Как мы придумали конструктор смет Powerlay и избавились от рутины в продажах
Всем привет! Я Иван Ребиков, основатель и управляющий партнер Landau Interactive. Продажи — значимая, но довольно рутинная часть нашей повседневной работы. Чтобы автоматизировать этот процесс, мы запустили drag-and-drop конструктор смет и КП Powerlay. Расскажу, что это за проект, как работает конструктор и кому он пригодится.
Зачем мы создали Powerlay
Сами по себе продажи даются нам хорошо, а вот подготовка смет и коммерческих предложений отнимала много времени. При разработке сложных решений создание сметы фактически с нуля еще можно оправдать. Однако тратить несколько часов на смету типового сайта или лендинга — слишком большая роскошь. Дело в том, что сама задача кажется менеджерам непонятной и масштабной, как следствие — вызывает прокрастинацию. Такого быть не должно, решили мы и начали искать пути решения проблемы.
Традиционно при составлении смет используют таблицы, которые позволяют ускорить работу благодаря вшитым формулам. Вот какие варианты создания смет мы попробовали:
- Гугл-таблицы — приходилось каждый раз верстать целую матрицу и вручную вносить цифры.
- Эксель — аналогично, при копировании часто ломаются формулы, приходится досконально проверять каждую таблицу.
- Пошли ва-банк и на одном проекте решили работать без сметы. Спойлер: эксперимент провалился.
В процессе работы выяснили, что эти варианты малоэффективны, и к тому же сильно завязаны на человеческом факторе — какие-то артефакты при копировании часто забывали удалить, что приводило к ошибкам. Стало понятно, что нам нужно что-то вроде конструктора из заранее созданных модулей, который позволил бы быстро накидать структуру проекта, согласовать ее, буквально за 5-10 минут создать рабочую смету и отправить ее клиенту.
Поиск готовых решений на рынке результата не дал: просто не нашли инструментов, где бы все делалось просто и понятно. На тот момент были только сметы для строительной отрасли, которые нас не устраивали. Пришлось самим придумывать концепцию и разрабатывать сервис.
Все началось с носа: как родилась идея конструктора Powerlay
Идея сервиса Powerlay родилась в частной клинике: на приеме мне считали стоимость операции по исправлению носовой перегородки. Врач открыл специализированный интерфейс и начал мышкой выбирать нужные компоненты: анализы, приемы, анестезию, дополнительные услуги и т.д. Механизм по сути элементарный, но нигде, кроме как в строительной отрасли, мы подобную реализацию не нашли. Так как гугл-таблицы и эксель нам уже порядком надоели, мы решили соорудить нечто подобное. Так родилась идея конструктора смет Powerlay.
Powerlay — это конструктор смет, основанный на drag-and-drop подходе. Суть в том, что смета собирается из библиотеки заранее созданных компонентов. Также сервис включает справочник сущностей и рейты — это позволяет ускорить процесс создания смет. Со всеми компонентами можно работать: дополнять, копировать, удалять, изменять стоимость и т.д.
Powerlay — классическая IT-история
Множество проектов родились именно как внутренний продукт, в результате доработки или масштабирования вышедший на рынок. Есть продукт, он работает, так почему бы не поделиться им с рынком и не попытаться сделать что-то значимое из этого?
Powerlay — это классическая IT-история: сделали классный сервис для себя, он заработал, тут же захотелось им поделиться, а в будущем, возможно, и заработать на нем.
Принцип работы и функционал сервиса Powerlay
Разберем подробнее, из чего состоит сервис, какие принципы работы использует и с чем может помочь. Договоримся, что в рассказе о работе с сервисом в качестве примера будем использовать именно опцию создания сметы для сайта.
Отделы
У Powerlay есть разделение между отделами: это своего рода папки, в которых лежат сметы и будущие базы компонентов. Отделы нужны для того, чтобы разграничить разные типы проектов, которые есть в компании. Например, если компания делает одновременно сайты, мобильные приложения, логотипы или полиграфию, держать все компоненты в единой базе будет неудобно. Использовать несколько аккаунтов тоже не хочется, поэтому мы разбили все подразделение на отделы, в которых находятся компонентные базы для каждого из типов проектов.
Рейты
Начинается работа в Powerlay с создания рейтов. Мы сами работаем по Time & Materials и все расчеты делаем именно в зависимости от потраченных часов. Рейты заносим в систему: определяем, сколько стоит час дизайна, фронтенда, аналитики, QA и так далее. Так прописываем все типы работ — получается база рейтов, с помощью которых мы будем в дальнейшем собирать модули.
Модули
Дальше мы собираем модули нашего будущего сайта. В общем подходе модуль — это все уникальные страницы сайта и уникальные работы. Точно понадобятся страницы «Главная», «Каталог», «О компании», привязка к системе управления и интеграции и так далее. Мы выбираем создать модуль, вводим название, например «Главная страница», и прикидываем, сколько часов и каких работ нам необходимы в рамках этого модуля.
Например, у «Главная» — это
— 4 часа аналитики,
— 12 часов прототипирования,
— 30 часов дизайна,
— 6 часов тестирования
и так далее.
То есть набор часов определенных рейтов по каждому типу работ внутри модуля. В итоге у нас получается база компонентов, из которых мы будем собирать будущие сметы.
Экономия времени: создавайте сметы за несколько минут
Создание модулей и определение рейтов занимают примерно час времени при первом знакомстве с конструктором.
В дальнейшем мы просто пользуемся уже готовой базой. Само созданием сметы из готовых компонентов занимает буквально считанные минуты: достаточно добавить нужные компоненты из базы, и продукт автоматически рассчитает итоговую стоимость.
Индивидуальная настройка сметы
При необходимости сметы можно легко настраивать с учетом потребностей конкретного клиента. Например, если клиент говорит, что у него есть свои программисты, мы можем взять и в один клик отключить колонку с кодингом.
Так же легко сделать скидку: в Powerlay есть быстрый инструмент, который позволяет либо сделать скидку, либо начислить ее с помощью стоимости часа или количества часов. Также скидку можно сделать не только в процентном соотношении, но и в количественном. То есть, допустим, сделать скидку не на 7%, а на 500 000 ₽ или на 100 000 ₽. Итоговая стоимость проекта автоматически пересчитается.
В Powerlay есть еще один инструмент так называемой подгонки. Например, мы насчитали итоговую стоимость работ в 2 235 000 ₽, а у клиента есть только 2 000 000 ₽. Чтобы не высчитывать процент, на который нужно оптимизировать смету, мы просто забиваем ту сумму, которую должны получить в итоге, а сервис сам пересчитывает смету, уменьшая либо стоимость часа, либо количество часов.
Этот принцип работает и в другую сторону. Например, если клиент говорит, что их бюджет больше запланированной стоимости работ, мы можем оптимизировать смету сверху вниз, аналогично изменяя либо стоимость часа, либо количество часов.
Редактирование и добавление новых компонентов
Если мы понимаем, что в рамках конкретного проекта придется потратить больше часов на какой-то модуль работ, например на главную страницу, то можем прямо в смете изменить количество часов. Если этот компонент будет использоваться в дальнейшем, например, у нас было просто «Главная», а станет «Суперглавная», можно ее из сметы добавить в общую библиотеку компонентов.
Различные форматы сметы
Когда мы все подготовили, можно скопировать ссылку и отправить ее клиенту — у него откроется веб-страница с его сметой. Для тех, кто привык пользоваться экселем, есть возможность сформировать ссылку на csv-файл, который можно скачать, экспортировать в гугл-таблицы или в эксель и уже там работать со сметой.
Кому подойдет сервис Powerlay
Вот каким командам будет удобно работать с нашим конструктором смет:
- Тем, кто использует в работе принцип Time & Materials либо ориентируются на стоимость часа работы своих специалистов при формировании смет и КП.
- Тем, кто основывается не на разнообразной материально-ресурсной базе, а только на человеческих ресурсах команды.
- Тем, кому подходит одноуровневая база компонентов. Например, строительная смета — это некая многоуровневая конструкция, которая может доходить до десятка уровней и иметь множество разветвлений. Powerlay больше подходит для IT компаний, которые разрабатывают сайты или программные продукты, структуру которых заранее можно спрогнозировать. Также продукт удобен для команд, которые делают мобильные приложения, видео- и фотопродакшен или графический дизайн.
В целом Powerlay подходит для всех околоайтишных и рекламных ребят, у которых клиентский бюджет состоит в основном из трудозатрат специалистов.
Пять главных преимуществ сервиса Powerlay
- Скорость — сделать смету реально за 5-10 минут.
- Надежность — все формулы жестко зашиты внутри сервиса, никакое редактирование не может привести к ошибке в расчетах. Влияние человеческого фактора также сведено к минимуму за счет минимизации совершаемых пользователем действий.
- Автосохранение и автобэкапирование — все изменения, которые вносит пользователь, автоматически записываются в систему в режиме реального времени; так же, например, работает Figma. Вероятность потерять данные даже при сбое на сервере крайне мала.
- Бесплатный доступ — базовая версия будет доступна всем зарегистрированным пользователям.
Легкость масштабирования — добавление новых компонентов, моделей или рейтов занимает пару минут.
Powerlay — это что-то вроде Экселя на стероидах, только с вырезанными ненужными функциями.
Почему мы пока не берем деньги за использование сервиса
Powerlay на данный момент работает бесплатно по двум причинам:
- Придумать подходящую тарифную сетку, которая будет хороша с точки зрения маркетинга и будет позитивно воспринята пользователями — это отдельное искусство. Мы пока не обладаем таким количеством времени, чтобы продумать полноценный большой коммерческий проект.
- Сам продукт сейчас сложно назвать mvp, скорее это бета-версия. Powerlay работает, многие ребята уже делают с ним сметы, но в будущем продукт может значительно видоизмениться. Поэтому брать деньги за текущую версию мы считаем неправильным.
С другой стороны, понятно, что чтобы развивать сервис и в дальнейшем его монетизировать, деньги нужны уже сейчас. Нам нравится модель Figma, когда базовый функционал доступен бесплатно, а фичи и дополнительные возможности открываются после оплаты. Этот принцип мы хотим перенести на наш сервис: в базовой версии будет тот функционал, что есть сейчас, плюс какие-то новые опции. Он будет бесплатным всегда и для всех. А какие-то фичи, которые будут дополнять базу и улучшать пользовательский опыт, будут доступны при оплате тарифа.
Однозначно могу сказать, что такую схему мы реализуем только тогда, когда будем полностью довольны качеством сервиса и будем уверены, что фичи правда работают и приносят пользу коммерческому пользователю. Намеренно ухудшать бесплатную базу, чтобы вынудить пользователей переходить на платную подписку, мы точно не будем.
Базовая версия будет бесплатной всегда, но за фичи в будущем придется платить.
О бюджете на разработку сервиса
Изначально это был внутренний проект: мы инвестировали в себя. Все фичи, текущие и запланированные, мы создаем в соответствии с потребностями команды. Расходы на разработку окупились — теперь наши специалисты тратят в разы меньше времени на подготовку смет и КП. Учитывая стоимость часа специалиста в среднем по компании, это очень выгодно. Поэтому пока мы ведем разработку на собственные деньги.
Дополнительно мы получили базу пользователей, которые активно тестируют и используют продукт. Это значит, что когда мы будем готовы к монетизации сервиса, сможем предложить продукт уже заинтересованным пользователям и получить некое базовое количество клиентов.
Трафик на кейс: мы сами удивились
В конце пуско-наладочных работ мы добавили кейс про разработку Powerlay в портфолио на сайте Landau Interactive. К нашему удивлению, на него пошел органический трафик: буквально по чуть-чуть, по одному-два человека в неделю. Когда мы через какое-то время обнаружили в базе данных несколько зарегистрированных пользователей, мы даже связались с ними, чтобы уточнить, откуда они пришли. Конечно, это мотивировало дальше работать над проектом.
Люди пользуются нашим продуктом, и это очень драйвит
Я очень доволен результатом, потому что это реально рабочий продукт. Более того, у нас есть фидбэк от ребят, которые уже пользуются продуктом: пишут, что он им нравится. Это очень драйвит.
Что будем развивать в будущем
Мы видим, сколько пользователей регистрируется в сервисе и что они делают — это мотивирует дальше развивать проект. В команде есть дорожная карта того, что мы хотим в будущем сделать. Условно речь идет о том, какие фичи будем внедрять в базовую и платную версии. Пока сложно сказать, как пойдет разделение, но точно будем работать над кастомизацией самих смет, чтобы они были не просто табличкой, а чем-то более похожим на микролендинг. Думаем, что это позволит увеличить вероятность продажи.
Кроме этого, хотим ввести коллективную работу. Идея в том, чтобы в один отдел можно было добавить несколько человек с разными уровнями доступа, чтобы они совместно использовали базу заранее созданных компонентов. Также собираемся добавить базовый инструмент диаграммы Ganta, чтобы смета была подкреплена календарной историей.
Мы планируем провести кастдев и упростить UX, а еще добавить внутрь сервиса онбординг. Конечно, для реализации всех задумок нам в первую очередь нужен максимальный фидбэк, чтобы уже на его основании работать дальше и улучшать сервис.
Мы рады каждому новому пользователю.
Регистрируйтесь на сайте powerlay.ru.
Создавайте сметы, оценивайте проекты и пишите нам, что вам понравилось, а что показалось неудобным.