в режиме чата, получил несколько страховых на выбор, перешел по ссылке на оплату, ввел данные карточки и готово, получай свой полис на e-mail. Проще некуда.

В общем, мы так радовались год, оформляли ОСАГО себе и родственникам, вот к примеру скан одной из первых страховок, которую я оформил своей жене с помощью бота:

На весь процесс без спешки ушло 12 минут​
На весь процесс без спешки ушло 12 минут​

Почему Telegram?

Здесь есть несколько причин, но самая главная: удобные боты есть только в телеге. Ну, объективно, никакая другая платформа на сегодняшний день не предоставляет подобного функционала. Остальные причины:

1) Стабильность. Можно хоть неделю вводить данные, сессия не потухнет, ничего не пропадет. Это весьма кстати, если дел куча и постоянно отвлекаешься, или если в процессе вдруг оказалось, что нет карты ТО, и надо ехать ее получать (потом просто продолжаешь оформлять полис с того места, где всё остановилось);

2) Мобильность. Ну тут понятно: вот телефон, вот приложение, всегда под рукой и в доступе.

3) Многоплатформенность. Телеграм-клиент на планшете или рабочем компе работает точно так же, как и телефонный. Даже можно начать вводить данные с телефона, а продолжить на компьютере – все само автоматически синхронизируется.

4) Надежность. Все знают, что телеграм-соединение хорошо защищено. А кроме того, ваши данные могут храниться там бесконечно долго, за счет чего оформить повторную страховку на следующий год можно буквально за пять минут (конечно, если данные ваши не изменились).

5) Простота. Найти бота в телеге и начать с ним переписываться сможет даже далекий от технологий человек.

С какими проблемами столкнулись при разработке?

Без косяков никуда. Не будем врать, что сразу сделали идеальную систему.

Сначала была только одна страховая компания, которая если отказывала, то всё, ищите сами другую. Мы это исправили, т.к. брокер смог расширить список страховых, теперь шанс одобрения хотя бы одной из них около 95%.

Потом был затык с необходимостью ввода адреса четко по системе КЛАДР – далеко не все знают, как это должно делаться, и был высокий риск ошибиться в процессе. Сейчас бот сам выдает подсказки, нужно просто выбрать из представленных вариантов.

И ещё одна из проблем была связана с новым законом о страховании, по которому нельзя оформлять полис завтрашнего дня (должно быть 3 дня в запасе). То есть человек оформляет, указывает нужную дату, а ему приходит отказ, непонятно почему. Оказывается, к желаемой дате нужно было прибавить ещё 3 дня. В общем, теперь бот необходимые дни прибавляет сам, и вам не нужно вникать в законодательство, просто тыкаете на кнопку “выбрать ближайшую дату”.

Плюсы бота

1. Удобство. Просто, быстро, и без лишней потери нервных клеток.

2. Не нужны сканы документов. Все данные вводятся в формате букв и цифр, в режиме диалога. Для особо подозрительных: ребят, не имея скана вашего паспорта, ничего мы с этими данными сделать не сможем, да и не нужно нам оно. А платежную информацию мы и вовсе у вас не просим – вы вводите её уже непосредственно на странице оплаты у страховой компании.

3. Все данные сохраняются, и при продлении полиса ничего повторно вводить не нужно. Достаточно ткнуть кнопочку и всё, ещё один год страховки у вас в кармане (то есть на почте). Так можно один раз оформить полисы всей семье и друзьям, а потом просто автоматически продлевать всю эту пачку за считанные минуты.

На скриншотах подчеркнуто время от получения списка полисов до ссылки на оплату полиса. Итого на формирование запроса ушла минута и еще через 2 минуты пришла ссылка на оплату. Полис был на почте через 2 минуты после оплаты, общее потраченное время составило: 1 + 2 + 2 = 5 минут, а вот и сам полис:

​Он оформлен на ту же самую машину
​Он оформлен на ту же самую машину

Наблюдательные могли заметить, что продление полиса в Росгосстрахе в 2020 году обошлось на 300 р. дешевле чем это было в Альфастраховании годом ранее, хотя конечно основная экономия тут за счет деревенской прописки и безаварийного стажа. Такой вот нюанс.

Мы подумали, что бы такого сделать, чтобы пользователям было интереснее, и решили сделать кэшбэк. В течение трёх месяцев с момента оформления можно будет получить 3% от стоимости полиса на карту, привязанную к номеру телефона того, кто оформляет страховку. То есть если по вышеуказанной схеме сделать страховки жене, маме, тёще, однокласснику и коллеге, то кэшбэк можно получить в 5-кратном объеме.

Такой вот мы сделали бот @osago_robot и хотим узнать ваше мнение о нём. Интересно было бы вообще такое? Может, что-то ещё стоит добавить или улучшить?

Нам интересно запустить эту разработку на широкую публику. И мы даже пытались давать рекламу в нескольких телеграм-каналах бюджетом до 1000 ₽, но выхлопа никакого не получили, либо каналы не те, либо людям в них не до страховок.

Реклама в этом канале обошлась в 900 ₽
Реклама в этом канале обошлась в 900 ₽

Фактически мы просто спустили деньги на ветер. Поэтому решили спросить мнение людей об этом сервисе. Напишите, пожалуйста, что вы думаете о нашей разработке?

С уважением,

1111
12 комментариев

Прекрасная идея! Но не совсем понятно, как обойтись без сканов документов. Вроде шли разговоры об отмене требований, но все страховщики, с которыми приходилось сталкиваться их требовали, ссылаясь на 15 статью закона об осаго.

5
Ответить

Работа со страховыми сервисами идёт через API, в котором не требуется передавать сканы, все данные пробиваются по базам автоматически. Если ввести невалидные данные, от страховых просто не поступит предложений. (К сожалению, без причины отказа.)

2
Ответить

Спасибо!

4
Ответить

Замысел хороший, вот только пользователям проще накидать фото документов, а в ответ получить ссылку на готовый полис. 
Проверено на себе. 
Осаго платформы платят ₽ за ручной ввод данных(неплохой процент, кстати). Поэтому все довольны - и посредник(получает свой процент) и заазчик(получает полис без заполнений).
У самого бот для получения ДК. Пользовались только знакомые и то по принуждению)

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Поправили, не бойтесь) Хотя кнопки/ссылки «заехать услугу» у нас нет, но в любом случае спасибо за находку. Если же у Вас действительно есть потребность в IT услугах, напишите на почту management@inetss.com так будет быстрее всего.

Ответить

А в Украине подобное можно реализовать и не скромный вопрос по коду, вы его не сливали в открытый репозиторий?

Ответить