Как мы хотели помочь таксистам, но пандемия все испортила
В один из зимних вечеров я сидел в клубе после концерта в Замоскворечье и ждал такси домой. Я заказал себе еще один коктейль, потому что знал, что машину всегда приходится ждать минут 20. Спустя полчаса я ехал домой по Кутузовскому проспекту и по правую сторону от меня на парковке перед гостиницей Radisson стояло несколько десятков машин S-класса.
Всем привет! Я из команды, разрабатывающей сервис для удобной работы водителей такси бизнес-класса, и я хочу поделиться историей создания стартапа на рынке бизнес-такси. Проект создан на стартап-треке Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ.
Существующие агрегаторы хорошо справляются с задачей по соединению таксистов с пассажирами. Однако, наверное, все встречались с ситуацией, описанной выше – в бизнес сегменте она возникает особенно часто.
Мы спросили водителей, где, по их мнению, бывает много заказов и где они их ждут, за исключением совсем очевидных вариантов вроде Москвы-сити и Рублевки. Получился такой список:
- Большая Дмитровка
- Тверская улица
- Кутузовский проспект
- Новинский бульвар
- Radisson на Арбате
- Гостиница Хилтон
- Гостиница Украина
- Различные элитные жилые комплексы
- Клубные места
Водители ждут заказы в одних местах, а заказы ждут водителей в других. Такое нерациональное распределение нам не понравилось, и мы решили это исправить.
Итак, главная проблема — долгое ожидание машины. Агрегаторы видят проблему в скоплении водителей в «местах силы» — на площадках известных многим людных событий (концертов, футбольных матчей), в результате чего в других местах машин не хватает. В общем, машины в городе есть, но не там, где нужно.
Решение агрегаторов – карта повышенного спроса: она мотивирует водителей активнее перемещаться по городу в поисках повышенных коэффициентов. Но это не нравится пассажирам: из-за повышения стоимости они уходят в другие агрегаторы или вообще отказываются от такси в пользу каршеринга или общественного транспорта.
Вначале для выявления проблем мы поговорили с водителями и посмотрели, что есть у агрегаторов.
Водители
Мы провели интервью с 80 таксистами бизнес-класса и выделили две их проблемы (боли) — длинный рабочий день и тяжелый график. Таксисты не работают всю неделю: во вторник, среду и воскресенье заработать много не получится, поэтому рабочая неделя водителя — это примерно 4 дня в неделю или 18 дней в месяц.
Среди респондентов встречались опытные водители, которые проработали в такси бизнес-класса по 10-15 лет! Некоторые опытные водители уходят из такси из-за высокой нагрузки. Молодые выдерживают полгода, но тоже не могут долго продержаться в таком графике.
Сгруппировав водителей по поведению, мы получили разбиение целевой аудитории на три группы:
1) Активные. Водители, которые не стоят на месте. Они большую часть времени простоя катаются по городу (из интересного: холостой пробег и затраты на него такие люди обычно не считают)
Сейчас вообще не важно, где стоять, надо двигаться. Двигаешься — какие-то шансы увеличиваются
2) Пассивные. Водители, которые не передвигаются по городу в поисках заказов — до последнего будут стоять на одном месте.
Отъехал от одного места, а через 15 минут там заказ — а ты уехал. Где, где гарантия, что в другом месте будет лучше?! Я вам скажу так, если работа есть, она есть везде, если ее нет — то нет
3) Оптимальные. Промежуточный вариант, который совмещает эти два подхода. Стоят N минут, затем передвигаются на Z километров, затем опять стоят X минут. Эти переменные зависят от времени суток, дня недели, месяца, местоположения (района), знания привычек клиентов, настроения водителя. Есть ещё несколько индивидуальных факторов, влияющих на решение: информация из клиентского приложения Яндекса, карты спроса Яндекса, агрегаторов мероприятий (KudaGO, Яндекс.Афиша), чатов с водителями.
Это творческий процесс. Смотрите, место не очень — едете. Сейчас 30 минут стоял, надоело, еду кататься, искать
Гипотеза первая: водители премиального сегмента простаивают
Из интервью мы узнали, что в лучшие дни у водителя бизнес-такси максимум 15 заказов, большая часть — поездки в вечернее время и утром.
В целом, гипотеза о простое подтвердилась. Еще мы заметили, что водители по-разному воспринимают время простоя. Многие водители уже смирились с тем, что это неотъемлемая часть работы. Для части водителей оказалось, что простоять 3-4 часа подряд один раз в день — незначительный простой.
Гипотеза вторая: активные водители зарабатывают больше
Мы узнали, что таксисты из активной группы зарабатывают в районе 90 тысяч в месяц, ждущие в одной точке около 70 тысяч, новички чаще всего зарабатывают еще меньше. В активной группе почти все водители имели большой опыт (что понятно, чем больше водитель работает в такси, тем крепче он держит руку на пульсе).
Таксисты стараются максимизировать доход и минимизировать расходы за смену. Прибыль связана с количеством заказов, а расходы складываются из аренды машины, еды и топлива. Минимизируя расходы водитель
- Имеет длинный рабочий день, чтобы окупать аренду машины,
- Старается меньше зря ездить.
Оказывается, что больше зарабатывает тот, кто перемещается по городу: по результатам кастдевов мы выяснили, что опытные водители
- знают места,
- перемещаются по городу.
Анализ заработка
Из общения сложилась такая картина заработка водителя:
Рабочий день: 11 часов (14 часов + 3 часа перерывов — например, переждать час пик и поесть). Из 11 часов, по словам водителей, суммарно 5 часов они находятся без заказов, 6 часов с пассажиром, из них:
- 6 коротких поездок по 10 минут + 10 минут ожидания,
- 6 средних по 30 минут + 20 минут ожидания (за пределами Садового кольца),
- 3 длинных по 40 минут + 40 минут ожидания (это часто трансфер в аэропорт).
Среднее время подачи машины -- 7 минут у Яндекса и 14 минут у Wheely. Это время в равной степени включено в поездку и во время ожидания и убрано из расчётов для упрощения. На основании времени подачи машины вывод, что простой у Wheely больше, чем у Яндекса сделать нельзя, потому что, например, у Wheely более широко распространен предзаказ водителей.
Итого
Работа: 6 × 10 (мин) + 6 × 30 (мин) + 3 × 40 (мин) = 360 минут = 6 часов,
Простой: 6 × 10 (мин) + 6 × 20 (мин) + 3 × 40 (мин) = 300 минут = 5 часов.
Доходы
Короткая поездка = 600 ₽, средняя = 1 000 ₽, длинная = 1 800 ₽.
Итого
6 × 600 ₽ + 6 × 1 000 ₽ + 3 × 1 800 ₽ ≈ 15 000 ₽ до вычета расходов.
С учетом комиссий (25% агрегатору и 5% таксопарку): 15 000 ₽ × (0,25 + 0,05) = 10 500 ₽
Средний чек: 10 500 / 15 = 700 ₽.
Расходы
- Еда не дома: 400 ₽ (2 раза);
- Аренда машины: 4 500 ₽ / день (см., например, данные с Авито);
- Мойка: 600 ₽ (2 раза);
- Бензин: расход — 6 л / 100 км, при скорости движения в 60 км/ч за 6 часов получаем 360 км, значит, за день расходуется 18 л + постоять и домой, итого 20 литров. Это обходится в 20 л × 50 ₽ / л = 1 000 ₽.
Итого: 400 ₽ + 4 500 ₽ + 600 ₽ + 1 000 ₽ = 6 500 ₽.
Прибыль
10 500 ₽ — 6 500 ₽ = 4 000 ₽ / день или, 11 часов, 360 ₽ / час.
4 000 ₽ × 18 рабочих дней ≈ 72 000 ₽ / мес, что сходится с кастдевом.
Сравнение с Москвой
Сравним с медианной зарплатой в Москве на 2019 год — 66 000 ₽ / месяц:
66 000 ₽ / (21 день × 8 часов) = 66 000 ₽ / 168 часов = 392 ₽ / час.
Для таксистов: 72 000 ₽ / (18 дней × 11 часов) = 72 000 ₽ / 198 часов = 364 ₽ / час.
364 рубля
Подведем итог: чего хотят водители, чтобы зарабатывать?
- Знать места в городе или быстро узнавать о них,
- Иметь уверенность в получении заказа,
- Планировать рабочий день.
Какими сервисами водители пользуются сейчас:
Агрегаторы
Все выводы по поводу агрегаторов сделаны на основе исследования РБК: https://marketing.rbc.ru/research/42536/
На рынке бизнес-такси Москвы четыре игрока:
- Яндекс, 44% (на 2019 год, доля Uber записана в счет Яндекса);
- Gett Premium, 25%;
- Ситимобил, 17%;
- Wheely, 14%.
Из исследования видно, что Gett Premium и Wheely любят за сервис, но Яндекс — первый по скорости подачи машины (7 минут, что в два раза быстрее, чем Wheely). Получается, что время ожидания для бизнес-такси существенно. Этим объясняется доля Яндекса.
Многие водители работают с другими агрегаторами. В массовом сегменте у таксистов достаточно заказов, чтобы выбирать заказы между агрегаторами. В премиальном работа с другими агрегаторами — способ снижения простоя. Водители отмечают, что, работая лишь с одним агрегатором, иногда не удается «отбить» обязательные платежи за автомобиль.
Возможности агрегаторов
Wheely:
- Мотивирует водителей работать в невыгодное время с помощью баллов, на которые они потом обменивают поездки в аэропорт;
- Комиссия от 14 до 28%;
- Карта спроса — по сути, как у Яндекса: считается число клиентов, открывших приложение в одной из «сот», и сравнивается с числом машин.
Ситимобил:
- Комиссии 20%, 18%, 16% в зависимости от статуса;
- Мотивирует водителей работать в невыгодное время с помощью повышенной минималки для водителей, берущих заказы. Она назначается автоматически по спросу для определенного района и времени;
- Мотивирует водителей с помощью «Персональной цели». Это бонусы вида «совершите еще 5 поездок и получите 1000 ₽».
Gett Premium:
- Комиссия 20%;
- «Акции и бонусы» для водителей.
Яндекс Такси:
- Активность дает доступ к «гарантированному заработку»;
- Комиссия в тарифах «Комфорт+» и Business — 20,47%, в Premier и Еlite — 16%.
Что хотим сделать мы
Наш подход максимально интуитивен: водители видят карту Москвы с отмеченными на ней событиями, которые заканчиваются в ближайшие несколько часов. Так водители будут знать где в ближайшее время будут заказы и смогут спланировать свой график. Сейчас мы находимся на стадии MVP, по вечерам выдаем мероприятия из онлайн-афиши KudaGo, а в течение дня рекомендуем крупные бизнес-центры и офисы. Такой подход хорошо сочетается с логикой водителя — ехать туда, где будут люди. А если еще упоминать в приложении платежеспособность аудитории (например, цену входного билета), то водитель будет уверен, что на месте его будут ждать клиенты.
Чтобы решить проблему со скоплением в «местах силы», на данный момент мы рекомендуем места с учетом лимита, зависящего от количества людей на мероприятии, цены билета и плотности мероприятий в этом районе.
Мы рассчитываем, что водители будут пользоваться нашим приложением в моменты, когда долго не смогут найти заказ с помощью агрегатора.
Полноценное тестирование продукта планируем запустить после окончания ограничений из-за пандемии — на момент написания статьи использование такси бизнес-класса в Москве ограничено, к тому же качественные рекомендации при перераспределении спроса сформировать будет трудно.
Кстати, в США существуют приложения с таким подходом:
- Farepilot ($8.8m инвестиций, 200000 скачиваний),
- Gridwise ($5.4m инвестиций, 50000 скачиваний).