Государственный сайт для людей. Как обновляли сайт Правительства региона
Рассказываю о том, как мы с командой занимались модернизацией официального портала Правительства Нижегородской области, чтобы он стал современнее и полезнее для жителей. В посте работы, обоснования и цифры — все, как вы любите.
Есть особые нормативы для правительственных сайтов: порталы должны соответствовать определенным правилам и содержать базовый набор официальной информации.
Но на нем может быть и много интересного для жителей.
Нижегородский регион продвигает ИТ. Здесь есть собственный прогрессивный взгляд на развитие. Инициативная команда со стороны Правительства выдвинула идею по обновлению сайта, а наша команда ее поддержала.
Расскажу, что мы с командой делали, и что я сам видел на проекте.
Можно было бы просто осовременить дизайн, но это сделает только видимость обновлений. Мы с командой задумали масштабную модернизацию на основе аналитики.
Обновленный портал понравился не только заказчику. В 2023 году он взял золото на digital-премии Tagline Awards в номинации «Лучший государственный сайт», «Сайт года» — высшую награду на Премии Digital-Оттепель, и бронзу на конкурсе «Золотой сайт». 🏆
С чего начинаем: статистика и зоны роста
Первым делом всегда нужно понять текущее состояние проекта. По Метрике результаты такие:
- Отказы стабильно выше 55%.
- Отказы со смартфонов переваливали за 70%.
- Глубина просмотра в среднем достигала 2,5 страниц.
- Время, проведенное на сайте, не превышало двух с половиной минут.
- Самый популярный раздел — Новости региона.
Дальше нужно понять предполагаемые причины:
- Пользователю сложно ориентироваться в разделах, не сразу понятна логика.
- Не хватает пользы и интересного контента, читатель не задерживается на сайте.
- Сайтом неудобно пользоваться со смартфонов, а дизайн устарел.
Расскажу, что делали, чтобы разобраться с этими пунктами.
Как сделать государственный сайт полезным для людей
Алгоритм такой:
- Определили сегменты аудитории: для кого этот сайт, зачем люди на него заходят.
- Составили сценарии использования сайта, чтобы реализовать все нужные аудитории функции и выбрать правильное направление.
- Изучили, какие сайты делают госструктуры, чтобы определиться с позиционированием.
- Сформировали позиционирование.
- Собрали прототипы, добавили дополнительные разделы помимо обязательных: как подать контент, в каких разделах, чтобы каждый сегмент нашел нужную информацию.
- Отрисовали новый дизайн.
Дальше подробнее по каждому пункту.
1. Определяем сегменты аудитории. Кому и зачем может быть полезен сайт Правительства Нижегородской области:
Жителям города и области:
- показывает, чем занимается Правительство: приоритеты выбранной политики, проекты, результаты и планы;
- выступает достоверным официальным источником информации, которому доверяют;
- демонстрирует, что власть открыта к диалогу с жителями региона, к ней можно обратиться через форму на сайте;
- доступным языком рассказывает о важных указах, постановлениях, распоряжениях и прочих документах.
Туристам и тем, кто хочет переехать в Нижегородский регион:
- презентует регион: показывает красоты и особенности города так, чтобы его захотелось посетить;
- демонстрирует возможности для туристов: что сделано, что планируют;
- отвечает на важные для поездки вопросы: как развита инфраструктура, что сделано для благоустройства.
СМИ:
- выступает первоисточником информации для СМИ;
- предоставляет удобный способ найти новости по нужной отрасли;
- отражает официальную позицию власти, на которую можно ссылаться;
- облегчает поиск информации на сайте и контактов для связи с подразделениями.
Госслужащим:
- помогает найти конкретные указы, законы, документы, ориентироваться в них;
- предоставляет контакты определенных ведомств с должностными лицами.
Предпринимателям и инвесторам:
- показывает, что регион развивается и открыт для инвестирования;
- объясняет, какие возможности есть для предпринимателей;
- рассказывает про проекты для инвесторов и привлекательность кластеров экономики региона.
Собираем всю эту инфу и понимаем, какая платформа нужна. Она должна нести функции:
- первоисточника новостей для жителей и СМИ;
- демонстрации деятельности Правительства жителям региона;
- источника информации, которая может пробудить интерес к региону у инвесторов и туристов;
- удобного для использования сайта, к которому при необходимости обратятся в первую очередь.
2. Проводим бенчмаркинг — изучаем другие сайты ниши
Полезно анализировать чужой опыт, чтобы найти удачные решения и избежать ошибок. Бизнесу стоит посмотреть, что делают его конкуренты и партнеры. В этом проекте логика такая же: интересно изучить сайты других государственных учреждений, из других регионов и стран.
В целом их можно разделить на три группы:
- строгие, с минимальным визуальным оформлением, по стилю напоминает официальный документ;
- дружелюбные, яркие, с обилием визуальных эффектов, некоторые сайты ассоциируются с коммерческими проектами или даже рекламой;
- баланс — сайты, где используют яркий современный дизайн и много фотографий для иллюстрации, но сохраняют официальный стиль.
Для сайта Правительства Нижегородской области подошел баланс. С одной стороны, это серьезный официальный ресурс государственного уровня, но открытый и дружелюбный, с ориентированной на жителей структурой и не лишенный визуальной яркости.
3. Модернизируем портал
На первом этапе прописали назначение сайта — зачем он нужен, чем должен быть полезен. Направления обновленной версии сайта можно обрисовать так:
— PR региона
Инструментами сайта можно развивать любовь жителей к своему региону и даже привлечь иногородних для туризма и переезда.
Сайт — это промо Нижегородского региона инвесторам и туристам.
Сайт должен показывать развитие региона, для этого мы с командой оформили разделы с информацией, которая показывает развитие в экономике, туризме, промышленности, здравоохранении и других кластерах.
Визуализировали рассказ о регионе и исторических событиях, в которых он участвовал. В Нижегородской области знают историю родного края и относятся к ней с вниманием. Получился красочный раздел, который интересно изучать:
С мобильных устройств также удобно смотреть разделы:
— Демонстрация деятельности Правительства
Через сайт Правительство рассказывает о деятельности и проектах, презентует несколько главных приоритетов выбранной программы развития региона, показывает результаты. Житель может открыть сайт и посмотреть, на какие направления Правительство тратит ресурсы.
Состав Правительства представили через людей с фотографиями и отрисовали структуру самоуправления. Можно посмотреть, кто в составе, обратиться с запросом, записаться на прием.
— Развитие популярного раздела с новостями
Раздел новостей получает больше всего просмотров из поисковых систем, поэтому у него хороший потенциал для развития. Упростили поиск интересных людям новостей — продумали теги и рубрикатор.
Как это делали:
- Парсим несколько тысяч заголовков статей с сайта.
- Собираем статистику через API Яндекс Метрики.
- Сводим заголовки к тематикам, объединяем в кластеры, чтобы понимать, какие тематики популярны.
- Обрабатываем данные и сортировали связку из статистики, заголовков и кластеров по популярности у пользователей.
Это только звучит сложно, а для нас это рядовая задача.
— Упрощение навигации
Целью было сделать сайт для людей. У него четкая структура, чтобы каждая группа аудитории могла легко найти интересующий раздел, и визуальная иерархия объектов, чтобы жителям было легче воспринимать информацию.
— Реализация полной цифровой доступности
Контент сайта должен быть на 100% доступен людям с инвалидностью и особенностями восприятия информации. К ним относятся люди с нарушениями зрения или моторных функций, дислексией, дальтонизмом, тремором конечностей и другими особенностями, которые могут не подпадать под категорию инвалидности.
Во время работы мы с командой изучали рекомендации по цифровой доступности и ориентировались на положения ГОСТа Р 52872-2019, которые касаются доступности сайтов органов власти, МСУ и подведомственных учреждений.
Что сделали:
- Адаптировали верстку под скринридеры — программы озвучивания экрана. Пользователь может ориентироваться на сайте по звуковой навигации.
- Добавили версию для слабовидящих с настройками отображения контента: выбор цветовой схемы, настройку картинок, отключение эффектов, изменение размера текста.
- Реализовали возможность управления без мыши: команды можно запускать с помощью клавиатуры — табами и стрелками. Ввиду некоторых особенностей нажать на кнопку бывает удобнее, чем управлять курсором.
Подробно я расписал эту тему в статье для RB.ru:
Вообще людям без каких-либо особенностей восприятия информации бывает сложно понять, на какие моменты обратить внимание и как правильно оценить доступность.
Очень здорово, что на проект нам удалось привлечь незрячего эксперта со специализацией в сфере ИТ. Илья Лебедев — эксперт по цифровой инклюзии, руководитель лаборатории инклюзивных технологий в Нижнем Новгороде.
Вместе с командой лаборатории Илья помогает упрощать цифровые сервисы для людей с ограниченными возможностями. Он консультировал разработчиков и участвовал в тестировании портала с учетом пользовательских особенностей.
Я подключился на финальном этапе, незадолго до выхода в прод. Это довольно стандартная ситуация для доработок доступности, когда такая задача уточняется заказчиком не до, а во время реализации. Но, во-первых, о неправильности такого подхода надо говорить открыто, во-вторых — разработчик, как оказалось, многое уже сделал сам. В Нижегородской области мы давно занимаемся вопросами цифровой инклюзии, поэтому оперативно довели проект с учетом наработок.
Нам удалось добиться 100% доступности портала Правительства Нижегородской области. Из российских сайтов такие показатели, как правило, бывают у ресурсов, специализирующихся на экспертизе и разработке доступности.
Что в итоге: сначала цифры
30 января 2023 запустили обновленный сайт.
Давайте сравним статистику — период с 1 февраля 2021 по 1 июля 2022 и аналогичный с 1 февраля 2023 по 1 июля 2024 года. Пользователи стали:
- Чаще находить нужный контент на сайте — процент отказов в среднем упал с 64% до 15%: на десктопах с 55% до 12%, а на мобильных с 74% до 19%.
- Проводить больше времени за изучением контента — время сеанса выросло с 2:05 до 2:48 минут.
- Иметь возможность изучать контент сайта вне зависимости от особенностей восприятия информации — показатель цифровой доступности сайта достигает 100%.
Адрес сайта —
Близость к людям — хороший тренд
Интересно, что в бизнесе давно поняли, что нужно делать сайты, «говорящие на языке аудитории», ведь гораздо легче иметь дело с тем, кому интересно тебя слушать, и кто тебя понимает. Создавать проекты для жителей, учитывая их интересы — отличный тренд, в который мы с командой включились с этим проектом.
Вы можете задать вопросы в комментариях или написать мне в личку в Телеграме t.me/nikonov_a