Бизнес на авиатренажере, или пилотом может стать каждый
В октябре 2020 года я опубликовал статью о том, как мы проектировали и строили авиатренажер самолета малой авиации Cessna 172. Пришло время рассказать о результатах работы проекта. Постараюсь максимально прозрачно
Итак в октябре 2020 авиатренажерный центр We.Fly открыл свои двери в небольшом торговом центре недалеко от м. Фили. Выбор локации был обусловлен тремя факторами:
- Цена. Я не знал, сколько мы сможем привлекать гостей и понимал что авиация это очень узкий сегмент. Проходное место не добавило бы траффика, поэтому искал подешевле
- Доступность. Авиатренажер это развлечение или обучение. А значит должно быть удобно расположено и не создавать проблем с доступом как на машине, так и на метро.
- Презентабельность. Это самый сложный фактор. Ибо хорошо и дешево не бывает. Тем не менее, я выбрал для себя концепцию небольшого торгового центра и верхних его этажей.
Запуск проекта
После недолгих поисков поступило предложение от ТЦ Филевский, руководство которого очень оперативно откликалось на все запросы и максимально включилось в процесс согласования помещения. По результату нам выделили большой балкон 65 кв.м. на втором этаже перед главным входом. Ставка аренды (55,000 рублей в месяц) устраивала. Расположение тоже. Всего 10 минут ходьбы от метро и 5 минут на авто от Москва Сити. Павильон мы решили построить сами.
Что такое павильон для авиатренажера? Это клиентская зона где можно встретить гостя, провести брифинг, обсудить задачи и конечно сделать фото на память.
Основное помещение где находится кабина должно быть не меньше 30 кв.м., полностью темное для контраста графики и высотой потолков не менее 3,5м.
Перевозка тренажера, его доработка, пуско-наладка и окончательные элементы в виде панелей интерьера и установки сценариев красивых аэропортов делались уже по месту перед открытием.
Для привлечения клиентов мы использовали Instagram и контекстную рекламу. За 2 недели до открытия мы открыли предварительные продажи и предложили сертификаты на полет с промо скидкой 50%! Это дало первоначальную заполняемость. Первые гости записались уже с первого дня работы.
Отдельно надо рассказать о наших инструкторах.
Встал вопрос - какой должно быть штатное расписание. Где брать такие кадры. На первые посты о вакансии откликнулись молодые ребята - выпускники Сасовского Летного Училища Гражданской Авиации. В период пандемии авиакомпании прекратили набор и у многих выпускников встал вопрос трудоустройства. Ситуация была непростая. Коронавирус очень изменил авиационную отрасль. Масса пилотов остались без работы. Новых не набирали. Вчерашние выпускники были вынуждены работать где угодно и ждать ответа от компаний, которые молчали.
Поэтому ситуация получилась win-win. К нам на работу пришли профессиональные коммерческие пилоты с опытом полетов на Cessna, которые были рады возможности работать в авиационной сфере и сохранять навыки. А для бизнеса это было лучшее решение по кадрам. Поэтому мы приняли решение не нанимать администраторов, а создали команду из 4 молодых профессиональных инструкторов - действующих коммерческих пилотов, которые летали с гостями, а в промежутках отвечали на звонки, консультировали, встречали гостей и делали запись. Отдельно отмечу - девушки пилоты в команде инструкторов вызывают живой интерес и стали настоящим "лицом" WeFly
Итак наступил день открытия
Сказать что мы волновались - не сказать ничего. Тренажер был сырым. Многие механизмы ломались. Что-то работало не так как надо. Первое время я стоял за кабиной и наблюдал за процессом полета, проверяя все ли приборы работают как надо. Часто по мелким симптомам я мог определить что начинается какая то проблема. И с короткие перерывы между гостями старался быстро их решить.
Много смешных (и не очень) случаев было за первые пару месяцев работы. Расскажу про один )
Одна из проблем были мониторы на основных приборах (Garmin 1000). Приложение, имитирующее прибор было реализовано на Ipad. В первые дни айпады вели себя очень непредсказуемо. Теряли Bluetooth, зарядку, глючила touch панель. В очередной раз, когда гость сидел в авиатренажере и готовился к взлету, айпад основного прибора начал сбоить, приложения хаотично закрывались и открывались. В конце концов открылся YouTube Kids и на месте главного навигационного прибора заиграл мультфильм Каникулы в Простоквашино )) Удивлению гостя не было предела, а мы, давясь со смеху, отключили прибор и устроили полеты с имитацией отказа. В конце, конечно извинились, подарили компенсационный сертификат и предложили придти еще раз. Гости были очень довольны как полетом, так и нашей реакцией. Мы их не раз еще видели у нас в дальнейшем )
Тем не менее, мы продолжали работать, принимали гостей, шлифовали сервис и постоянно что=
то улучшали. Со временем появились постоянные гости. Расскажу немного про них.
Итак, кто посещает авиатренажер?
Первая категория гостей это любители авиации. Люди, чья мечта была летать или работать в авиации. Кто увлекается, изучает и знает. Эта аудитория самая целевая, проявляет интерес и с удовольствием узнает чтото новое от инструкторов.
Второй сегмент - курсанты летных школ, которые непосредственно обучаются на таком самолете. Авиатренажер для них несет прямую пользу. Они привыкают к кабине, учатся распределению внимания, выполнению процедур и радиообмену.
Третья категория самая любимая - это дети. Около 20% всех гостей - юные пилоты. Дети в восторге от управления самолетом и с интересом изучают основы пилотирования.
Ну и конечно гости, получившие в подарок сертификат на полет и не представляющие чего ожидать. Для них интерес составляет сама возможность прикоснуться к миру авиации и попробовать для себя чтото новое.
Немного цифр:
На сегодняшний день авиатренажер Cessna работает ежедневно. Стоимость полета: 4000р в час в будние дни и 5000р в выходные.
Предлагаются сеты из 30, 60 и 120 минутСредняя загрузка тренажера 5-6 часов в день. Выходные чаще всего заняты полностью. Учитывая скидки, комиссию партнеров, промо полеты с блоггерами - средний чек составляет около 4200р160 часов * 4200р = 672 000р
Расходная часть обычно не превышает 400 000 в месяц и состоит из арендных платежей, расходов на коммунальные услуги, интернет и телефония, ФОТ, рекламный бюджет и расходы на ремонт и поддержку тех состояния тренажера.При начальных инвестициях около 5-5,5 млн рублей окупаемость проекта составила 2 года, что полностью соответствовало изначальному бизнес-плану
В конце 2021 года Авиатренажерный центр переехал в новый крупный ТЦ на м. Каширская. За год мы не сидели на месте, а построили новый тренажер.
Смогли реализовать несколько важных вещей:
- Динамическая загрузка штурвалов. Теперь управление практически неотличимо от реального самолета. Гости чувствуют набегающий поток, сопротивление и различную загрузку штурвалов в зависимости от фазы полета. Это добавило реализма и создало очень реалистичный эффект. Разработка этой системы длилась почти год
- Мы смоделировали и изготовили большой сферический экран для проекции. Высотой больше 2,5 метров и разверткой в 220 градусов он покрывает все видимое поле обзора и создает максимальное погружение
- Многие гости замечали что слабо ощущается эффект касания при посадке. Решить эту проблему помогла система вибрации на основе электромотора с эксцентриком и сложный софт, преобразующий поступающие переменные от симулятора в вибрацию на различной частоте. Несколько месяцев тестов и теперь в кабине ощущение тряски от двигателя, пробега по полосе или траве, турбулентности и главное - посадки стали супер реалистичными! Это оценили реальные пилоты.
Итак, сейчас можно подвести промежуточный итог.
Проект доказал свою эффективность, прожил первый год и сформировался как стабильный бизнес с предсказуемым оборотом и постоянной прибылью. Окупаемость проекта не вышла за планируемые показателиГлавное - уровень удовлетворенности гостей на наш взгляд составляет 90-95%. Мы получили большое количество отзывов и положительной обратной связи
Авиатренажер - это прежде всего бизнес в удовольствие. Видеть улыбающиеся лица гостей посте полета, восторг в глазах детей и новых пилотов, которые начинали летать у нас - бесценно. При этом концепция проекта позволяет управлять им, уделяя 1-2 часа в день.
На сегодняшний день я могу сформулировать миссию бизнеса на авиатренажере как: Увлекательный и прибыльный проект для тех, кто любит небо и авиацию и хочет приносить пользу и радость всем гостям без исключения!
Два слова об ошибках. Куда же без них
На мой взгляд, концепция авиатренажера может быть дополнена околоавиационным окружением. Продажа мерча и сувенирной продукции, обучающей литературы, сертификатов на реальные полеты. Все это в той или иной мере мы пробовали за прошедший год, но результатов не принесло. Можно было бы сказать что рынок не сформирован, но я признаю - в этом вопросе мы просто не доработали.
Вторая недоработка при старте проекта была - слабая аналитика и маркетинг. Даже при том, что мы задействовали много каналов продвижения - нам пришлось поменять больше 7 сотрудников, отвечающий за маркетинг. Я с удивлением обнаружил, что при огромном количестве современных "интернет маркетологов" основная масса - непрофессиональные любители, не способные выдать качественный результат, даже в простых задачах. На этом мы потеряли много времени
Теперь о дальнейших планах:
Я очень рад, что мы не пошли в категорию развлекательных тренажеров для больших самолетов. Рынок определенно на подъеме. За прошедший год в Москве появилось несколько авиатренажеров Боинга, Ту-154, Airbus. Они все конкурируют за клиента, а концепция Cessna и малой авиации останется отдельной нишей, которую теперь прочно занимает WeFly.
Развитие филиальной сети по городам РФ представляется наиболее интересной стратегией. Да недавнего времени я планировал делать это за счет собственных средств. Но после подробного анализа и нескольких десятков встреч с заинтересованными людьми я пришел к выводу, что франшиза - это наилучший формат.
У нас есть прекрасная разработка, которая представляет собой законченный продукт. Есть опыт эксплуатации и инженеры для поддержки. Почему бы не предложить рынку концепт бизнеса "под ключ" на готовом авиатренажере Cessna, где любой желающий может почувствовать себя пилотом. Тренажер подходит как для работы с персоналом, так и для эксплуатации самим хозяином как инструктором. Во втором случае расходы меньше, а чистая прибыль больше. Опыт показал, что проект может приносить до 250,000 рублей чистой прибыли при очень несложных бинес-процессах
Сейчас я формирую предложение франшизы для рынка и цель на 2022 год - открыть несколько таких центров вместе с новыми партнерами франчайзи.
Второе направление для развития - упаковка и предложение авиатренажера как готовый продукт любителям авиации не только в России, а по всему миру. При должной доработке - авиатренажер Cessna 172 может быть очень востребован любителям авиацияи, летным школам, аэроклубам и симмерам во всем мире. Беглый анализ показал, что все похожие предложения на рынке проигрывают по качеству при намного большей цене
И главная цель - сертификация авиатренажера как профессионального. Присвоение ему категории пилотажно-процедурного устройства имитации полетов для обучения пилотов по программам PPL (Частный пилот) и полетов по приборам как в России так и в Европе (EASA) и США (FAA).
Если получится - то это станет первой отечественной частной разработкой, которая будет признана соответствующей самым высоким стандартам. На сегодняшний день мы стараемся собрать необходимые документы и запустить этот процесс. Уверен, что в 2022 году мы сможем это сделать!
Оглядываясь назад, могу сказать что идея, зародившаяся одним воскресным вечером превратилась в успешный проект с очень перспективным будущим. Интересно будет перечитать эту статью через год )
P.S. Первая статья о том, как мы строили авиатренажер вызвала немало комментариев. Сейчас мне очень интересно мнение уважаемого сообщества. Как вы считаете, насколько правильный выбран вектор развития и что мы упускаем в этом проекте на ваш взгляд? Напишите в комментариях. Буду благодарен за любые мнения )
Если вам интересно следить за проектом подпишитесь на наш Instagram или на сайтах we-fly.ru и cessna172.ru