Не надо «кодить» — просто складывайте кубики
Мы, Павел Ершов и Никита Навалихин, хотим рассказать, как мы разрабатываем и внедряем платформу Directual, с помощью которой можно создавать сложные ИТ-системы, словно играя в Lego.
Сразу отмечу, что Directual — это не коробочный продукт для узкой аудитории, а именно технологическая платформа, на основе которой можно создавать сложные цифровые решения с минимумом ручного программирования. Мы уже внедрили нашу разработку крупным клиентам.
Как появилась идея создания платформы Directual
Мы с Никитой познакомились в 2012 году в «Тинькофф банке», где трудились над внутренним стартапом — созданием таргетированной программы лояльности банка «Тинькофф Таргет». Идея была скопирована с зарубежных компаний Cartera и Cardlytics.
На основе транзакций человека выбирались магазины-партнёры, которые готовы были давать персональные cashback-бонусы в зависимости от профиля расходов клиента. Нам удалось первыми на российском рынке запустить такую программу, и она до сих пор остается одной из лучших.
Создавая эту систему, мы столкнулись со множеством вызовов: как быстро настраивать новую логику таргетирования? Как работать с миллионами транзакций? Как ускорить разработку новых функций? После успешного запуска программы и вывода её в «боевой» режим, мы поняли, что от нашей команды уже не требовалось создавать новое в банке, и мы ушли с идеей реализовать продукт для решения тех проблем, с которыми мы же и столкнулись.
Традиционная разработка с трудом могла обеспечить скорость и гибкость, которую требует бизнес в наше время. А все коробочные продукты на рынке — деревянные, требуют значительной доработки.
Идея была проста и красива. Любое ИТ-решение — так или иначе закрученные потоки данных. А что если нам сделать редактор потоков данных, где даже люди, не являющиеся программистами, смогут их настраивать, не думая о том, как это работает.
Простая аналогия: чтобы доехать на автомобиле из точки А в точку Б, вам не нужно знать, как работает двигатель внутреннего сгорания. Вы должны уметь рулить, нажимать на педали и знать правила дорожного движения. Так и с программированием: мы убираем всё что можно «под капот», оставляя минимум интуитивных «педалей и рычагов» — только логику. Эта идея нас очень воодушевила.
У нас даже сохранилось первое «ТЗ», которое я нарисовал на клочке бумаги в 2014 году. На схеме базовые шаги сценария: старт, условие, действие, задержка, выход. Эта схема сейчас печатается на наших толстовках как то, с чего всё началось:
Сценарии Directual до сих пор выглядят таким образом:
Наша команда
С 2014-го по 2019 год компания выросла с двух человек до сорока. Сейчас у нас два подразделения. Core-команда разрабатывает саму платформу и оказывает техподдержку. Консалтинг продаёт и внедряет проекты на платформе, обучает сотрудников клиентов.
Как мы шли к своей цели
Первую версию платформы Directual мы создавали вдвоём. Повезло, что мы были самодостаточной командой. Я делал дизайн и фронт, а Никита — бэкенд.
Разрабатывали мы первую версию больше двух лет, что не очень типично для стартапов. Обычно принято делать прототип «на коленке», за неделю-две, и так же быстро его проверять, тестировать гипотезы. Это популярный фреймворк для бережливого стартапа.
Но в нашем случае это не работало — прототипом была сложная многокомпонентная система для обработки данных в режиме реального времени, которую не то что за месяц, за год проблематично запилить. И она должна была быть надежной, как фундамент для будущих продуктов на платформе. Поэтому мы доверились своей интуиции и инвестировали всё, что у нас было, в компанию.
В результате мы сумели создать работоспособную платформу к моменту, когда закончились все резервы. Мы сделали первую продажу в крупную компанию, поставили конечное решение на базе платформы. Как правило, наши продажи происходили через пилотный проект. Собираешь требования — через неделю показываешь рабочую систему.
Проверка на практике
Первым нашим крупным клиентом в 2016 году стала компания МТС. Нас пригласили создать аукционную торговую площадку. Это стало проверкой для нашей технологии.
В результате — эффективная синергия большой корпорации и молодой ИТ-компании: мы предоставили гиганту рынка сотовой связи современные технологии и идеи, а взамен получили деньги и реальный опыт, который очень важен, ведь технология не может развиваться в вакууме, необходим непрерывный опыт реального внедрения.
Так, за счёт первого клиента, в течение года, мы по функциональности, надежности и безопасности довели платформу до уровня серьезного корпоративного ИТ.
С какими трудностями столкнулись
Находить заказчиков после первого успешного внедрения стало проще — можно говорить с потенциальными клиентами предметнее. Но оказалось, это тот случай, когда «слишком хорошо» — «плохо». Универсальность и возможности нашей платформы смущали: клиенты не понимали, что же мы на самом деле предлагаем.
На нашей платформе можно было сделать всё что угодно, причём гораздо быстрее и гибче других. Но потребители не были морально готовы к такому. Бизнес привык к коробочным решениям: отдельно для HR, отдельно для логистики. А ИТ-департамент иногда становился блокером — мы приходили и хотели разрушить их уютное болотце.
Платформа позволяла уволить половину программистов, при этом повысив эффективность. Но решает всё-таки бизнес. И срок, и стоимость решения — на нашей стороне. Тем более во многих компаниях ИТ-направление начинают возглавлять молодые директора, ориентированные на бизнес.
Кому не подходят SAP или Oracle?
Один из таких случаев — группа ПИК, где цифровизации придаётся ключевая роль в развитии компании. ИТ-отдел там выделен в самостоятельную компанию группы PIK Digital, и работают там классные профессионалы, для которых бизнес-эффект первичен.
ПИК — многоуровневая девелоперская компания со сложными бизнес-процессами, целым набором разных направлений, множеством подрядчиков, стройплощадок и даже собственными заводами. Глава компании Сергей Гордеев также увидел потенциал в подходе low-code, который в мире только начинают осваивать.
В девелопменте нужно постоянно сокращать неэффективность, связанную с человеческим фактором. Например, проектировать часто начинают по стандартам, которые уже устарели. Потом находят ошибку и исправляют. В результате теряется много времени и средств. К тому же интеграция между отдельными частями бизнес-процесса часто осуществляется через конкретных людей, требуя массы бумажной работы, где тоже могут быть ошибки и задержки.
Логичный и единственно верный путь выявления и устранения лишних шагов и бумажной волокиты, которые неизбежно влекут за собой штрафы и оплату исправлений, — цифровизация процесса.
И здесь не годится подход, предложенный в 1980−1990-е гигантами вроде SAP или Oracle. Намного эффективнее создавать точечные гибкие цифровые продукты по всей длине производственной цепочки, связанные единым информационным пространством. Именно этим мы и занялись совместно с PIK Digital. И первый экономический результат проекта был достигнут уже на второй месяц работы.
Что мы планируем сделать?
Непрерывно развивая платформу, мы хотим изменить не только отечественный рынок разработки ПО, но и мировой. Уже запущены пилотные проекты с рядом европейских компаний, у которых проблемы практически те же: сжатые сроки и высокая стоимость традиционных подходов. Они тоже нуждаются в кратном увеличении эффективности.
«Дорожная карта» нашего продукта с технологической точки зрения впечатляет, сюда входят мощные инструменты, которые ещё больше ускоряют и упрощают процесс создания сложных ИТ-систем: конструктор интерфейсов и интеграций, библиотека модулей машинного обучения и даже модуль автоматического тестирования.
У себя в компании мы развиваем собственный проектный офис Directual Consulting, который помогает клиентам адаптировать платформу, внедрять технологии и создавать новые цифровые продукты. В ближайшие годы мы намерены не только развивать саму технологию, но и оказывать консалтинговые услуги, предлагая партнёрскую программу для веб-студий и интеграторов, обучать профессии Directual developer.
У нас два вида конкурентов: технологические платформы, которые начали «на хайпе» позиционировать себя как low-code, и разработчики и интеграторы ПО. С производителями технологий мы готовы соперничать, предлагая более качественную, удобную и универсальную платформу.
А с разработчиками (студиями и интеграторами) в долгосрочной перспективе мы конкурировать не будем. Наоборот, полным ходом идёт подготовка партнерской программы, материалов для обучения и сертификации. Мы хотим, чтобы, предлагая нашу платформу, будущие партнёры могли быть полезны своим клиентам.
Также в планах на конец этого года открытие публичной облачной версии платформы, чтобы каждый желающий мог создавать цифровые продукты, не спотыкаясь о нехватку программистов.
Экономика
Самое интересное для многих — наши показатели, цифры. Мы недавно пробили планку в $1 млн выручки. В 2019 году намерены вырасти минимум вдвое. Большую часть пока приносит консалтинг. По сути мы создаем сложные кастомные ИТ-системы в пять раз быстрее всех на рынке — это хорошее предложение.
Но консалтинг невозможно масштабировать быстро. Поэтому мы целимся на увеличение рекуррентного дохода, то есть дохода с лицензий, и передачу внедрения на самих клиентов и партнёров. Именно для этого мы сейчас готовим выход публичного облака, обучающих курсов и партнёрской программы.
Стоимость платформы для клиентов считается гибко, мы постарались привязать ее к понятному показателю — количеству приложений на платформе. Минимальный пакет с одним приложением сейчас стоит около $900 в месяц, при этом он заменяет двух-трёх программистов, зарплата которых куда выше.