Аудиостикеры — как мы завалили ваши чаты войсами и выросли в 15 раз за один день
Мы создали звуковые стикеры для Telegram. За полгода органически выросли до 380 тысяч пользователей и 100 тысяч ежедневных отправок. В этой статье я расскажу о создании продукта, его развитии, монетизации и наших планах.
Содержание
«Я тут канал сделал…»
Все началось еще во время первого карантина. Тогда Влад Ширяев (@waltan), с которым мы познакомились на предыдущих проектах, показал мне свой канал с аудиостикерами. Его он использовал как «копилку» любимых аудиомемов. Когда хотел что-то использовать — пересылал нужный войс.
Он объяснил концепцию аудиостикеров следующим образом:
Два главных принципа для меня — это чистый вид голосового сообщения и максимальная гибкость мема. Чистый вид подразумевает, что аудиостикер выглядит максимально похожим на обычное голосовое сообщение. А под гибкостью имею в виду возможность адаптировать аудиостикеры под контекст общения.
Сама идея мне сразу понравилсь, но исполнение показалось не самым удачным: хотелось ускорить поиск и отправку, усилить эффект неожиданности — «замаскировать» стикер под обычное голосовое, убрать пометку «переслано».
На следующий день я написал Илье Снимщикову, своему партнеру по разработке чат-ботов. Он предложил использовать инлайн-бота.
Инлайн — это когда бота можно вызвать через текстовое поле, обратившись к нему по нику
Короткий никнейм для бота на старте получить почти невозможно, поэтому мы выбрали название @vosticksbot: оно достаточно лаконичное и отражает суть нашего бота.
С помощью инлайн-режима мы хотели реализовать удобный поиск и быструю отправку, чтобы можно было использовать аудиостикеры, не выходя из диалога.
Первая версия
Илья занимался кодом, Влад — контентом, а я делал всю остальную работу по продукту и организации. Такой командой мы разработали первую версию.
Ее мы сделали за 3-4 дня. В ней можно было выбрать стикер из общего списка: поиска не было, а загрузка работала криво.
Мы начали использовать этого бота, показали друзьям, я написал о нем в своем канале.
Предполагали, что аудиостикеры начнут распространяться вирально, но как-то не особо шло: мы получили несколько десятков пользователей, которые отправляли не более 20 аудиостикеров в сутки.
В это же время мы начали натыкаться на похожих ботов. Особенно нас впечатлил MemVoice: на его канале было 700 подписчиков, это казалось нам чем-то недосягаемым.
Постепенно мы отошли от работы над этим проектом, думали максимум о 500 пользователях к Новому году.
Влад — крутой
Все поменяло сообщение от Влада Савинова, моего друга.
Через несколько дней после того, как Telegram выпустил обновление с комментариями, он написал мне:
Знаешь что можно сделать? Сейчас же комменты в телегу добавили Можно в комменты каналов с мемами твои стикеры кидать
Распространять стикеры через комментарии в каналах — эта идея всем понравилась. Было очевидно, что она сработает, но не было понятно, насколько хорошо.
Сразу же взялись за дело — начали экспериментировать с разными пабликами. Результат, мягко говоря, поразил: если мы успевали запостить осмысленный стикер в одном из первых комментариев, чат под записью просто взрывался — стикеры отправляли все, иногда несколько десятков сообщений подряд содержали исключительно аудиостикеры.
P. S. Мы отправляли по одному осмысленному сообщению под пост, что многие люди находили веселым и интересным: мы уважаем личные границы людей и против спама.
За первый день к нам пришло 500 пользователей, а активность выросла на 1500%.
Для такого результата сошлось очень многое:
Место в топе комментариев дает гораздо больший охват, чем сообщение в активном чате — первый комментарий остается на видном месте, а абсолютно любое сообщение в чате быстро уезжает вверх.
К тому же, правильно подобранный стикер вызывает эмоции и желание попробовать. Самый простой способ — отправить стикер в комментарии. Многократная отправка разными пользователями усиливает эффект.
А еще функция комментариев на тот момент была новой — многие открывали их просто из интереса, это обеспечивало нам еще большие охваты.
Через несколько дней мы перестали отправлять стикеры в комментарии: аудитория начала справляться с этим без нашей помощи.
В это же время мы купили рекламный пост в канале TGRobots. Он обошелся нам в 2500 рублей. Результативность была несопоставимо меньше, чем у нашей бесплатной «рекламы». Больше деньги на продвижение бота мы не тратили.
Улучшения
Рост числа пользователей стабилизировался и составлял 10% в неделю. Мы начали работать над улучшением продукта.
Умный поиск и выдача
Первым делом мы допилили поиск: для каждого стикера вручную добавили список тегов — фраз, близких к содержанию войса. Это позволило сделать строку поиска более чувствительной.
А для выдачи мы сделали очень простую персонализацию: каждому человеку начали выдавать его личный топ стикеров — за счет этого люди смогли отправлять любимые войсы еще быстрее.
Визуальное оформление
В ios-клиенте Telegram мы столкнулись с проблемой: перед отправкой нельзя прослушать аудио, а вместо значка «play» отображается первая буква названия.
Об этой проблеме мы, кстати, написали в поддержку, но ответа или исправления до сих пор нет(
Выглядит это уныло, даже некрасиво.
Поэтому в начале каждого названия мы стали помещать эмоджи, соответствующий посылу и настроению войса. Тогда в квадратиках начали отображаться не буквы, а яркие картинки. Это не только улучило визуал, но и упростило выбор стикеров.
Дополнительно мы начали отображать автора фразы и ее источник. Еще какое-то время на каждом стикере был счетчик использований, но мы решили, что это перегружает интерфейс, и убрали его.
Воронка в канал
Ссылка на канал проекта была указана только в описании бота.
Мы решили добавить еще одну точку входа с помощью инлайн-инструментов.
Над выдачей вариантов Telegram позволяет сделать кнопку, которая перенаправляет пользователя в личку бота. Мы проверили много вариантов воронки из инлайн-бота в канал. Самым эффективным оказался тот, в котором в лс бота мы перенаправляем пользователя под предлогом просмотра всего контента, а уже там показываем наш канал — ссылкой и кнопкой.
Такие изменения в инлайн-воронке увеличили конверсию в подписки на канал в 5 раз.
Мы добавили еще много функций. В том числе удобную загрузку аудио из YouTube и TikTok, форматирование аудиостикеров внутри бота и получение статистики.
Стикерпаки
У нас появилась идея сделать пользовательские стикерпаки. Они должны были дать людям возможность создавать ботов с нашим функционалом и наполнять их самостоятельно.
То есть юзеры создают бота в Telegram, самостоятельно меняют настройки в BotFather, затем предоставляют токен, чтобы мы автоматически запустили бота, и уже после всего этого могут заполнить свой стикерпак.
Я немного сомневался в том, что оно пойдет: способ создания стикерпаков казался мне слишком сложным, но все-таки мы решили попробовать.
У Ильи получилось сделать регистрацию, в которой он буквально проводит человека за руку: рассказывает о создании бота поэтапно, а к сложным местам прилагает видеоинструкции.
Кроме обычных функций из VoSticks мы добавили систему шеринга прав: командам стало удобнее работать над созданием и продвижением своих стикерпаков.
На настоящий момент люди загрузили больше двадцати тысяч дорожек в 3000+ ботов-стикерпаков.
Как вы видите, мои опасения не подтвердились)
Монетизация
Простой способ монетизации Telegram-ботов — рекламные рассылки пользователям в личные сообщения. В теории мы бы могли им воспользоваться: 40% аудитории написало боту в личку, а значит доступны для отправки сообщений.
Такой способ кажется нам достаточно бесцеремонным в целом, а в случае инлайн-бота все было бы еще хуже: ведь мы почти не взаимодействуем с людьми через личные сообщения.
Поэтому мы реализовали формат рекламы, близкий к привычным баннерам.
Другой способ монетизации аудиостикеров, характерный конкретно для этого бота — использовать стикерпаки как средство маркетинга:
Сейчас в канале «Аудиостикеры» 11 000 подписчиков при 190 000 пользователей основного стикерпака. При этом единственная существенная «точка входа» в канал — это бот VoSticks. Получается, более 5% пользователей бота конвертируются в подписчиков канала.
В нашем продукте на первом плане находится бот, а канал — вспомогательный инструмент, но ведь можно делать и наоборот — подвязать тематический стикерпак к уже существующему каналу. В таком случае бот становится настоящим средством маркетинга: он не только развлекает имеющуюся аудиторию, но и приводит новую.
Эту гипотезу подтверждают и пользовательские стикерпаки: некоторые люди сделали канал для стикерпака и набирают аудиторию, а другие — прикрепили стикерпак к уже имеющемуся каналу. Получается, стикерпак, подключенный к каналу, приносит поток подписчиков, а значит, может быть платным.
Суть стикерпаков я пытался донести до нескольких десятков крупных блогеров — почти во всех случаях письма оставались без ответа. Пообщались только с менеджером Дружко: я убеждал ее в том, что появление такого инструмента — прекрасный повод «хайпануть немножечко» и в Telegram, но это ни к чему не привело.
Я вижу следующее объяснение: в новую концепцию достаточно сложно вникнуть, а менеджеры, разгребая кучу писем, работают по принципу максимизации ожидаемого результата: видят что-то непонятное, без названия известного бренда или большого чека — даже не дочитывают письмо.
Еще мы могли ошибиться с аудиторией: определенно стоит пообщаться с организациями, которые напрямую монетизируют свои тг-каналы.
Немного статистики
На момент публикации этой статьи нашим ботом воспользовалось 380 000 человек, с его помощью отправлено 6 600 000 сообщений, на канале проекта уже 11к подписчиков.
А за последние 24 часа 24 000 человек отправили 98 000 аудиостикеров.
Рост уникальных пользователей и их сообщений за сутки можно видеть на следующих графиках:
Чуть ли не больший интерес представляет «время жизни» пользователя в нашей системе. Для того чтобы его оценить, мы взяли 30 000 человек, пришедших к нам в ноябре и посмотрели, какая их доля продолжает пользоваться нашим ботом по прошествии времени.
Планы
Мы хотим расширяться на другие языки, улучшать выдачу стикеров, работать над монетизацией продукта (вы еще можете создать стикерпак бесплатно 😉)
Я занимаюсь далеко не только этим проектом: моими чат-ботами пользуется более 1 000 000 человек. О своей работе я рассказываю на тг-канале (https://t.me/bchechin) и буду очень рад, если вы подпишитесь. Там же, в разделе about, есть мои контакты: пишите с любыми идеями и предложениями)