Мой первый год инфоцыганства. И немного финансового стриптиза проекта "50 когнитивных искажений"
Ровно год назад я написал на VC статью Я не мог выучить 50 когнитивных искажений Илона Маска и придумал как это сделать за 1 минуту в день которая набрала 30000+ просмотров. И понеслось...
Краткое содержание: Илон Маск твитнул 50 искажений в одной картинке, я подумал "Хм, это бесполезно", нарезал большую картинку на 50 маленьких, заказал фрилансеру бот в телеге, который их присылает по одной штуке 3 раза день и уже через пару дней закинул статью на VC, которая в первую неделю принесла 6000 установок бота.
"Клюет, - подумал Штирлиц"
Такой нешуточный интерес конечно не на шутку возбудил мой интерес предпринимательский.
Решено было делать еще один бот, заточенный за изучение и запоминание большего количества когнитивных искажений и продавать в него доступ пользователям первого бота. Все логично, бесплатный пробник у меня уже был, осталось сделать главный продукт.
Тут я классически недооценил объем работ. На сбор информации ушло 2 месяца (и больше 400 прочитанных статей по теме), еще 10 дней на оформление и недели три на разработку бота (потому что фрилансера покусала прокрастинация).
Но как бы то ни было бот 101 когнитивное искажение был запущен. В нем 505 карточек, по 5 карточек с разными примерами на каждое искажение и длительностью цикла обучения в 5,5 месяцев.
Очень хотелось сделать его максимально доступным, поэтому стоимость я поставил самую низкую, которую позволял процессинг - 200 рублей в месяц.
Запустил сообщение по базе 50КИ, собрал первые 50-70 платных пользователей.
План был на вырученные деньги закупать рекламу в бесплатный бот и массово знакомить как можно больше людей с концепцией когнитивных искажений, а уже заинтересованным пользователям продавать доступ к углубленному курсу и снова закупать рекламу.
Но как обычно и бывает экономика не сходилась, реклама едва ли отбивалась наполовину.
Как любой классический стартап я продавал рубль за 50 копеек.
Надо сказать этот проект был и остается моим хобби, поэтому я никуда не спешил.
К концу осени бот 50КИ прошел несколько итераций улучшений и превратился в 30/101КИ, а модель по подписке превратилась в разовую продажу доступа.
На это есть несколько причин:
- Быстрее оборачиваемость.
- Проще считать LTV и окупаемость.
- Люди не любят подписки и рекуррентные платежи в принципе.
- При ежемесячных подписках после окончания курса людей нечем удерживать и они отписываются, при продаже нет.
- Продается доступ в закрытый канал с привязанным ботом, у людей нет причин отписываться, а чем больше в канале подписчиков, тем сильнее социальное доказательство.
- Так как люди не отписываются, то в канале понемногу собирается база людей готовых платить за саморазвитие, тоже довольно ценно.
Но конечно преимущества подписки тоже всем известны:
- Ниже стоимость входа в продукт, психологически проще клиенту расстаться с небольшой суммой.
- Рекуррентные платежи просто приносят больше денег на дистанции.
Впрочем тут еще целое поле для экспериментов.
Итак, я перешел от подписок к разовой оплате. Помогло ли это? Совершенно нет) Конверсия не превышала 0,5%, закупы рекламы не окупались.
Переходим к плану Б
У меня появилась гипотеза, что пользователям было достаточно бесплатного продукта поэтому они не спешили покупать платный.
А значит что? Правильно, надо продавать сразу, на холодную аудиторию)
Нашел разработчика с которым мы вместе (в основном он) сделали совершенно восхитительный бот конструктор автоворонки. Он позволяет мне экспериментировать с содержанием сообщений, выставлять задержки на автоотправку, ссылаться прикрепленной кнопкой на любой пост в воронке и отслеживать количество пользователей на каждом этапе.
Конечно существуют конструкторы ботов, там можно собрать любую воронку и функционал у них больше, но я их не люблю. Во-первых за зависимость, во-вторых часто за ограничение количества пользователей, в третьих за стоимость. Впрочем для тестов они подходят, но в долгую лучше делать свое.
Провел два этапа экспериментов с закупкой трафика, на каждом этапе тестировал разные структуры воронки.
На первом этапе вышел практически в ноль. На втором этапе в -80% РОИ.
Из таких данных можно сделать вывод, что второй вариант воронки конечно намного хуже. Но нет)
Оказалось что каналы в телеге это миллион частных случаев и трафик настолько разнородный, что это просто невероятно. Что бы сгладить дисперсию и делать какие-то выводы надо наверное закупится в 1000 каналах.
Например в одном канале я закупил за 400 рублей 2700 просмотров, бот запустило 80 человек, которые сделали 6 покупок. Конверсия 7,5%, я восхитителен.
Во втором схожей тематики я за 2900 рублей купил 11500 просмотров, бот запустили 438 человек, покупок 2. Конверсия 0,45%. Я в печали.
А стоимость запуска бота колеблется в диапазоне 4-20 рублей, что делает прогнозирование практически невозможным
И это не считая того, что 3-4 раза я купил рекламу в накрученных каналах, когда еще не умел их отличать.
Короче в таких условиях о каких либо достоверных тестах говорить вообще смешно. Для них нужен постоянный стабильный предсказуемый источник трафика.
Финал
Как и обещал раскладываю по экономике за прошедший год:
Затраты на разработку ботов - 27 тысяч рублей.
Затраты на трафик - 76 тысяч рублей.
Выручка - 144 тысячи рублей.
Бесплатный бот запустили более 33000 пользователей
Курс платного бота прошли более 200 пользователей (сейчас там 140 человек)
Планирую продолжить эксперименты. Не думаю, что удастся вывести в хороший плюс, однако свой продукт это отличный способ домонетизации трафика, может быть буду использовать его в этом качестве.
Так или иначе проект остается моим хобби и доставляет моему маркетинговому сердечку огромное удовольствие как поле для экспериментов.
Господа и господессы маркетологи, инфобизнесмены и прочие сочувствующие, большая просьба пройти воронку бота, ткнуть меня носом в косяки и посоветовать что-нибудь на профессиональном.