Как IT-стартапу рассказать о себе?

Этот вопрос мучил меня много дней. В России нет площадки, где стартап сможет заявить о себе и найти инвесторов. Я решил ее создать.

Сразу скажу, что пишу статьи впервые. Я программист, а не писатель, поэтому прочтение статьи может вызвать отвращение и головную боль.

Причина создания проекта

Меня, как и многих бизнесменов сильно пошатнула вся эта ситуация с карантинами, локдаунами и прочими ограничениями.
Я много лет работаю в IT-сфере (разработка сайтов, приложений, ботов и прочего) и работаю с малым и средним бизнесом, карантин ударил по бизнесу и все урезали рекламные бюджеты, а так же бюджеты на разработку всего нового.
Не долго думая я решил "нет клиентов, значит буду сам своим клиентом, не возвращаться же обратно в найм" и решил разрабатывать проекты для себя.
Любой проект в it сфере требует времени и хороших специалистов. Времени всегда мало, а специалисты всегда дорого, поэтому я начал думать о поиске инвестиций. Потратив много времени на изучение того "как найти инвестора" и поиски площадок где заявить о своих идеях я понял, что заявить негде и в России нет какой-то единой площадки или сообщества, где можно просто выложить презентацию стартапа и ссылку на его MVP.
Есть зарубежные площадки такие как betalist.com, producthunt.com, appsumo.com, но русскоязычных, к сожалению, нет. Мой уровень английского, как и у большинства в стране, не позволяет полноценно общаться, на англоязычных площадках.
В это время я как раз разрабатывал знакомому площадку объявлений и решил взять ее функционал за основу для своих проектов.
Здесь и начинается мой путь в мир стартапов, saas-сервисов, агрегаторов и маркетплейсов.

Где же найти информацию о стартапах России

Несколько дней я искал все сайты на которых есть какая-либо информация о стартапах (в оссновном СНГ сегмент).
planeta.ru и boomstarter.ru - русскоязычные краудфандинг платформы, однако посмотрев проекты, быстро разочаровываешся, так как кроме сборов на печать неизвестной книги или запись альбома неизвестного исполнителя, больше почти ничего нет.
b2bingo.com - хоть и на логотипе написано "социальная бизнес сеть", по факту каталог объявлений о продаже бизнесов, каталог стартапов и блог. Объявления видимо никак не модерируются, поэтому множество объявлений "Сделаю конкурента google, нужен миллион".
napartner.ru - Каталог стартапов, бизнесов, немного инвесторов. Опять же проблема качества "стартапов" и их презентации.
100startapov.ru - идея хорошая, как раз то что нужно, но видимо из-за отсутствия команды специалистов проект сделан в виде простенького сайта на тильде.
alterainvest.ru - частная площадка компании которая перепродает бизнесы (у них насколько знаю несколько сайтов) если и есть it-бизнесы/стартапы, то на это грустно смотреть. Все на уровне "Супер прибыльный интернет-магазин постельного белья".
findesk.ru - именно it-направления нет. Есть "интернет-магазины", но там хлам. Ничего удевительного, так как владелец сайта тот же что и у alterainvest.ru.
get-investor.ru - есть информация об инвесторах, фондах, бизнес-ангелах, но нет стартапов. К тому же о себе информацию не разместить.
Все остальное - это либо блоги, либо не понятно даже что.
Есть еще сайты инвестиционных фондов, акселераторов и прочих компаний, но на них так же не заявить о себе и информация лишь о крупных стартапах.

Цель проекта

Основная задача проекта - это объеденить в одном месте информацию о стартапах, инвесторах, бизнес-мероприятиях и специалистах которые необходимы для реализации стартапов с минимальной возможностью нетворкинга. Возможность нетворкинга планируется именно минимальная, у меня нет цели делать "социальную сеть стартаперов и инвесторов", но простейший чат и комментарии будут очень полезны. Наверное каждый первый говорит: "это не ради денег", но все же цель тут не заработать денег напрямую с площадки, а именно создать полезное сообщество вокруг себя.

Функционал площадки

Планируется несколько основных разделов:
1. Каталог стартапов. Список всех стартапов, идей, готовых бизнесов. Планируется жесткая модерация и лучше будет 20 интересных проектов, чем 2000 бредовых страниц. К публикации будут определенные требования: необходимый объем инвестиций, подробное описание на что нужны инвестиции, примерный план развития, пути извлечения прибыли, базовая аналитика и тд. Цель не набить количество, а собрать качественные проекты и людей которые серьезно относятся к своим проектам и не ленятся достойно презентовать свои идеи.
2. Инвесторы. Список инвестиционных фондов, акселераторов, инкубаторов, частных инвесторов и тд. Помимо качественной информации об инвесторе, так же по возможности указывается информация о портфеле проектов инвестора. Вся информация размещается строго с согласия инвестора, если инвестор не заинтересовон в размещении информации, то и я не заинтересован в нем.
3. Специалисты. Список людей работающих в различных сферах: маркетинг, реклама, smm, программисты, HR-специалисты и тд. Большую базу таких людей собрать не сложно. Каждый специалист может выкладывать подробное портфолио. Здесь планируется дать больше инструментов в отличии от большинства площадок (где можно просто прикрепить картинку). В портфолио можно разместить полноценный текст, фото, видео, файлы (например примеры кода программистам или 3д модели). Из необычного функционала планируется ввести "команды". Команда - объединение нескольких специалистов. Многим не удобно искать нескольких специалистов, поэтому часто выбор падает в сторону сработавшихся команд. Команда просто дает пометку "работает в команде с Васей маркетологом и Петей дизайнером".
4. Мероприятия. Список любых полезных мероприятий из it-сферы, бизнеса, рекламы, маркетинга. Учитываются онлайн и офлайн мероприятия.
5. Помощь стартапам. Раздел с полезной информацией. Шаблоны типовых документов, различные инструкции с примерами и естественно предложение моих услуг, ведь мне тоже нужно кушать.
6. Блог. Ничего необычного, просто блог.
7. IT-сервисы. Список полезных для стартапов и любого бизнеса сервисов (crm-системы, боты, конструкторы и тд) с подробным их описанием и примерами в чем могут пригодиться. Да, по возможности будут партнерские ссылки, но надеюсь жадность из-за копеек не заставит рекомендовать хлам.
8. Обучение. В данном разделе будет список как бесплатных онлайн курсов, так и платных. Основной упор на бесплатные, так как я считаю что в свободном доступе много материалов чтобы выучить почти все, но если хотят платить - это выбор каждого. Курсы будут отбираться в ручную, чтобы отсеять ерунду "Стань директором инстаграма и получай 100тысяч в неделю за 2 урока".

Маркетинг и реклама

Данный проект запускается почти без бюджета. Минимальные затраты на копирайтера, минимум на директ (копейки в рся), минимум на таргетинг.
Основные надежды конечно на SEO и площадки по типу vc.ru, яндекс.дзен и подобные.
Основной поток проектов будет привлекаться на прямую (нашел чью то статью - пригласил разместить проект).
Рассылка по фрилансу для привлечения специалистов.
Рассылка по email для привлечения инвесторов и фондов.

Перспективы развития

В дальнейшем есть много вариантов для развития, например:
- Внедрения биржи фриланса
- поиск удаленных сотрудников
- помощь в продаже бизнеса
- помощь в поиске проекта для инвестиций
- реклама на портале
- расширение на все сферы бизнеса (сейчас делается упор только на it)
- развитие онлайн-школы на базе площадки
и еще много много вариантов.

Монетизация и личная выгода

Прямой монетизации не планируется, как минимум в обозримом будующем. Под "прямой монетизацией" я имею ввиду плату за размещение информации. Я так же заинтересован в получении качественной информации на портале и глупо было бы на старте просить за это деньги.
Из косвенных путей: партнерские ссылки в сервисах и обучении, статьи и пресс-релизы если кто-то заинтересуется, предложение своих услуг по разработке MVP стартапов или конечного продукта.

Дальнейшие планы

После запуска первой версии портала, планирую делать небольшие saas-сервисы, агрегаторы и маркетплейсы и публиковать информацию о них на портале.
Сейчас уже есть список из более 80 штук, на год думаю работы хватит.
Пилотное название get-startup.ru
Сейчас закончена верстка проекта.
Заканчивается натяжка на битрикс.
Для MVP проекта выбран битрикс (5т.р. не большие деньги за лицензию, а с его админкой работать вполне комфортно).
Примерно с 8 по 15 ноября планируется заняться начальным наполнением контентом.

Заключение

Если кто то дочитал до конца и даже не успел написать оскорбительный комментарий, то для меня уже успех)

Данный блог в большей степени элемент контроля для себя. Если перестану работать или буду делать проект медленно, то будет стыдно, так как позор будет виден по блогу.

Буду рад любым советам и критике (даже грубой и жесткой).

2020
52 комментария

Хммм... Где-то я видел подобную идею, писать про стартапы и бизнес, и докрутить туда сервисы типа вакансии... Ммм... Чет не могу вспомнить

5
Ответить

как-то на v...
возможно аббревиатура.
там еще можно о своем стартапе рассказать.
Раздел витрина? Или пьедестал, что-то в этом роде

3
Ответить

Простыми словами, вы решили сделать площадку, на которую любой желающий сможет зайти и присмотреть себе бизнес идею из множества размещённых там стартапов. Вот только врядле это понравится стартаперам...

Рынок в СНГ довольно прост, как мне кажется. Если мы говорим о ранней стадии, есть либо новички, которые делают свой СТАРТАПИЩЕ, допускают базовые ошибки и в основном берегут свою идею. В основном это мусорные стартапы, они быстро умирают и в такие стартапы фонды стараются не инвестировать. Либо же есть второй тип, который делают в основном бывалые стартапы, они показывают хороший трекшн, имеют все шансы на успех и привлекают большие раунды. Таким уж точно площадка не нужна, венчурные фонды их знают и они работают напрямую.

Так же в венчурные фонды приходят сотни питчдеков от стартапов, они утопают в их объёме. Нужно ли в данном случае фондам сидеть на площадке и отбирать что-то из второсортных проектов? Сомневаюсь.

Лично я не вижу тут PMF. Возможно конечно у вас получится переобучить рынок, если у вас конечно есть лишние миллионы долларов на маркетинг, но сомневаюсь. Тем не менее, желаю удачи в развитии проекта.

PS: Сделайте список фондов, ангелов и возможность отправить им питч дек на платформе. За подписку продавайте к ним доступ (посмотрите, как это устроено в штатах). Если хорошо реализуете и сделаете хороший маркетинг, возможно кто-то будет этим пользоваться.

1
Ответить

Спасибо за совет.
Возможность отправить питчдек планируется, правда бесплатная, но с базовой фильтрацией от полного хлама, чтобы не спамить.

Насчет того, что стартапы не захотят размещать идеи, да возможно, но есть многие как и я которые готовы это делать. К тому же у стартапа не обязательно должна быть новая идея, часто достаточно удачно повторить чужой опыт для получения высокой прибыли.

Ответить

А как насчет СберUnity? Они начали проводить активную рекламную компанию.

1
Ответить

Да, они проявляют некоторую активность.
Но думаю вход туда будет сильно ограничен и условный инвестор Вася Пупкин с своими 50млн рублей будет послан как не платежеспособный.
Аналогично и по стартапам, без подтвержденной большой прибыли и роста вряд ли дадут разместиться.
Но это мое субъективное мнение.

Ответить

Rusbase?

Ответить