Завгар Онлайн — система управления корпоративным автопарком
Путь из интегратора в разработчики.
Идея
В июле 2011 года абсолютно случайно мы попали в сферу транспортной телематики. По простому и народному мы начали заниматься «глонассом», соединяя программные и аппаратные решения в единую систему, решая базовые проблемы любого бизнеса эксплуатирующего транспорт — воровство топлива, левые рейсы, превышения скорости и т. п. Контролировать, следить и жучить любят многие предприниматели топ-менеджеры и постепенно база наших Клиентов с ежемесячной подпиской выросла до нескольких тысяч компаний по всему СНГ (малый и средний бизнес) . Вроде бы всё здорово, но при личном общении, несмотря на богатый функционал решения, потребители чаще всего называли наш продукт следилкой. Оценить экономию внедрения нашего продукта в деньгах или процентах могли единицы. Это сильно настораживало, ведь в кризисные моменты любой не доказавший эффективность расход чаще всего первым попадает под сокращение.
Для того, чтобы переупаковать продукт и сделать его действительно полезным, единственно правильным решением было пойти к Клиентам и посмотреть как конкретно они управляют своим транспортом, сколько на это тратится времени и ресурсов. Зрелище оказалось интересное и очень полезное. Кто-то очень долго не мог понять зачем нам настолько подробно знать как он ведёт график ТО, другой десять раз переспросил не собираемся ли мы создать ему конкурента, третий с гордостью показывал большой лист, на котором по его словам «весь автопарк, как на ладоне».
Но в целом всех респондентов объединяло несколько ключевых паттернов:
- Учёт затрат на каждую машину либо не ведётся вовсе, либо ведётся, но поверхностно в бумажных журналах и эксель таблицах.
- Никто не понимает реальную стоимость 1 км. пути. Стоимость перевозки определяется либо исходя из предложений конкурентов, либо на глаз.
- График проведения ТО чаще всего в головах механиков и водителей, которые «ничего не забывают».
Это сразу показалось не логичным и точно рано или поздно приводило к капитальному ремонту, дорогостоящему простою, а порой и закрытию бизнеса. Простого и доступного решения этих проблем для нашего сегмента потребителей в России мы не нашли, посмотрели на запад, там использование FMS (fleet management system) — правило хорошего тона, а рынок софта для управления автопарком активно растёт.
Решаем ввязаться в разработку подобного решения, с фокусом на глубокую интеграцию с транспортной телематикой. Это будет SAAS платформа, помогающая собственникам и топ-менеджменту управлять автохозяйством на основе цифр, заведующему гаражом и механикам упростить их труд и снять кучу головняка, а водителям получать гарантированный объём работы, без простоя техники по причине капитального ремонта Опыта создания программного продукта для массового потребителя у нас к тому времени не было, но на интуитивном уровне было понятно, что шаг в этом направлении абсолютно логичный и правильный. Шёл 2019 год.
Название Завгар Онлайн пришло практически сразу с идеей старта продукта. Для Клиентов в странах бывшего СССР оно сразу легко запоминается и имеет правильные ассоциации, а для зарубежных пользователей это нормально произносимый, ничего не означающий на всех языках набор букв (что в целом уже неплохо).
MVP
Прочитав книги и статьи по методологии lean, мы начали собирать минимальный жизнеспособный продукт для тестирования гипотез. В нашем случае MVP стали несколько Whats App чатов, в которые водители и механики скидывали данные по заправкам, ремонтам, обслуживаниям, штрафам и т. п. Мы собирали данные, консолидировали их и передавали:
- собственникам предприятий, топ-менеджерам — ежемесячный отчёт по стоимости владения каждым транспортным средством с детализацией по статьям расходов;
- механикам и заведующим транспортом — такие же данные, что и собственнику, а также план проведения технического обслуживания на ближайшее время.
На эксперимент с тестированием решения согласилось несколько действующих Клиентов, за долгие годы сотрудничества ставших друзьями.
Обратная связь положительная, приступаем к разработке.
Продукт
В первой версии для продолжения тестов и проверки гипотез, мы реализовали исключительно необходимый минимум, который бы позволил перенести данные из таблиц в web. К активному тестированию начинают подключаться всё больше и больше Клиентов из транспортной телематики.
Дальше — больше. Добавили ключевой элемент системы, модуль интеграции. Пользователи в ходе тестирования отмечали, что продукт очень полезен и важен для их деятельности, но, по их словам, хотелось бы большинство исходных данных по расходам получать автоматически, из уже используемых на предприятии сервисов. Процесс итерационный и не прекращающийся до сих пор, как только появлялся запрос, в течение будущего спринта разработки мы старались его реализовать. Сейчас полный перечень интеграций выглядит так:
Всё здорово, обратная связь положительная, связываем полученные данные с разных типов интеграций, начиная с самого больного. Затраты на топливо составляют от 40 до 70% стоимости эксплуатации, поэтому большой фокус внимания транспортниками уделяется именно этой статье расходов. В случае, если в учётную запись поступают данные из ЛК топливных карт и систем спутникового мониторинга, Завгар Онлайн в автоматическом режиме сравнивает объём оплаченного и фактически попавшего в бак топлива (учитывая погрешность датчика уровня топлива), параллельно проверяя совпадение геопозиции машины с координатами заправки. Реализация данного функционала сильно упростила рабочие процессы многих ролей в компаниях Клиентов и позволило делать то, что раньше занимало порой десятки часов в месяц, за считанные минуты. Фильтр “показывать только проблемные заправки” понравился всем.
Что есть сейчас по продукту?
Скелет, собранный в самом начале является основой сервиса и сейчас. По мере поступления обратной связи и на основе пользовательского опыта продукт активно дорабатывается. Сейчас пользователи ценят Завгар Онлайн в первую очередь за:
- Возможность учёта всех затрат на автопарк в одном месте. Это позволяет правильно оценивать себестоимость 1 км. пути и работать над его сокращением.
- Двухуровневый контроль топлива, решение проблемы обналичивания топливных карт и пр. махинаций на АЗС.
- Удобство планирования технического обслуживания и плановых ремонтов. Предиктивный подход в этом вопросе, борьба с простоем техники.
- Учёт всех ТО и ремонтов, от момента заказа запчасти или записи на сервисную станцию, до контроля гарантии на выполненные работ согласно договора.
- Контроль ходимости каждой запчасти и покрышки для своевременной замены по истечению ресурса по пробегу или моточасам.
- Складской учёт запчастей, от момента покупки, до фактической установки на транспорт.
- Телематика и FMS в одном окне, с глубокой интеграцией данных.
Методы продвижения.
Программа для управления транспортом и любое телематическое решение отлично дополняют друг друга, поэтому мы не стали придумывать велосипед и просто предложили новый продукт действующей базе Клиентов в своей материнской компании. Теперь система мониторинга это один из модулей FMS, а уровень полезности из просто следилки поднялся до платформы комплексного управления автопарком «всё в одном». Клиенты получили готовое решение в одном окне, а мы рост стоимости ежемесячной подписки текущих пользователей на 50% и сокращение оттока на те же 50%. Из классических инструментов здорово работает SEO-оптимизация и партнёрская программа.
Немного цифр
С момента старта в платформе зарегистрировано 4096 аккаунтов из 40 стран мира, а пользователями (руководители, механики, бухгалтера, водители, логисты, диспетчера, флитменеджеры) стали 8987 человек. Они добавили 57041 записей о прошедшем ремонте или обслуживании и провели 26046 предрейсовых осмотров через мобильное приложение.
Планы
Масштабировать проект планируем за счёт расширения сети партнёров в смежных областях, как в России, так и за рубежом. Партнёр может встроить по White Label модели наш продукт в своё решение и получать дополнительный ежемесячный доход за счёт подписки.