От виртуальных пространств к онлайн-доскам Продуктовый spin-off getLocus на тренде «Miro-Все»

От виртуальных пространств к онлайн-доскам Продуктовый spin-off getLocus на тренде «Miro-Все»

В 2020 году мы создали цифровой сервис «getLocus» - виртуальные пространства-кабинеты для совместной работы и обучения онлайн. Исследуя пользовательский опыт, мы сталкивались с двумя типами отношения к сервису. Одни пользователи восхищались им, активно применяли его в своей работе, советовали «getLocus» друзьям/коллегам, другие же наоборот - критиковали. Худший сценарий - регистрировались, делали пару проб и тихо исчезали навсегда. Мы хотели разобраться - чем сервис привлекает первых и не устраивает вторых, и что нужно изменить, чтобы «getLocus» был полезен обеим категориям пользователей.

Что впечатляет «фанатов» в «getLocus», мы поняли достаточно быстро - это возможность совместной работы в подгруппах, находящихся в одном общем пространстве, а также проведение межгрупповых обсуждений в нем. Включил «микрофон» - тебя слышат только на близком расстоянии, отошел – тебя уже не слышно. Включил «мегафон» - будешь услышан всеми, где бы в пространстве они не находились.

Пример пространства "Тренинг-онлайн"
Пример пространства "Тренинг-онлайн"

Возможность оформить интерьер “рабочего места” под свои задачи и создать «эффект присутствия», - расценивалось пользователями, как вторая «киллер-фича». Например, расставить стульчики/диванчики для участников каждой группы, сделать зону, где все бы сидели за одним общим круглым столом, организовать зону, где можно работать индивидуально и многое другое

Примеры интерьеров пространств. Можно собирать на свое усмотрение.
Примеры интерьеров пространств. Можно собирать на свое усмотрение.

Представители другого лагеря говорили нам - стикеры, рисовалка, ПДФ-листалка, демонстрация экрана, – это все правильно, нужно. А зачем эти все перемещения, стульчики, «умный звук» - чем дальше друг от друга, тем тише, а потом вообще не слышно? Это же все мешает работать! Отрицание такими пользователями ключевых возможностей сервиса стала предельно очевидной, когда Miro первый раз объявил об уходе из России (весна 2022 года). В поисках замены к нам потянулись некоторые из «Миролюбов». Они пробовали работать в пространствах «getLocus». Вроде бы почти все то же, что и в Miro: и стикеры, и рисовалка, и т.п., а еще и новая возможность - zoom подключать не надо. Вместе с тем, такие пользователи не могли привыкнуть к тому, что в getLocus пространства хоть и большие, но ограниченные, что нужно включать и выключать микрофон или мегафон, что нужно перемещать аватарку в пространстве.

Пример работы с материалами проектной команды
Пример работы с материалами проектной команды

Кейс: Один клиент-миролюб после долгих проб отказался замещать Miro коробочным решением getLocus, хотя изначально был очень позитивно настроен к нашему сервису. ЛПР сказал, что он и его команда привыкли к тому, что в Miro перемещение объекта (стикера, картинки) делается в один клик по объекту, а в getLocus в два!
Не буду вдаваться в технические подробности – мы просто не могли перейти на эту операторку. Такой переход разрушал всю пространственную архитектуру getLocus, а один клик по объекту или два - для ЛПРа оказалось «стоп-фактором».

Сначала мы думали, что все «дело в привычках», поэтому терпеливо пробовали формировать у таких клиентов новые – не получалось. Дальше мы начали убеждать себя, что «Миролюбы» - это не наша ЦА, и не стоит тратить на них время. Но они продолжали к нам стучаться, а с середины 2023 года все чаще и чаще спрашивали: «из Miro к вам можно хоть что-то выгрузить»? В общем, контактов с такими пользователями было много, но пользовательские отношения с ними все еще не складывались.

Сложный путь к бесконечным доскам

Мы разговаривали с пользователями, наблюдали за тем, какие инструменты они используют в реальности, дописывали разные фичи, надстраивали «экосистемные навесы», без которых бизнес-заказчику наш сервис не интересен (сделали SSO, сделали API и т.п.). Но ничего не менялось. Первый лагерь нас любил все больше и больше, рекомендовал своим друзьям, коллегам, покупал пространства, а второй лагерь, как не понимал, зачем эти «танцы с бубнами», так и продолжал не понимать.

В итоге сложными тропами мы пришли к простому выводу… Есть пользователи, которым важна «движуха и интерактивность». Это прежде всего бизнес-тренеры, репетиторы, преподаватели. Они-то и составляют костяк фанатов пространств-кабинетов getLocus. Однако есть много пользователей, которым прежде всего важно совместное производство знаковых/графических объектов (блок-схем, майнд-мепов и т.п.), которые они создают в ходе онлайн мозговых штурмов, совещаний, митапов. А звук они и через групповой чат в Вотсапе или Телеграмм пустить могут – им этого достаточно.

Если есть две разных ЦА, то должны быть два, по-разному собранных сервиса. В начале 2024 года мы технологически и концептуально приблизились к такому продуктовому решению. Решили - надо «выпилить» доску, сделать ее безграничной, убрать аватарки, которые можно перемещать по пространству, и у нас будет не один, а два продукта: «Гетлокус-пространства» и «Доски-гетЛокус». Но тут вопрос был поставлен ребром – зачем делать еще одну онлайн-доску, если их и так больше десятка, где только российских не менее 5-ти штук? В чем будет ключевая полезность, кто клиент нашей доски?

Принимая решение о старте продуктового спинофа «Доски-getLocus», мы четко понимали, что за четыре года наша команда накопила и технологические (IT), и продуктовые компетенции. Именно они позволят нам создать конкурентную доску, найти свои киллер-фичи, свою рыночную нишу и сформировать свою «досочную» аудиторию.

28 августа 2024 мы вывели в продакшен свой новый сервис - бесконечные «Доски- getLocus»!

Пример работы на бесконечных "Досках-getLocus"
Пример работы на бесконечных "Досках-getLocus"

Планов масса! Значительная часть гипотез-полезностей уже реализована в бесконечных «Досках-getlocus» и функционирует. Вдобавок мы включили новые функции, недоступные для getLocus-пространств.

Перечислять зашитые в доски полезности не будем. Пользователи их сами опознают и начнут активно их использовать, а если нет, то не беда! Мы клиентоориентированны, готовы меняться и развивать новый сервис вместе с вами.

Вместо заключения

Приглашаем всех желающих к использованию сервиса «Доски-getlocus» и очень рассчитываем на вашу обратную связь. По завершению CustDev обязательно будем технологически связывать «Доски-getlocus» и «Пространства-getlocus».
Следите за новостями и обновлениями сервиса на нашем телеграмм-канале "На досках".

12
1
5 комментариев