Онлайн-лагерь Vigvam — как мы спасали родителей от детей на самоизоляции
Привет, это Валентин и Элина, мы сотрудники креативной команды, которая занималась разработкой детских проектов для Кидзании, Dreamworks и Детского мира. Весной 2020 мы придумали и за две недели с нулевыми вложениями запустили детский онлайн-лагерь Vigvam. Расскажем, что это, зачем и как.
Проблема
В период самоизоляции наша команда, как и многие, попала в трудную ситуацию. Проекты заморозились, что делать? Мы стали размышлять, что полезного мы можем предложить людям в такой период? За плечами был большой опыт работы с детскими проектами, поэтому тема детей и семьи нам особенно близка.
Что мы знали наверняка: родители устали и встревожены сложившейся ситуацией, а зачастую закрыты с детьми в одном помещении. У них не хватает ресурсов, чтобы заниматься детьми 24/7. Дети либо «стоят на ушах», либо молча сидят в телефонах. И вроде эта тишина «на руку» родителям, но время тратится впустую.
Гаджет становится причиной конфликтов и своеобразной «затычкой». А быть ребенком в пандемию вообще-то тоже «не сахар» — дистанционка, неопределённость во всём, дефицит общения и развлечений и нервные родители впридачу.
Исследование
Нам хотелось помочь всем им не сойти с ума и не разругаться. Мы стали искать, чем вообще дети занимаются в интернете. И, как оказалось, это не самое лучшее место для ребенка. Какой контент обычно предлагается:
- Бесконечные обучающие курсы. Уроков у детей навалом!
- YouTube-видео «смотри и делай сам» — никакой обратной связи,
- Соцсети, где можно насмотреться непонятно чего и познакомиться непонятно с кем,
- Игры, которые особенно раздражают родителей, даже если в них есть польза.
Идея
Мы решили создать полезную альтернативы «залипанию» в гаджеты.
«Место для дружбы», уютное онлайн-пространство в интернете, где ребенок сможет проводить свободное время, расслабляться после учёбы, общаться со сверстниками, играть, узнавать новое. Безопасно, с пользой для себя и без осуждения родителей. Такое детское коммьюнити.
Так появился наш онлайн-лагерь.
Как это работает
Смена онлайн-лагеря — это серия видеовстреч в прямом эфире в программе Zoom, где небольшая группа детей вместе с ведущим встречается для общения и различных активностей.
Встречи смены объединены темами, например, миссия секретных агентов, подготовка космонавтов, экспедиция в лес, путешествие по карнавалам разных стран, стажировка на киностудии, лечение животных или даже эксперименты с мозгом.
Для старших детей, помимо Zoom, на сменах используем telegram-чаты, в которых происходит общение между видеовстречами. Там ведущие предлагают детям механики для общения — запускают интересные игры, загадки, челленджи, обсуждения.
Программы делятся по возрастам — для детей 4-6 лет и 7-12 лет. Смены для младших однодневные, и в группах до 7 детей. Для старших программы — это несколько дней и до 15 участников, но при этом ведут их уже двое ведущих. Встречи длятся не более часа.
Преимущества
1. Живое общение.
Никаких предзаписанных видео и вебинаров на 100 человек. Всё в онлайн-лагере крутится вокруг общения. Мы почти никогда не «мьютим» детей, а организуем встречи так, чтобы каждый мог высказаться и чтобы оставалось время для дискуссии.
Кстати, «балагана» не бывает никогда, ребята охотно выполняют организационные рекомендации, слушают друг друга и ждут своей очереди, если это требуется. Дети с радостью рассказывают о своей жизни, делятся своими мыслями, планами и мечтами. А ещё у нас есть специальные игровые приёмы, которые помогают моментально «включить» внимание.
2. Атмосфера.
Это не уроки, где всё строго и серьезно. Здесь нет учителя, никого не оценивают и не нравоучают — можно расслабиться и не бояться высказывать своё мнение. Здесь царит атмосфера дружеской встречи и дети «раскрываются».
3. Динамика.
Мы стараемся делать программы динамичными — в каждой обязательно присутствуют разные виды деятельности. Программы получаются универсальными, ведь каждый может найти для себя что-то, что ему точно нравится. Не нужно выбирать — рисовать, заниматься спортом или отгадывать загадки.
Мы решаем головоломки, танцуем, веселимся, играем, дурачимся, делаем костюмы, болтаем «при свечах», занимаемся творчеством, проходим физподготовку, узнаём новое, изобретаем и фантазируем.
4. Доступность.
Подключаться можно из любой точки мира. Требуется только гаджет и интернет. Это удобно родителям — не нужно никуда везти детей, стоять в пробках и подвергать семью опасности в пандемию, чтобы организовать досуг. Это инклюзивно.
Не нужен сложный реквизит, всё очень гибко, дети используют то, что есть под рукой. Иногда дети подключаются из машины или прямо с улицы, не успев попасть домой к началу встречи.
У нас уже были дети со всей России — Москва, Питер, Уфа, Тула, Орёл, Псков, Барнаул, ребята из Беларуси, Украины и Азербайджана, даже из стран Европы, например, Греции.
Как мы запускались
В тестовом режиме мы запускались под крылом парка игрового обучения Кидзания Москва (использовали их соцсети), таким способом хотели поддержать дружественный нам проект, когда парк был временно закрыт в связи с пандемией.
Фактически над проектом онлайн-лагеря работали два человека — один отвечал за креатив и один за техническую сторону. Также прибегали к помощи друзей — юриста и экономиста. Ведущих на старте было всего двое и платили им фиксированную зарплату по факту проведения смены.
Что потребовалось для запуска:
- создать тематические программы с разнообразными активностями, историями и драматургией,
- взять проверенных ведущих, которые способны вдохновить детей. Многие из них в пандемию остались без работы,
- задизайнить и опуликовать анонсы в соцсетях,
- сделать форму заявки и оплаты на базе бесплатных сервисов.
Сначала все оповещения рассылались руками, а регистрация проходила в несколько этапов. Мы использовали Google Forms, позже перешли на Яндекс Формы, так как они более гибкие. Для хранения и обработки данных использовали Google Таблицы. - из расходов для запуска потребовался только расширенный аккаунт в Zoom.
Первые отзывы
К нашему удивлению проект очень полюбился детям и родителям. Мамы писали безумно трогательные слова благодарности. Эти отзывы подтвердили предположение, что проект будет полезен и вне пандемии.
Есть дети, кому пока сложно заводить друзей, кто-то, наоборот, очень любит поболтать и это немного утомляет родителей. Кто-то не может ничем увлечь ребенка — ничего не нравится. Кто-то очень много работает, поэтому ребенку бывает одиноко. Кто-то живёт в иностранной среде, а у кого-то особенности здоровья, которые мешают организации досуга.
Онлайн-лагерь оказался универсальной «палочкой-выручалочкой» для всех!
Свой бренд
После первой волны пандемии, когда Кидзания вновь заработала, было принято решение выйти в отдельный бренд, а это значило начать всё с нуля — без известного имени, лояльной аудитории, соцсетей и т.п.
Для этого потребовалось:
- разработать фирменный стиль проекта и создать наших персонажей и историю,
- адаптировать программы под новую легенду и написать новые,
- наладить систему бронирования и оповещения клиентов.
Сейчас используем сервис бронирования Simplybook, на их шаблонах построен сайт, также он позволяет бронировать непосредственно через Instagram. Автоматизацию мы настроили через сервис Zapier, - создать соцсети и начать продвижение.
Основная соцсеть для нашей целевой аудитории Instagram, на неё и делаем упор. - дизайн, SMM, поиск и общение с клиентами, техподдержку, обучение сотрудников и написание программ продолжаем делать своими руками вдвоем, иногда дополнительные работы предлагаем нашим ведущим — они отлично знают проект.
Ценник окончательно устаканился, мы его не скрываем от клиентов:
- 600 рублей — однодневные программы для малышей.
- 1000 рублей — онлайн-клуб на 4 вечера.
- 1500 рублей — онлайн-лагерь на 2,5 дня.
Что оказалось самым сложным
1. Кратко рассказывать про проект.
Новый формат — в двух словах очень сложно описать его отличия и преимущества, чтобы побудить родителей записаться. Им непонятно, как всё проходит, возникает куча вопросов. Поэтому мы создали такое видео, чтобы чуть меньше играть роль «попугаев» — стало немного легче.
2. Работа со стереотипами родителей.
Стандартный отзыв родителя: «Я думала, что лагерь онлайн — это какая-то фигня, а оказалось обалденно».
Родители привыкли, что гаджет — это что-то бездушное, опять какие-то видео, опять статично сидеть у компьютера и портить глаза. Но у нас всё иначе — дети много двигаются, разговаривают, делают руками и шевелят мозгами. При этом им не требуется постоянно сосредотачиваться на экране и сидеть смирно.
3. Расписание.
Каждому удобно что-то своё. Разное время в регионах, расписание школы и дополнительных занятий, дневной сон у малышей — всё это оказалось очень сложно состыковать, чтобы не сужать себе аудиторию.
4. Бесплатные дети.
Основным способом привлечения аудитории для нас является реклама по бартеру. Дети блогеров участвуют в сменах бесплатно, а потом рассказывают о своих впечатлениях своим подписчикам. Основная проблема с бесплатными местами — низкая мотивация родителей и детей. Иногда они не доходят до смен, опаздывают, пропускают встречи.
Это не слишком критично, но при таком отношении у ребенка смазывается впечатление о программе, ведь «история» смены сквозная, всё взаимосвязано, ребёнок возвращается и оказывается «не в теме».
Ну и, конечно, обидно, когда на ребенка выделяется место, мы его ждём, а родителям кажется, что их отсутствие не заметят. Особенно это ощутимо на программах для малышей, где совсем малые группы.
Наши победы
1. Репитабилити.
В 90% случаев дети возвращаются повторно на смены. Причём даже те, кто впервые участвовали бесплатно, приходят уже за деньги. Есть дети, кто с момента нашего открытия не пропустил ни одной нашей программы!
А ещё ни один наш ведущий не захотел с нами расстаться, все на связи и продолжают совмещать Vigvam с основной работой.
2. Первый корпоративный клиент.
1 июня на День защиты детей мы провели серию онлайн-смен для детей сотрудников одного крупного банка. За день прошло 300 участников 4-6 лет, это всего при 5 ведущих, при сохранении малых групп и живого общения!
Всё получилось — сумели быстро масштабироваться; адаптировали программы по требования заказчика, но без потери своей концепции; сделали ведущих достаточно автономными, чтобы программы могли идти параллельно.
Для бронирования корпоративных смен впервые использовали сервис от яндекса — Bookform.
3. Стандартизация программ.
Наши смены — это не неуправляемый поток креатива, мы вычислили и описали, какие активности и блоки должны быть в составе программы, как должна быть выстроена драматургия и как добиваться того, чтобы качество программ не терялось с увеличением их количества. Научились писать программы быстро и эффективно.
4. Новый формат.
Мы запускались с двумя типами программ — однодневные для детей 4-6 лет и онлайн-лагерь на 2,5 дня для детей 7-12 лет (где по 3 встречи в день). Но с началом учебного года они стали актуальны только для выходных.
У нас есть несколько тематических смен, которые чередуются и повторяются. При этом повторно на одну тему детей мы не пускаем, так как им уже не будет так интересно, да и они случайно могут разрушить «драму» для остальных.
Но было много желающих ходить к нам постоянно, и мы не хотели терять лояльность этих клиентов. Поэтому придумали формат вечернего онлайн-клуба. Это «лайт» вариант лагеря — встречи здесь только один раз в день — один час по вечерам с понедельника по четверг. Это как «Спокойной ночи малыши», но для детей постарше, на современный лад и с живыми общением.
Тема каждый раз разная и можно ходить без перерыва. И здесь нам, кстати, очень помог пункт 3 — стандартизация.
Планы на будущее
1. Расширение аудитории с помощью Instagram. Самым эффективным методом является бартер с блогерами по схеме: пришли бесплатно — остались довольны — рассказали подписчикам.
2. Поиск корпоративных клиентов для новогодних онлайн-программ.
3. Выход на англоязычную аудиторию и расширение географии (смены для других часовых поясов).
4. Ну и, конечно, стать новой формой досуга для общения детей со всего мира.
Немного дат
14 апреля возникла мысль о проекте.
30 апреля началась первая смена с детьми.
17 августа мы запустили первую смену уже под своим брендом.
И сегодня, 14 ноября, спустя ровно 7 месяцев от первой мысли о проекте, мы публикуем эту статью.
Мы полны энтузиазма и готовы развиваться дальше. Нас вдохновляют горящие глаза детей и благодарности родителей. Так что тяжелый 2020 принёс нам не только проблемы. Он помог родиться нашему доброму и, похоже, очень нужному проекту.
Следить за нами можно здесь онлайн-лагерь Vigvam.