Meleton: от идеи до международной платформы для создания онлайн-курсов
Лонгрид о том, как нам удалось разработать платформу, которой пользуется более 8 тысяч авторов — создателей онлайн-курсов в 115+ странах на 5 языках. Спойлер: это было не просто.
Всем привет! Меня зовут Евгения Новикова и в этом материале я расскажу историю создания платформы Meleton, в которой я занимаю должность CMO. Скорее всего, если вы задумывались о создании собственного онлайн-курса, то в процессе выбора инструмента уже сталкивались с Meleton, но для остальных читателей VC.RU это наш первый материал о продукте в Трибуну! 🙂
Для удобства навигации я разделила статью на несколько частей и очень волнуюсь за свой первый материал на VC, поэтому, буду очень благодарна любому конструктивному фидбэку и оценке материала! 🙂
Навигация:
История создания Meleton
В 2018 году среди инструментов для создания онлайн-курсов не существовало единого лидера, а рынок к этому моменту был максимально подогрет и рос с огромными темпами.
Founder платформы Meleton, Дмитрий Юлдашев, к тому моменту активно занимался бизнесом в сфере IT и пришел к идее о создании сервиса в EdTech-сфере.
«У меня в семье считалось, что образование — это основа всего. Я всегда любил учиться и постоянно узнавал что-то новое. Занимаясь IT-бизнесом, пришла идея о проекте, который будет на стыке образования и технологий. Я стал вспоминать проблемы, с которыми сталкивались клиенты: слишком дорого делать сайт, настраивать рекламу, создавать автоворонки, оплачивать ежемесячные подписки за вебинары, CRM и решать другие регулярные проблемы.
Я понял, что могу облегчить авторам жизнь и сэкономить их деньги. А кто решает боли людей, тот имеет шанс на успешный бизнес. Так и появился Meleton — проект, который помогает развиваться экспертам и делает образование лучше»
В 2019 году была разработана MVP, сформирована первая команда продукта. На начальных этапах, мы развивались в основном на русскоязычном рынке и постепенно расширяли функционал в зависимости от потребностей авторов.
В течении трех лет, нам удалось разработать полноценную платформу со множеством функций, встроенной CRM-системой и инструментами для приема платежей и маркетинга. Мы создали мобильные приложения, локализовали платформу на 5 языков и привлекли более 8,000 авторов.
В этом материале я постараюсь рассказать, через что нам пришлось пройти для этого и в каком направлении двигаемся дальше. 🚀
Рынок создания онлайн-курсов
Согласно данным Statista Research Department, сегмент EdTech-рынка — Learning Management System (LMS) в 2019 году составлял 19 миллиардов долларов, а по прогнозам к 2026 году может увеличиться почти вдвое, до 36 миллиародов долларов США в год.
Если уходить от цифр, очевидно, что перед человеком, который решил делиться знаниями и монетизировать их существует множество задач: создать материалы, оформить их, разделить на модули, принимать платежи, организовать привлечение студентов. Количество частных авторов и команд, которые являются основными пользователями платформ, ежегодно увеличивается и растут запросы на функциональность и выгоду при проведении платежей.
Нашими конкурентами на глобальном рынке, на данный момент являются платформы Kajabi, Thinkific, Teachable и Udemy. На рынке РФ и СНГ наиболее популярной является платформа GetCourse.
Многие конкуренты существуют дольше нас и привлекли значительное количество инвестиций, однако, есть ряд конкурентных преимуществ, почему авторы выбирают именно Meleton.
Почему выбирают Meleton?
Если вы хотя бы раз пробовали создать собственный онлайн-курс, то прекрасно понимаете, насколько важно иметь удобный редактор для материалов и площадку для публикации. При этом, популярные маркетплейсы требуют слишком высокую комиссию, после оплаты которой и затрат на продвижение автору может оставаться меньше половины вырученной суммы.
В отличии от частных авторов и небольших команд, крупные онлайн-школы имеют возможность создавать собственную площадку для прохождения курса, нанимают собственную команду разработки, а Meleton используют преимущественно для автоматизации маркетинга и платежного виджета.
Конструктор курсов
Основной функционал платформы — это конструктор курсов. Автор имеет возможность создать произвольную структуру: с модулями и темами, использовать любые медиа-материалы и интегрировать элементы для коммуникации со студентами.
Когда пользователь взаимодействует с курсом, он может также выполнять домашние задания, для проверки которых разработан отдельный раздел, позволяющий преподавателю быстрее передавать фидбэк даже при большом количестве студентов.
Система для проведения вебинаров
Для образовательных целей и маркетинговых воронок, мы разработали собственную систему для проведения вебинаров, которая может поддерживать одновременное подключение до 10,000 зрителей.
CRM-система и инструменты автоматизации маркетинга
Кабинет автора на платформе Meleton включает в себя расширенную систему для управления студентами курса. Автор имеет возможность создавать промо-коды, учитывать показатели продаж и контролировать данные каждого студента.
Также, вы можете создать воронку, которая поможет увеличить конверсию в продажу и автоматически будет отправлять сообщения на Email и в мессенджеры потенциального студента.
Фактически, для создателя онлайн-курса, это отменяет необходимость в покупке отдельной CRM-системы и самостоятельной настройке десятка интеграций.
Кроме CRM-системы, платформа позволяет создавать и отправлять триггерные Email-письма для студентов независимо от их количества.
Вы можете полностью брендировать маркетинговые материалы под стилистику курса и использовать одну платформу для продаж на разных языках.
Платежный виджет
Помимо функционала для создания промо-кодов и учета продаж, на платформе доступен виджет Meleton Pay, позволяющий принимать оплату за онлайн-курс не только на нашем сайте, но и на сайте автора курса или в социальных сетях.
Для увеличения конверсии, возможна продажа курса по модулям, а в ближайшее время станет доступна продажа курса в рассрочку.
На данный момент, Meleton Pay доступен для приема платежей в 135 валютах и в более, чем в 200 странах. Мы ежедневно обрабатываем тысячи платежей от студентов за онлайн-курсы в US, LATAM, Европе и Азии.
Комиссия на прием платежей начинается от 4,9%, что является одним из самых низких значений на рынке.
Мы ежедневно продолжаем работу над тем, чтобы делать платформу удобнее и предложить лучшие условия для авторов курсов.
Тем не менее - разработка собственного продукта это всегда очень длительный и сложный процесс. Более 700,000$ было инвестировано в разработку от идеи и до текущей версии. Со временем, процесс работы над продуктом становится все более системным: мы нанимаем новых разработчиков, дизайнеров и специалистов, в том числе с международным опытом.
Как мы выходили на международный рынок
Сейчас платформа локализована не только на русский и английский языки, но и на немецкий, испанский и португальский. Компания зарегистрирована в США, штаб-квартира находится на Кипре, а значительная часть команды работает по всему миру: от Алматы до Барселоны.
По пути к этому мы столкнулись с рядом проблем, которые пришлось решить, чтобы сделать платформу действительно международной:
Локализация
Перевод платформы на новый язык гораздо сложнее, чем перевод одной посадочной страницы или чат-бота. И, к сожалению, локализация самой платформы — это только малая часть работы. Для полноценной локализации нужно учитывать ряд особенностей каждого региона: маркетинговые материалы, проведение рекламных кампаний, отдел клиентской поддержки. Все это требует значительных финансовых ресурсов.
CPO Meleton Анастасия Гончарова рекомендует с самого начала работы систематизировать материалы: создавайте архивы, схемы в Miro или FigJam, сформируйте отдельную таблицу с задачами по локализации, чтобы не упустить важную деталь.
Команда
Когда вы находитесь в состоянии активного роста и при этом выходите на новые рынки — очень быстро начинает ощущаться нехватка ресурсов команды. Требуется найти не просто новых сотрудников и подрядчиков, но и людей с опытом в международных проектах, с правильным видением. Нам очень повезло с талантливым руководителем HR-отдела, которой удается закрывать позиции в сжатые сроки.
Маркетинг
Нам пришлось полностью пересобрать команду маркетинга, так как для качественного управления одновременно десятками рекламных кампаний в разных регионах требовался новый, системный подход.
Не смотря на то, что нам удалось добиться значительных результатов за последние 3 года работы Meleton — остается много задач, которые предстоит выполнить.
Планы на будущее
Само собой, наш основной план: это улучшение платформы и увеличение количества авторов онлайн-курсов. Тем не менее, есть несколько основных поинтов, которыми мне хотелось бы поделиться с вами:
Meleton Go Global
Например, сейчас мы работаем над запуском амбициозного проекта Meleton Go Global. Это первый акселератор для продюсеров онлайн-курсов, который поможет выйти на международный уровень. Совместно с теми авторами, которые уже успешно запускают онлайн-курсы на зарубежную аудиторию, мы проводим закрытое обучение и предоставляем блогеров из США или Европы для запуска.
Ребрендинг и обновление интерфейса
Для того, чтобы стать по-настоящему глобальной платформой, требуется узнаваемый бренд и максимально интуитивно понятный дизайн. В 2023 году мы планируем обновить дизайн платформы и обязательно поделимся новыми результатами в одном из следующих материалов на VC 🙂
Возможно, одним из направлений Meleton станет не только предоставление удобного интерфейса для создания и продажи курсов, но и агрегация уже созданных образовательных продуктов в полноценный маркетплейс для студентов по всему миру.
А также, мы планируем сделать множество функциональных обновлений внутри платформы: от улучшенной системы вебинаров до автоматизированной партнерской программы.
И в заключение…
Я благодарна вам за внимание к моей первой статье и проекту Meleton! Когда работа над платформой только начиналась, я и не могла представить, что стану частью этого проекта вместе с десятками других талантливых ребят, с которыми мы сейчас стараемся сделать Meleton лучше.
Буду очень благодарна вам за конструктивную обратную связь, а также готова ответить на любые интересующие вопросы о продукте в комментариях.
И, только для читателей VC.RU, хочу поделиться промо-кодом VC15 на 15 дней бесплатного доступа к платформе и 15% скидки при переходе на платный тариф.