Собственная CRM-система с сопровождением клиентов и встроенной логистикой

Меня зовут Павел Ковтун, я совладелец сервиса по аренде сменных ковров в Санкт-Петербурге и Ленобласти — Virginia. С 2011 года мы ведем активную деятельность и входим в ТОП-5 компаний-лидеров отрасли в нашем регионе. В прошлой статье я рассказал о том, как нам удалось справиться с кризисом во время президентских каникул. В этом материале речь пойдет об it-инструментах, которые нас спасли.

Сейчас мы используем собственное программное обеспечение, которое регулярно самостоятельно дорабатываем и дополняем. Еще на старте в 2011 году мы поняли, что необходимо идти по пути автоматизации процессов для создания устойчивой бизнес модели. Проанализировали рынок и пришли к выводу, что специального ПО для ниши грязезащитных ковров в открытом доступе не существует. Слышали о таком ПО в некоторых компаниях, но в продаже их не было. Поэтому и решили разработать свое. И спустя 9 лет нисколько об этом не жалеем :).

<i>Общий вид системы</i>
Общий вид системы

Разработка, разработка и... разработка

Принять решение - это только часть дела, дальше нужно все задуманное реализовать. Это куда сложнее. Вообще я бы выделил два больших важных этапа в жизни нашего ПО:

  • старт - мы учились писать технические задания программистам, когда нужно расписать все максимально подробно (они ребята такие, как написано, так и сделают); тяжело было выделять средства на подобные разработки, но мы сразу понимали, что они себя окупят;
  • постоянное развитие - тут мы вошли во вкус и ежемесячно у нас появляются доработки, нововведения, которые делают работу еще комфортнее и эффективнее, а в офисе появилась доска идей, которая постоянно дополняется.

Неудачи случаются

И правда, случаются. Сложнее всего было подобрать опытных программистов, которые были бы с нами на одной волне. Бывало, что в тех задании было одно, а на выходе мы получали совсем другое. Приходилось тратить много времени на внесение правок. Иногда разработчики просто пропадали. Но в итоге мы нашли ведущего разработчика.

А что на выходе?

Сейчас наше ПО решает четыре ключевые задачи по оптимизации бизнеса: сопровождение клиента, контроль менеджеров, собственная система логистики и отчетность.

Блок клиента - программа сопровождает клиента от первого его обращения к нам - заявки, комментарии, отказы, жалобы, все контактные данные.

<i>Учетная карточка по клиенту</i>
Учетная карточка по клиенту

Блок менеджеров - в программе отражаются задачи сотрудников, видно их исполнение, что позволяет оперативно реагировать на те или иные ситуации и перенаправлять задачи. Кроме того, наше ПО облегчает работу менеджеров тем, что позволяет выставлять счета автоматически. Представьте, сколько потребуется времени и персонала, чтобы вручную выставить 3000 счетов. У нас же при нажатии двух кнопок создаются и выпускаются все счета разом.

Блок логистики - аналитика по маршрутам, подбор оптимального маршрута для нового клиента, создание маршрутных листов. Рабочее поле диспетчера позволяет отображать состояние маршрута в режиме реального времени. К слову, на одном маршруте в среднем 65 точек - это достаточно серьезная нагрузка на экипаж, диспетчера и логиста, поэтому все процессы должны быть проработаны и прописаны до мелочей.

<i>Карточка смены диспетчера</i>
Карточка смены диспетчера

Блок отчетности - отчеты по дебиторской задолженности, способу и варианту оплаты, выручке по маршрутам, отбор по стоимости, о качестве стирки и сборке маршрутов - все это позволяет видеть проблемы бизнеса и достаточно оперативно на них реагировать.

Работая в этой программе, сотрудники и руководители находятся в едином информационном поле, видят свои задачи. Это сокращает время на выполнение многих процессов.

Нужно делиться

Общаясь с руководителями аналогичных компаний, я удивлялся, что никто из них не занимается разработкой подобных программ, тратя при этом огромное количество времени на операционную деятельность. В этот момент появилась идея выхода на рынок специализированного ПО. Начали с командой проработку юридических и технических вопросов для предоставления такой услуги - и именно в этот момент первый клиент нашел нас сам. Это был руководитель компании из другого региона, он буквально заставил нас как можно быстрее дать ему возможность пользоваться нашим ПО. Так мы поняли, что приняли верное решение. С этого момента VIRGINIA стала не только сервисом по аренде сменных ковров, но и поставщиком специализированного ПО.

Результаты клиентов

По началу клиентам приходилось тяжело - необходимо было корректировать бизнес-процессы и обучать персонал работать в программе. Мы открывали им глаза на то, какие потери они несут и какая в действительности у них рентабельность бизнеса. Давайте рассмотрим на примере одного из наших клиентов.

  • обнаружили 7 клиентов, о которых в компании просто забыли и перестали к ним приезжать, оставив у них ковровых покрытий на сумму 93 000 рублей
  • обнаружили, что 31 клиенту счета выставлялись не за фактическое обслуживание, а методом копирования предыдущего счета, сумма потерь составила 21200 руб. в месяц
  • оптимизировали штат сотрудников, оставив на 400 клиентов 1 менеджера вместо 3, сократив ФОТ на 115000 руб. в месяц вместе с налогами
  • за первые два месяца за счет умной рассылки и алгоритма работы с просроченной дебиторской задолженностью сократили ее процент с 35% до 7%

В целом, программа достаточно гибкая и позволяет прописать индивидуальные особенности бизнес процессов для каждого клиента.

Нашли имущество у клиентов на 93 000 руб, сократили расходы и потери на 136 200 руб в месяц и снизили процент дебиторки с 35% до 7%

Что дальше

На будущее огромное количество планов - доска для идей в офисе исписана и постоянно пополняется новыми задумками. Уже сейчас вижу активную работу по внедрению новых фишек в наше ПО на ближайшие 2 года. В данный момент активно тестируем искусственный интеллект для приема машины - это важный аспект для учета материальных ценностей и для оптимизации рабочего времени и количества персонала. Запуск планируем в сентябре. Более подробно с нашим ПО можно познакомиться по ссылке.

44
15 комментариев

Задумка классная! А вот с платформой вы ошиблись заранее.
Большой плюс за энергию!

1
Ответить

Спасибо. В чем же ошибка с платформой?

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Как раз смотрел массу современных CRM - большинство заточено под классическое "впаривание" и или продажи.
Для  более менее сложных услуг они подходят мало.

Потому кастомизируют и дописывают почти все , кто имеет возможность

1
Ответить

Каждому свое. Нас вполне устраивает наша платформа и самое главное, что ее можно достаточно легко перестраивать и подстраивать под современные реалии...

Ответить

Пиу...отраслевое решение на базе УНФ.

1
Ответить

Ковровое покрытие CRMом? И во что сей 1С-велосипед вам вышел?

Ответить