Как миллениалы строят офисы для миллениалов

Основатель компании «Делатели.Офисов» — о строительстве продуманных рабочих пространств для креативных сотрудников и разработчиков.

Как миллениалы строят офисы для миллениалов

Меня зовут Павел Мельников, я — основатель компании, которая создаёт необычные рабочие пространства для компаний, чьи сотрудники разрабатывают новые продукты, внедряют технологические новинки и генерируют тренды. Хочу рассказать о том, как увидел это бизнес-направление на стыке строительства, дизайна и HR, как искал единомышленников и почему этот бизнес оказался востребованным.

Как родилась идея строить необычные офисы

В 2012 году, работая арт-директором в рекламном агентстве, я получил задание сделать логотип для компании необычного на тот момент формата — антикафе. Это было самое первое в России антикафе «Бабочки», продвигавшее идею оплаты за время пребывания.

При разработке логотипа я погрузился в бизнес-модель, платформу бренда, а также планировку и обустройство самого помещения. Основатель компании Михаил Мулин заметил мою вовлечённость и предложил развивать проект на постоянной основе. Это был мой первый опыт работы с помещением, которое должно было стать «третьим местом», то есть не домом и не работой.

<i> Антикафе «Бабочки», 2012 год </i>
Антикафе «Бабочки», 2012 год

На моих глазах шла трансформация всех форматов общественных пространств. Оказалось, что многие люди не хотят сидеть в классических офисах, а предпочитают атмосферу свободных рабочих помещений. Там они не только трудятся, но и отдыхают. Правда, тогда клиентами таких мест чаще всего были фрилансеры или стартаперы, которым дорого снимать офис.

Затем я попал в команду, создававшую креативные кластеры: дизайн-завод Flacon, корабль «Брюсов», «Хлебозавод», комьюнити «Деревня». Работа над этими объектами позволила мне посмотреть на мир иными глазами — стало ясно, что многим людям некомфортно работать в устаревшей среде и офисах с потолками армстронг.

Как миллениалы строят офисы для миллениалов

На «Флаконе» я сделал ремонт части нашего офиса в нетривиальном стиле, чтобы можно было с комфортом проводить много времени на работе: с большим общим столом посередине, высоким потолком c балками, использовал лофтовый кирпич и пробку. Не все сотрудники меня поняли, особенно бухгалтеры и юристы. Но были люди, которые с удовольствием приходили в отремонтированную зону и проводили там не только рабочее время.

Мой ремонт понравился приятелю, который в тот момент делал мебель для офиса компании Acer. Он выступил с инициативой сделать им ремонт, и они согласились. Так родилась компания «Делатели. Офисов».

К тому моменту в Силиконовой долине уже построили знаменитый офис Google с различными зонами, где была воплощена идея свободы. Там можно ездить на велосипеде и неограниченно пить газировку на кухне. Со временем этот тренд установился и в России.

Некоторые работодатели стали показывать на встречах офис Google как эталонный и искать креативные решения. Предприниматели готовы инвестировать в любые рабочие пространства, лишь бы удерживать у себя сильных сотрудников и привлекать новых.

Есть исследования, доказывающие, что для поколения миллениалов такая свободная обстановка — важный критерий выбора работы. А для поколения Z она и вовсе станет определяющей.

Наша команда

Стартап я создал сам, а позже присоединились ребята из классической строительной компании — Сергей Кузьмин, ставший финансовым директором, и Константин Федорцов, технический директор. Вместе мы отобрали строителей для постоянной бригады. Делали ставку на тех, кто понимает наши идеи с полуслова и умеет быстро соотносить их с техническими нормами. Увы, таких специалистов мало.

Сложности бизнеса

Пожалуй, самая главная сложность — поиск клиентов, которые знакомы с опытом Google и понимают, как офис влияет на вовлечённость и продуктивность сотрудников. Впрочем, их становится всё больше, особенно в ИТ-сфере.

Наша целевая аудитория — основатели и владельцы компаний, которые понимают, что мир изменился. Они или сами миллениалы, или уже так живут. Приходится быть активным, вращаться в кругах предпринимателей, налаживать сотрудничество. Важно всё время предлагать что-то новое и нужное для конкретных сфер бизнеса: каждое новшество в офисе должно реально помогать в работе, создавать для сотрудников максимально комфортные условия.

В своё время я придумал и произвёл модуль для сна в офисе «Дрёмная». Дневной сон должен был повысить эффективность сотрудников. Однако модуль оказался невостребованным. Владельцы офисов, которые, как мне казалось, могли его купить, не приняли идею, что сотрудник будет спать в рабочее время. «Сотрудник должен работать», — говорили они.

<i> Модуль для сна в офисах «Дремная» </i>
Модуль для сна в офисах «Дремная»

Время показало, что идея медитативных пространств и зон для отдыха не такая уж бесперспективная. Сейчас я с успехом внедряю её в офисных проектах, а коворкинги вообще строят капсульные отели на своих площадях.

<i> Зона для релаксации в коворкинге Collider </i>
Зона для релаксации в коворкинге Collider

Кто заказывает себе суперофисы

С первым большим клиентом — сооснователем «Рокетбанка» Алексеем Колесниковым — я встретился в креативном месте «Болотов.Дача». Рассказал о своём опыте, упомянул, что мы делали ремонт для Acer, и представил идеи по реконструкции офиса «Рокетбанка». Через три дня рабочие уже вышли на площадку.

<i> Офис «Рокетбанка», отдел маркетинга </i>
Офис «Рокетбанка», отдел маркетинга
<i> Офис «Рокетбанка», отдел разработки </i>
Офис «Рокетбанка», отдел разработки
<i>Офис SkyEng</i>
Офис SkyEng

Потом мы взялись за офис для компании Skyeng и самый свежий проект на сегодня — коворкинг Collider в бизнес-парке «Фактория». Его мы построили в партнерстве с основателями «Рокетбанка». Сейчас места в нём арендуют ИТ-специалисты и продуктологи из разных компаний, например, «Точки» и «Кухни на районе».

Пространство спроектировано из расчёта 10 квадратных метра на человека (в обычном офисе — 4 метра, в классическом коворкинге — 6). Мы разделили коворкинг на зоны: обычные офисные, лаундж, переговорные, комнаты для разговоров по Skype, darkroom (комната с приглушенным светом и тихой музыкой), бар, залы для конференций. Сотрудники не привязаны к месту и могут работать в любой из этих зон.

Как миллениалы строят офисы для миллениалов
Как миллениалы строят офисы для миллениалов
Как миллениалы строят офисы для миллениалов

Финансовая сторона бизнеса

Основные проблемы на рынке строительства:

  • Сложные логистика и система закупок.
  • Консервативные, негибкие строители.
  • Затягивание сроков строительства.
  • Раздутые бюджеты.

Большинство технологичных компаний выходят на рынок с предложениями создавать какие-то типовые решения. Мы же фокусируемся на создании креативных офисов. Вся связь с клиентом происходит в мессенджерах.

Мы берём 35–40 тысяч рублей за квадратный метр. В эту стоимость входит всё: дизайн-проект, рабочая документация, сам ремонт вместе с материалами, наполнение пространства мебелью, предметами интерьера. Такой подход интересен заказчикам и помогает отсечь клиентов, которые хотят строить по себестоимости. В результате за неполный прошлый год выручка компании составила почти 70 млн рублей.

Что планируем сделать?

Рынок коммерческой недвижимости кардинально меняется. Сейчас формируются два основных подхода к выбору офиса: снять что-то готовое, с качественным оформлением и обслуживанием, или построить своё. По первому подходу мы объединились с основателями «Рокетбанка» и построили многофункциональное пространство Collider. Подобные площадки будем создавать и дальше.

А по второму направлению мы сформировали предложение по строительству культовых офисов. Будем расширяться в сторону полного обеспечения их всем необходимым после строительства. Планы на этот год — построить 10 суперофисов и выйти на выручку 500 млн рублей.

Как миллениалы строят офисы для миллениалов
2727
32 комментария

И опять эти чертовы оупенспейсы, даже без перегородок. Да ну вас к черту, ребята.

25
Ответить

Разверну свою мысль:

За свою карьеру я успел поработать в разных условиях: от крошечного кабинета до гигантского зала с сотнями посадочных мест. Уверяю, что хуже большого оупенспейса нет ничего, и вот почему:
- Постоянный шум и гам, порою бывает сложно сконцентрироваться даже в хороших наушниках.
- Полное отсутствие личного пространства, неприятно думать что кто-то пялиться в твой экран.
- Система кондиционирования не справляется - одним слишком холодно, другим слишком жарко.
- Любые воздушно-капельные заболевания разносятся мгновенно.

На мой взгляд, лучший компромисс - отдельные помещения на пять-шесть человек для целевых команд. В таком случае удается соблюсти баланс личного пространства и эффективного использования пространства.

8
Ответить

На самом деле то говно которое они делают давно не модно и не удобно, по большей части это просто стандарт. Но видимо другого они ничего не умеют, учиться не хотят, а в России и такое схавают, зачем стараться.

16
Ответить

А что сейчас модно?

1
Ответить

Мне больше нравились те времена, когда организаторы ИТ офисов ценили в привлекали разработчиков:
- комфортными креслами Aeron Miller (вместо убогих до середине спины);
- широкими просторными столами для работы
- тихими помещениями с шумопоглощением

А не убогими партами в openspace без перегородок, простенькими креслами в темных помещениями, где в зимнее время будут все болеть и депрессовать от темноты, дождя с мокрым снегом за окном и отсутствием света.

Даже личные вещи / канцелярию некуда положить, все будет свалена на столешницу. Ненавижу такой вариант. Мой выбор - широкий пустой стол (монитор, клавиатура, мышь и бумаги А3 с ручкой, цветок :) ), остальное - в ящике стола.

13
Ответить

Видимо потому что вы не миллинеал:)

Ответить

У меня вопрос к разрабам из Рокетбанка. Они извращенцы или это сейчас норм?

8
Ответить