Moscow Digital Academy
Платформа для обучения digital-профессиям.
Запуск
Идея проекта возникла из собственных потребностей. Когда мы с партнёром работали в digital-агентстве, там ощущался дефицит дизайнеров, которые могли бы не просто делать красивые работы для публикации на Behance, но и разбирались бы в построении UX, маркетинге и имели хотя бы начальные технические навыки.
Взглянув на другие направления digital-рынка, мы заметили, что и там примерно та же ситуация — хорошего специалиста найти очень сложно. Тогда мы решили, что для начала мы и сами могли бы готовить дизайнеров, так как знаем всю внутреннюю кухню, имеем достаточный опыт и компетенции, а на смежные специальности стали бы привлекать людей, в опыте которых уверены. Так, в декабре 2015 года был запущен первый поток курса «Digital-дизайн».
Продукт
Программу мы разработали сами, исходя из тех тем, которые считали важными. Выстроили их в том порядке, какой требовался для лучшей усвояемости материала, и добавили туда дополнительные темы — базовый интернет-маркетинг, SMM, технические особенности, — которые также необходимы дизайнеру.
Такой подход мы сохраняем для каждой новой программы, которую запускаем в академии, стараемся дать всё и даже немного больше. В первом потоке это были только очные лекции, но сейчас доступен онлайн-формат в прямой трансляции.
Думаю, многие наши студенты полюбили курсы именно из-за дружественной атмосферы на уроках, теплого подхода. Мы делаем всё для того, чтобы люди хотели идти к нам после рабочего дня, чтобы процесс обучения приносил только положительные эмоции. Преподаватель — это не тиран и цензор, а друг, который всегда поможет разобраться, ответит на любой вопрос и в любое время.
Команда
Первые сотрудники нашлись среди близкого круга общения. Затем мы, как и многие, искали кандидатов через HeadHunter, группы в Facebook, «ВКонтакте» и Telegram. В поиске нет ничего особенного, но есть особенность внутри самой команды.
Мы находим только по-настоящему самостоятельных, готовых взять ответственность за решение на себя, раскусить сложную задачу и помочь другому сотруднику. В коллективе нет жестких правил по рабочему графику, дресс-коду и прочим корпоративным радостям. Мы предлагаем сотруднику максимальную свободу и взамен требуем выполнения задач качественно и в срок.
Команда сохраняет дружескую атмосферу в коллективе, и это одна из главных причин минимальной текучки и максимальной эффективности сотрудников.
Продвижение
Для каждого курса работают разные каналы, но в первую очередь это социальные сети и сайты-агрегаторы мероприятий.
Монетизация
Спрос проверяли с помощью бесплатных вводных уроков, на которых рассказывали про предмет и предлагали внести небольшую предоплату за курс, мотивируя будущей скидкой. Таким образом на старте смогли проверить заинтересованность аудитории и готовность платить за продукт.
Метрики в динамике
За 2016 год наши курсы прошли более 500 человек, сейчас этот показатель выше почти в два раза. Средний чек на 2016 год — около 28 тысяч рублей. В текущем году планируем увеличить эту сумму. Компания прибыльна с самого первого потока обучения.
Планы
В скором времени планируем открытие новых специальностей, наращивание аудитории онлайн-формата, открытие филиалов в городах-миллионниках. По данным исследований HeadHunter, рынок digital-вакансий растет, поэтому сейчас очень хорошее время для развития, в связи с чем мы открыты к инвестиционным предложениям.
Мнение эксперта
Компания работает на достаточно большом рынке дополнительного профессионального образования. «Нетология» в своём исследовании оценила это рынок в 2016 году в 76 млрд рублей.
При этом коллеги пока сфокусированы на рынке подготовки digital-дизайнеров и интернет-маркетологов для digital-агентств. Сейчас он размером примерно в 1-2 млрд рублей (из расчёта, что в РФ от 5 до 10 тысяч digital-агентств).
Рынок в этой нише достаточно конкурентный, например, в Москве существует около десяти крупных компаний, которые обучают digital-дизайнеров и маркетологов. Здесь команде будет тяжело захватить монопольное положение.
Однако если расширить область применения продукта, к примеру, предложив обучение для продакт-менеджеров, программистов и других digital-специалистов компаний с ИТ-составляющей, то рынок увеличится в несколько раз.
Отмечу несколько позитивных характеристик стартапа, которые могут заинтересовать инвесторов. Во-первых, у компании неплохой трекшн: если данные о среднем чеке и количестве клиентов верны, то компания с нуля выросла до 14 млн рублей в 2016 году, а за восемь месяцев 2017 года — до 30-35 млн рублей. Есть все шансы дорасти до 45 млн рублей до конца года, что обеспечит рост по отношению к прошлому году в четыре раза.
Во-вторых, у компании реализованы онлайн-продажи курсов. Если они составляют значимую часть в выручке компании — это отличная возможность для масштабирования.
Можно сказать, что рынок обучения digital-профессиям еще находится в стадии формирования и у компании есть шанс стать на нём лидером. Для этого нужно увеличивать скорость роста, научиться отслеживать изменения потребностей целевой аудитории (customer development) и быстро запускать новые обучающие курсы, которые нужны рынку.