«Нет кризиса идей, есть кризис людей»

Опыт КРОК: кого и зачем ищут корпоративные акселераторы

<i>Борис Бобровников, основатель и генеральный директор КРОК, тоже общается со стартапами</i>
Борис Бобровников, основатель и генеральный директор КРОК, тоже общается со стартапами

В конце октября стартует уже третий поток акселератора, созданного внутри нашей компании. В нем мы помогаем реализовать идеи как собственным сотрудникам, так и внешним стартапам. Этот проект в КРОК курирую я как Chief Product Officer и директор департамента вычислительных систем. За два первых потока поступило 98 заявок, 24 проекта прошли акселерацию, 5 из них за время акселерации нащупали способы расти намного быстрее, и мы точно убедились на своем опыте, что корпоративный акселератор компании нужен. Расскажу подробнее.

Зачем это компании

Мир быстро меняется. Классические вендоры не успевают за изменениями рынка и не могут удовлетворить все «боли» клиентов. Акселератор решает именно эту проблему. С его помощью можно найти на рынке сильные команды и проекты, которые за счёт своей фокусировки реагируют на запросы клиентов быстрее, чем крупные компании, дать им свою инфраструктуру, свою экспертизу и вместе предлагать актуальные решения заказчикам.

Такие проекты могут предлагать и собственные сотрудники. Если внутренний проект успешно прошел акселерацию, то его автор погружается только в развитие проекта, получает свою долю и максимально замотивирован в успехе. Так что акселератор – часть экосистемы внутреннего предпринимательства. На запуске проекта мы пообщались почти со всеми существующими корпоративными акселераторами, изучив опыт МТС, Альфа банка, «Леруа Мерлен» и других компаний. Например, нам все говорили про «эффект зараженного» от методик, применяемых внутри акселератора. Сотрудник, побывавший со своим проектом в акселерации, вернется на рабочее место и «покусает» еще троих: запуск акселератора меняет работу даже тех сотрудников, которые не вовлечены в работу со стартапами.

Запуск акселератора изменил и некоторые бизнес-процессы в КРОК. Например, мы начали использовать трекеров и в операционной работе компании: например, запустили проект «Точка роста» для нескольких инновационных направлений, так проще и быстрее проверять гипотезы, осознаннее делаются инвестиции.

Зачем это стартапам

Условия корпоративных акслераторов часто отличаются между собой. КРОК, например, не претендует на долю в компании. Наш акселератор для команд бесплатный. А в случае успешной акселерации, мы нацелены на партнёрские отношения, на совместные проекты и разделение выручки с этих проектов; с каждым стартапом договариваемся индивидуально. Для некоторых стартапов это оказывается важным условием выбора. Такое партнерство даёт инфраструктуру для масштабирования или снимает с команд задачи, которыми они не хотят заниматься. У нас был один проект, основатель которого пришел с честным запросом: «У меня есть технология, но я не хочу операционной деятельности, заниматься внедрением и сопровождением заказчиков, мне нравится продавать, давайте мы будем друг друга дополнять». Мы предоставляем каждому стартапу двух трекеров – один приглашенный, у которого большая насмотренность в 1000 и более проектов, и одного внутреннего, который хорошо разбирается в ресурсах КРОК. Внутренние трекеры заинтересованы в том, чтобы проект показывал результат и высокий уровень вовлеченности. На внешних остается фреймворк по «поджиганию стула» под фаундером.

<i>Результаты команд первых двух потоков акселератора КРОК </i>
Результаты команд первых двух потоков акселератора КРОК

К нам приходят и стартапы, уже проходившие акселерацию в других местах. Отличие в подходах. Часто бизнес-акселераторы во главу угла ставят обучение. У нас другой интерес — нам нужно постоянно улучшать их бизнес, поэтому трекеры сразу выталкивают команды в рынок.

Какие стартапы нужны

Все, что мы знаем о стартапах, построено вокруг анализа неудач. Никто не знает, как сделать правильно. Так что идем от противного, «как не надо». Плохо не слушать заказчиков и не понимать ценность своего продукта, плохо не разбираться в unit-экономике и загонять компанию в убытки с каждой следующей продажей. При этом главным критерием успеха стартапа все равно остается фаундер, его готовность разрушать барьеры на всем пути от идеи до продажи и масштабирования.

Сейчас на рынке нет кризиса идей, есть кризис людей. Мы уже успели столкнуться с самыми разными «багами». Были примеры, когда стартапы рассказывают про кучу предпродаж, не создав даже прототипа. Но одно дело предложить потенциальным клиентам «Macbook, только в два раза лучше и в два раза дешевле», и другое – его разработать. Бывают перекосы и в другую сторону. Например, приходила команда, которая делает «очередную» программу лояльности. Заявили, что для пилотного проекта им нужно будет 300 млн рублей. Мы, мягко говоря, удивились и попросили рассказать, на что. Оказалось, ребята выходцы из корпоративной структуры и другими цифрами не оперируют. Деньги им нужны были, чтобы «построить компанию – отделы, департаменты, руководителей департаментов», чтобы запустить пилот...

Кроме адекватности, нам нужно, чтобы у нас с командой сложилось будущее. С одной стороны, акселератор бесплатный – ты не отдаешь долю и не платишь деньги. С другой стороны, у нас очень жесткий отбор. Нам нужны те, с кем мы видим перспективы сотрудничества, и понимаем, как принести друг-другу пользу, кто готов при этом слышать и реагировать. Если у вас движок для криптобирж или b2c-проект на Ближнем Востоке — удачи, но скорее всего не с нами.

Этот блок временно не поддерживается
8
10 комментариев