Как я запустил нужную всем штуку и обосрался. "Слеза" — сервис маркировки иноагентов. Часть 2
Пару лет назад я запустил Слезу — сервис для маркировки иноагентов. Проект выстрелил громко, но бизнес так и не случился (накосячил с финмоделью). Пора исправлять ошибки! Спорные шуточки, фирменные рисуночки плюc кучка рефлексии — под катом,
Всем привет! Меня зовут Ваня, и я предприниматель aka капитан Провал.
Что за «Слеза»?
Слеза — это сервис автоматической маркировки иноагентов, экстремистов и террористов. Мы с командой запустили его два года назад (подробно рассказывал здесь), новость разлетелась, как мазут по чёрному морю. Тысячи репостов, упоминания в СМИ, миллионные охваты!
Успех? На первый взгляд — да. Но на деле мы получили всё, кроме продаж.
Проблема
Напомню, что же делает Слеза.
В России есть три категории физических лиц и организаций, упоминания которых должны обязательно маркироваться на всех информационных ресурсах — это иноагенты, экстремисты и террористы. А ещё есть нюансы:
- Формулировка маркировки своя для каждой категории.
- Закон требует маркировать каждое упоминание вне зависимости от даты публикации и попадания в реестр.
- Реестры постоянно обновляются: одни имена добавляются, другие исключаются.
Поддерживать все тексты в соответствии с законодательством вручную невозможно. Но поддерживать нужно, иначе штрафы от 40 до 50 тысяч рублей за каждое немаркированное упоминание. Для небольших блогов это миллионы, для медиа — сотни миллионов, для федеральных СМИ — миллиарды.
Решение:
На старте, в 2022 году, мы решили задачу элегантно:
- Юридическая экспертиза.
Изучили все законы и разработали систему маркировок, которые соответствуют требованиям. Да, писать «Кто-то считает эту организацию нехорошей» — остроумно, но от штрафа не спасёт. - Единая база данных, которая:
✦ Автоматически пополняется.
✦ Вручную модерируется. - Скрипт на сайт, который:
✦ В реальном времени находит упоминания запрещёнцев в текстах.
✦ Автоматически добавляет маркировку (как в виде значков в тексте, так и общим списком в конце страницы, чтобы даже от скриншотирования защититься). - Дополнительные инструменты:
Бесплатный Telegram-бот, который проверял в текстах немаркированные упоминания и если находил, возвращал с нужными пометками.
Казалось бы, всё продумано, дело сделано. Но были ошибки.
Ошибки:
Несмотря на интерес к бесплатному боту, очередь в сервис не выстроилась. Я изначально планировал (зачёркнуто) мечтал об «идеальной» селф-модели: проект работает сам по себе, без команды и живых продаж. Клиентам помогает, деньги приносит. Но получилось, что не получилось.
Что было не так (спойлер — всё):
- Сложная тарификация.
Тарифы привязывались к числу уникальных посетителей. Клиентам это было непонятно: «А если трафик большой? А если DDoS? А почему метрика показывает одно, Google Analytics другое, а вы — третье?». Это куча лишних вопросов. - Слишком низкая цена.
Реальные риски несут главреды или топ-менеджеры, никто к ним не пойдет согласовывать счёт на несколько тысяч рублей. - Нет денег на продажи.
Я не заложил в финмодель отдел продаж. Селф-сервис — это одна бизнес-модель, продажи с вовлечением людей — совершенно другая. - Новый продукт = нет ЛПР. Клиенты не привыкли и не умеют решать такую задачу. Кто-то считает маркировку зоной ответственности юриста, кто-то — главреда, а кто-то вообще о ней не думает, закрывая глаза с бурчанием «Пусть фриланс-райтеры за три копейки об этом думают».
- Нет денег на маркетинг.
Я запустил «нужную всем» штуку, но не подумал, как рассказать и регулярно напоминать о её важности. - Нет лидера.
Фокусироваться сразу на нескольких проектах невозможно. «Слеза» — любимый, но запущенный ребёнок. У меня просто не хватало времени.
Работа над ошибками
2 года показали, что:
- Проблематика только усугубилась.
- Альтернативных решений не появилось.
- Аудитория стала усиленнее искать решения → количество клиентов стало расти.
Значит, надо помочь проекту, решить проблемки и запустить снова.
Вот как мы их решали:
Ошибки 1 и 2. Тарифы
Пересмотрели подход к тарификации. Новая модель учитывает:
- Наши затраты (чем выше трафик, тем дороже клиент).
- Экспертную (диванно-субъективную) оценку адекватности цен в каждом тарифе.
- Ценности команды (например, скидка 50% для медиа, которые не пишут про желтуху и чернуху).
Теперь тарифы ясны, а в финмодель заложены команда, маркетинг, продажи и остальные прелести настоящего SaaS с разными развилками.
Ошибки 3 и 4. Продажи
Несколько тезисов про продажи в SaaS. Теоретически можно создать лидген и self-продажи. Например, Гудок и СкиньСкан работают именно так. Это классная, просто идеальная история. Но и тот, и другой сервис очень близки к В2С модели, где покупатель — физик. А Слеза — чистый В2В с длинным циклом продажи, кручёной в бараний рог воронкой и неочевидными способами причинения пользы. В таких кейсах нужны человеческие продажи.
К сожалению, пара «хороших продажников» — это влажная фантазия начинающих предпринимателей. Не бывает никаких «хороших продажников». Бывает хороший отдел, эффективность которого определяется скиллами и вовлеченностью РОПа.
В целом продажи — это один из самых сложных процессов. Сложнее продуктоводства, маркетинга и даже разработки. Это постоянный контроль, куча рутины, необходимость ежеминутного тонуса и креатива по расписанию. Да-да, скрипт перестает работать быстрее, чем выгорает баннер. Поэтому если в вашей финмодели есть человеческие продажи, закладывайте туда отдел, не «пару продажников».
Ошибка 5. Маркетинг
Проект остаётся актуальным: альтернативных решений нет, а без «Слезы» соответствовать законодательству невозможно. Но теперь мы усиливаем маркетинг:
- Создали реестр, доступный каждому: https://sleza.media/reestr.
- ПроSEOшили реестр, + добавили полезные статейки как для широкой аудитории, так и для поисковых роботов.
- Это сразу сработало: трафик растёт, и с него есть селф-продажи. Каждое письмо от CloudPayments о новой оплате заставляет Ваню в Екатеринбурге улыбаться!
Ответ, или интересный эффект
Благодаря SEOшке и другой органике нас заметили не только те, кому мы помогаем, но и те, кого маркируем:
Что хотели сказать — я не понял, но за привлечение внимания спасибо.
Моральная сторона
Мне грустно как от того, что в стране есть подобные списки, так и от того как и за что туда попадают. Объективно мы можем исходить из фактов:
- На сегодняшний день в России 55 000 действующих СМИ (по данным Роскомнадзора), тысячи компаний, ведущих блоги и корпоративные медиа и десятки, сотни тысяч блогов. Все они должны соблюдать действующее законодательство.
- Отношение к законодательству от его соблюдения никак не освобождает.
- Единственный способ соответствовать текущим, довольно кривым и противоречивым требованиям — использовать технические средства типа «Слезы».
Мусор на улицах — это плохо. Можно ли его не кидать? Наверное, но мне одному это не под силу. Но я могу производить и продавать урны. Является это занятие бесстыдным или потворствованием замусориванию планеты? Нет, наоборот. Такие сущности, как иноагенты, экстремисты и террористы в российском законотворчестве существуют, как и обязательства по их маркировке. Создать и популяризовать удобный инструмент — это круто :)
Вывод
Очень бы хотелось жить в обществе, где ни «Слеза», ни урны не нужны, но пока нет такой возможности.
А дальше?
- Обновите свою риск модель. Если публикуете тексты, в которых упоминаются любые люди и организации, озадачьтесь маркировкой.
- Самый простой и кайфовый способ проверить на причастность к списку тут.
- Защитить себя, команду, близких — базовая штука. Так что скинуть ссылочку на слезу своим друзьям, из зоны риска — это добро, это надо сделать.
Всем спасибо, всем жму руку, всем пока! По традиции ссылка на телегу, которую я не вывез, тут.