Как я запустил нужную всем штуку и обосрался. "Слеза" — сервис маркировки иноагентов. Часть 2

Пару лет назад я запустил Слезу — сервис для маркировки иноагентов. Проект выстрелил громко, но бизнес так и не случился (накосячил с финмоделью). Пора исправлять ошибки! Спорные шуточки, фирменные рисуночки плюc кучка рефлексии — под катом,

Всем привет! Меня зовут Ваня, и я предприниматель aka капитан Провал.

Меня вы можете не знать по проектам Callibri + Гудок, половину которых я продал билайну год назад, но продолжаю развивать. А ещё по СкиньСкан, нескольким оффлайн проектам, очередному тг-каналу и конечно же Слезе.

Что за «Слеза»?

Слеза — это сервис автоматической маркировки иноагентов, экстремистов и террористов. Мы с командой запустили его два года назад (подробно рассказывал здесь), новость разлетелась, как мазут по чёрному морю. Тысячи репостов, упоминания в СМИ, миллионные охваты!

Как я запустил нужную всем штуку и обосрался. "Слеза" — сервис маркировки иноагентов. Часть 2

Успех? На первый взгляд — да. Но на деле мы получили всё, кроме продаж.

Как я запустил нужную всем штуку и обосрался. "Слеза" — сервис маркировки иноагентов. Часть 2

Проблема

Напомню, что же делает Слеза.

В России есть три категории физических лиц и организаций, упоминания которых должны обязательно маркироваться на всех информационных ресурсах — это иноагенты, экстремисты и террористы. А ещё есть нюансы:

  • Формулировка маркировки своя для каждой категории.
  • Закон требует маркировать каждое упоминание вне зависимости от даты публикации и попадания в реестр.
  • Реестры постоянно обновляются: одни имена добавляются, другие исключаются.

Поддерживать все тексты в соответствии с законодательством вручную невозможно. Но поддерживать нужно, иначе штрафы от 40 до 50 тысяч рублей за каждое немаркированное упоминание. Для небольших блогов это миллионы, для медиа — сотни миллионов, для федеральных СМИ — миллиарды.

Как я запустил нужную всем штуку и обосрался. "Слеза" — сервис маркировки иноагентов. Часть 2

Решение:

На старте, в 2022 году, мы решили задачу элегантно:

  1. Юридическая экспертиза.
    Изучили все законы и разработали систему маркировок, которые соответствуют требованиям. Да, писать «Кто-то считает эту организацию нехорошей» — остроумно, но от штрафа не спасёт.
  2. Единая база данных, которая:
    ✦ Автоматически пополняется.
    ✦ Вручную модерируется.
  3. Скрипт на сайт, который:
    ✦ В реальном времени находит упоминания запрещёнцев в текстах.
    ✦ Автоматически добавляет маркировку (как в виде значков в тексте, так и общим списком в конце страницы, чтобы даже от скриншотирования защититься).
  4. Дополнительные инструменты:
    Бесплатный Telegram-бот, который проверял в текстах немаркированные упоминания и если находил, возвращал с нужными пометками.

Казалось бы, всё продумано, дело сделано. Но были ошибки.

Как я запустил нужную всем штуку и обосрался. "Слеза" — сервис маркировки иноагентов. Часть 2

Ошибки:

Несмотря на интерес к бесплатному боту, очередь в сервис не выстроилась. Я изначально планировал (зачёркнуто) мечтал об «идеальной» селф-модели: проект работает сам по себе, без команды и живых продаж. Клиентам помогает, деньги приносит. Но получилось, что не получилось.

Что было не так (спойлер — всё):

  1. Сложная тарификация.
    Тарифы привязывались к числу уникальных посетителей. Клиентам это было непонятно: «А если трафик большой? А если DDoS? А почему метрика показывает одно, Google Analytics другое, а вы — третье?». Это куча лишних вопросов.
  2. Слишком низкая цена.
    Реальные риски несут главреды или топ-менеджеры, никто к ним не пойдет согласовывать счёт на несколько тысяч рублей.
  3. Нет денег на продажи.
    Я не заложил в финмодель отдел продаж. Селф-сервис — это одна бизнес-модель, продажи с вовлечением людей — совершенно другая.
  4. Новый продукт = нет ЛПР. Клиенты не привыкли и не умеют решать такую задачу. Кто-то считает маркировку зоной ответственности юриста, кто-то — главреда, а кто-то вообще о ней не думает, закрывая глаза с бурчанием «Пусть фриланс-райтеры за три копейки об этом думают».
  5. Нет денег на маркетинг.
    Я запустил «нужную всем» штуку, но не подумал, как рассказать и регулярно напоминать о её важности.
  6. Нет лидера.
    Фокусироваться сразу на нескольких проектах невозможно. «Слеза» — любимый, но запущенный ребёнок. У меня просто не хватало времени.
Как я запустил нужную всем штуку и обосрался. "Слеза" — сервис маркировки иноагентов. Часть 2

Работа над ошибками

2 года показали, что:

  • Проблематика только усугубилась.
  • Альтернативных решений не появилось.
  • Аудитория стала усиленнее искать решения → количество клиентов стало расти.

Значит, надо помочь проекту, решить проблемки и запустить снова.

Вот как мы их решали:

Ошибки 1 и 2. Тарифы

Пересмотрели подход к тарификации. Новая модель учитывает:

  • Наши затраты (чем выше трафик, тем дороже клиент).
  • Экспертную (диванно-субъективную) оценку адекватности цен в каждом тарифе.
  • Ценности команды (например, скидка 50% для медиа, которые не пишут про желтуху и чернуху).

Теперь тарифы ясны, а в финмодель заложены команда, маркетинг, продажи и остальные прелести настоящего SaaS с разными развилками.

Как я запустил нужную всем штуку и обосрался. "Слеза" — сервис маркировки иноагентов. Часть 2

Ошибки 3 и 4. Продажи

Несколько тезисов про продажи в SaaS. Теоретически можно создать лидген и self-продажи. Например, Гудок и СкиньСкан работают именно так. Это классная, просто идеальная история. Но и тот, и другой сервис очень близки к В2С модели, где покупатель — физик. А Слеза — чистый В2В с длинным циклом продажи, кручёной в бараний рог воронкой и неочевидными способами причинения пользы. В таких кейсах нужны человеческие продажи.

К сожалению, пара «хороших продажников» — это влажная фантазия начинающих предпринимателей. Не бывает никаких «хороших продажников». Бывает хороший отдел, эффективность которого определяется скиллами и вовлеченностью РОПа.

В целом продажи — это один из самых сложных процессов. Сложнее продуктоводства, маркетинга и даже разработки. Это постоянный контроль, куча рутины, необходимость ежеминутного тонуса и креатива по расписанию. Да-да, скрипт перестает работать быстрее, чем выгорает баннер. Поэтому если в вашей финмодели есть человеческие продажи, закладывайте туда отдел, не «пару продажников».

Ошибка 5. Маркетинг

Проект остаётся актуальным: альтернативных решений нет, а без «Слезы» соответствовать законодательству невозможно. Но теперь мы усиливаем маркетинг:

  • Создали реестр, доступный каждому: https://sleza.media/reestr.
  • ПроSEOшили реестр, + добавили полезные статейки как для широкой аудитории, так и для поисковых роботов.
  • Это сразу сработало: трафик растёт, и с него есть селф-продажи. Каждое письмо от CloudPayments о новой оплате заставляет Ваню в Екатеринбурге улыбаться!

Ответ, или интересный эффект

Благодаря SEOшке и другой органике нас заметили не только те, кому мы помогаем, но и те, кого маркируем:

Как я запустил нужную всем штуку и обосрался. "Слеза" — сервис маркировки иноагентов. Часть 2

Что хотели сказать — я не понял, но за привлечение внимания спасибо.

Моральная сторона

Мне грустно как от того, что в стране есть подобные списки, так и от того как и за что туда попадают. Объективно мы можем исходить из фактов:

  • На сегодняшний день в России 55 000 действующих СМИ (по данным Роскомнадзора), тысячи компаний, ведущих блоги и корпоративные медиа и десятки, сотни тысяч блогов. Все они должны соблюдать действующее законодательство.
  • Отношение к законодательству от его соблюдения никак не освобождает.
  • Единственный способ соответствовать текущим, довольно кривым и противоречивым требованиям — использовать технические средства типа «Слезы».

Мусор на улицах — это плохо. Можно ли его не кидать? Наверное, но мне одному это не под силу. Но я могу производить и продавать урны. Является это занятие бесстыдным или потворствованием замусориванию планеты? Нет, наоборот. Такие сущности, как иноагенты, экстремисты и террористы в российском законотворчестве существуют, как и обязательства по их маркировке. Создать и популяризовать удобный инструмент — это круто :)

Как я запустил нужную всем штуку и обосрался. "Слеза" — сервис маркировки иноагентов. Часть 2

Вывод

Очень бы хотелось жить в обществе, где ни «Слеза», ни урны не нужны, но пока нет такой возможности.

А дальше?

  1. Обновите свою риск модель. Если публикуете тексты, в которых упоминаются любые люди и организации, озадачьтесь маркировкой.
  2. Самый простой и кайфовый способ проверить на причастность к списку тут.
  3. Защитить себя, команду, близких — базовая штука. Так что скинуть ссылочку на слезу своим друзьям, из зоны риска — это добро, это надо сделать.

Всем спасибо, всем жму руку, всем пока! По традиции ссылка на телегу, которую я не вывез, тут.

3232
1717
33
22
11
21 комментарий

Жаль вы не застали эпоху нацизма в Германии, ваш образ мышления идеально бы подошел для автоматизации работы газовых камер и печей в концлагерях. А что, если есть необходимость, то нужен и инструмент, ведь "отношение к законодательству от его соблюдения никак не освобождает".
Как хорошо когда законодательство освобождает от морали, этики и критического мышления. Большой брат все решит за тебя.

4

Как притянуть кота за яйца пособие для начинающих.

5

Правильно я понимаю, что ваше предложение — платить миллиарды штрафов в казну? Или просто всем СМИ закрыться, а компаниям перестать делать контент маркетинг?

2

Надо же, у Вани Шкири — екатеринбургского бога маркетинга провал в маркетинге))).
Сделайте автоматическую маркировку рекламы и я ваш.

2

Ну как бэ лучший маркетинг тот, который не нужен :)

1

Какая-то странная запрещённая организация