Чему предприниматели могут научиться у Наполеона?

Чему предприниматели могут научиться у Наполеона?

Всем привет. Меня зовут Антон Выборный. Я сооснователь сервиса Apiway, который позволяет бесплатно сделать интеграции межу сервисами.

Но эта статья не имеет ничего общего с нашим проектом. Просто крик души :)

В последнее время я начал увлекаться военной историй, так как она напрямую связана с предпринимательской деятельностью. Сегодня все хотят стать предпринимателями. В 80-е все хотели быть рок звездами. Раньше все хотели быть полководцами, так как это был фактически единственный вариант стать известным. Власть передавалась по наследству, а должность полководцев можно заслужить.

Конечно, в мое поле зрения попал Наполеон Бонапарт. Все мы знаем его по Бородинскому сражению и по Ватерлоо. Но мало кто анализировал действия Наполеона еще до того как он стал знаменитым. В интернете я нашел ролик Олега Соколова. Он специализируется на истории Наполеоновских войн. Он там хорошо рассказывает про действия императора Франции. Но я постараюсь перевести исторический доклад на предпринимательский язык.

Контент-маркетинг и первые ресурсы

Сегодняшние ресурсы предпринимателей - это деньги. За них можно купить людей, трафик и т. д. В те времена одним из основных ресурсов была армия. Тот, кто владел армией, тот и правил. Чтобы проявить себя крутым полководцем нужно, чтобы тебе дали в управление армию. А кто даст армию какому-то юнцу?

Хочу напомнить, что Наполеон начинал свою карьеру после Французской революции. Там было очень много политических моментов, но я хочу выделить главное. Он начинал потихоньку движовать в политике и у него были мало мальские связи. Тогда царила революционная атмосфера и Наполеон пишет статью с политическим контекстом, которая называлась “Ужин в бокере”. Она была в контексте “какой плохой король, да здравствует революция” (в стиле якобинцев). Через свои политические связи он договаривается с Робеспьером-младшим (брат того самого Робеспьера, который возглавлял Французскую революцию) о публикации.

То есть, он стал “своим парнем” в глазах действующей власти. Он нашел лицо принимающее решение, и получил “брендовый трафик”. Этот “брендовый трафик” он конвертировал в продажи. Наполеона назначили командующим артиллерии в Тулонской осаде. То есть он получил ресурсы (войско), которым мог управлять. В Тулоне он проводит блестящую военную операцию и разбивает англичан. Таким образом, Наполеон благодаря этим ресурсам делает первый “Кейс” и получает звание генерала в 24 года.

С таким званием ему открываются двери в высшие слои общества. В кулуарах власти он знакомится с Баррасом, который в тот момент руководил всей Францией. В Париже происходит мятеж и Наполеону поручают его разогнать. Наполеон стреляет картечью по жителям и оформляет второй кейс. Теперь он “свой” в революционных кругах. Там он знакомится со своей женой Жозефиной, которая была любовницей Барраса. Баррас был не против и на их свадьбе, вроде как в качестве подарка, назначает Наполеона командующем Итальянской армией.

Вывод из этой истории: В начале он контентом привлек к себе внимание. Получил маленькие ресурсы. Смог распорядится этими маленькими ресурсами и получить результат. На результат пришли ресурсы еще больше. Потом второй кейс и в итоге он получил “инвестиции от венчурного фонда”.

Формирование личного бренда

Наполеону дают Итальянскую армию. Напоминаю, что в те времена Франция вела войну с Австрией. Основной театр боевых действий был перед Альпами, со стороны нынешней Германии. В Италии битвы были второстепенные. Армия это хорошо, но уважение не купишь. Его нужно заслужить. Представьте, как воспринимали 50-ти летние генералы 25-летнего командующего армией. Для них он был выскочкой из Парижа. Более того, как мы все знаем, Наполеон был низким. С него смеялись все.

Наполеон взял командование и сразу одержал несколько побед. Так он получи уважение военачальников. За пару месяцев военной кампании он завоевал пол Италии. Также, они с войском пришли к Папе Римскому, который заплатил им, чтобы его не трогали. Вся Италия начала платить Наполеону деньги. За эти деньги он увеличил количество солдат и свое влияние на этой территории.

Его армия - это отдел продаж, который хорошо продавал новым клиентам (захватывал новые города). Модель его бизнеса - это SaaS по подписке. Один раз захватил город, поставил туда охрану (аккаунт менеджеров) и каждый месяц получаешь деньги. В это время на северном фронте за Альпами французы терпели поражения от Австрийской империи. А Наполеон выиграл все бои с австрийцами в Италии. Это означает, что в Париж хорошие вести приходили только от Наполеона. Для Франции он стал победоносным генералом.

Это как стать Дуровым в темное время. У всех ничего не получается, а тут бац.. и миллиардная компания. В чем гениальность Наполеона? У него всегда было меньше войска, чем у Австрийцев. Он выбирал такую стратегию, что всегда одерживал победу. Это как маркетолог, который вложил 1000$ в рекламу, и получил 10 000% ROI. Эдакий Джедай армейского маркетинга.

Формирование идола

Наполеон на Аркольском мосту <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2593%25D1%2580%25D0%25BE%2C_%25D0%2590%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25B0%25D0%25BD-%25D0%2596%25D0%25B0%25D0%25BD&postId=70170" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Антуан-Жан Гро</a>
Наполеон на Аркольском мосту Антуан-Жан Гро

Буквально за месяц Наполеон завоевал доверие войска. Они были готовы пойти за ним куда угодно. Но у него был локальный бренд. Его уважали, но он не еще не был Александром Македонским. Окончательно Наполеон стал идолом в армии после Аркольского сражения. Французской армии грозило окружение и нужно было пробиться через мост. Это узкое место, где со всех сторон по тебе стреляют. Бой был 3 дня и ситуация была очень критичная. Никто из солдат не хотел идти через мост, так как это верная гибель. Наполеон собрал свиту, и лично пошел в первых рядах. По нему выстрелили картечью, много людей из его окружения погибли, но французские солдаты пошли в бой. Сам Наполеон чудом выжил. В итоге французы одержали победу, а этот подвиг очень быстро разошелся по всей армии и дошел до самого Парижа.

Мы часто прячемся за спинами сотрудников, заставляем их звонит в холодную или делать грязную работенку. Иногда нужно самому закатить рукава и погрузится в операционку. Показать на личном примере, как нужно делать. И быть примером для других.

Мы часто хотим стать “бизнес-героями”, не совершив “бизнес-подвиг”. Герой становится героем, убивая зверя, а не комара. Как по мне, эта история лучше всех тренингов по личному бренду. Рискните жизнью, всем бизнесом и личный бренд создастся сам. У многих создание личного бренда ассоциируется с накруткой лайков в инстаграме и написанием “Своей истории”. Это не работает и Наполеон нам напомнил об этом.

После этой битвы открывается дорога на Вену и австрийцы заключили невыгодное для них перемирие с французами. Вдумайтесь, они выигрывали и тут через 2 месяца вынуждены вести диалог. Вся Итальянская военная кампания длилась 11 месяцев. За это время Наполеон прошел путь от “Парижского выскочки” до “Спасителя Франции”. Он торжественно въезжает в Париж, где все уже знали про его “кейсы”.

Серийный предприниматель

Так называются люди, которые сделали несколько успешных бизнесов. Подчеркиваю, УСПЕШНЫХ, а не просто открыли кучу бизнесов. После возвращения в Париж Наполеон стал весомым политическим игроком во Франции и стал переходить дорогу людям, которые его продвинули. Но Наполеон решается на новые приключения. Он собирает поход в Египет. Многие ему говорили: “Сир, вы должны быть в Париже, про вас все говорят, на вас смотрят, зачем куда-то уезжать”, на что Наполеон ответил: “Когда я приду в театр 3 раза подряд на меня перестанут так смотреть”.

Эта фраза мне запомнилась на всю жизнь. Если ты доступный, в тебе нет магии. Это как с женщинами. Как только мужчина начинает за ней бегать, то сразу магия пропадает. И наоборот. Вот так устроена странная психика человека.

Наполеон собирает войско и отправляется в Египет. Там было много разного, но я хочу отметить один момен��, который мне тоже понравился. В Сирии армия начала болеть и, вроде как, это была чума. На тот момент, она не лечилась и нужно было развеять слух о том, что это чума. Наполеон был в Сирии. Поддержки не было. У него 25 000 войско и на счету каждый солдат. Он лично заходил в госпиталь и помогал больным. Он считал, что чумой может заразиться тот, кто ее боится. Солдаты это видели и лишний раз убеждались, что Наполеон крутой мужик. Такие вещи Наполеон проделывал не раз. В битве при Акре он настолько близко подошел к вражеским войскам, что пуля убила рядом стоящего адъютанта. Переводя на предпринимательский язык, Наполеон был полностью погружен в операционку и это видели все сотрудники.

IPO Наполеона

Генерал Бонапарт в Совете пятисот Бюшо
Генерал Бонапарт в Совете пятисот Бюшо

Вершиной предпринимательской деятельности все считают выход компании на IPO. Это значит вы построили миллиардную компанию. После приезда из Египта у Наполеона был колоссальный личный бренд. Он был победный генерал, а его политические соперники потеряли все, что приобрел Наполеон в Италии буквально год назад. Все мы знаем поход Суворова через Альпы. Так вот, Суворов с Австрийцами отбил все территории в Италии, пока Наполеон был в Египте.

В сухом остатке. Наполеон - завоевал новые территории в Италии и Египте. Правительство Франции - привели страну к краху, потеряли все, что добыл Наполеон, а Суворов может зайти с армией в Париж. Нужно срочно что-то делать.

Происходит переворот “18 Брюмера” и Наполеон становится правителем Франции.

Суть состоит в том, что Наполеон умело распоряжался ресурсами (армией) и смог конвертировать свои кейсы в народное призвание.

Как говорили древние римляне: “Завоюй сердце Колизея, и ты завоюешь сердце Рима”

Американцы уже давно знают, что большой бизнес в одиночку построить невозможно. У нас подход другой. Есть “Царек- предприниматель”, а вокруг все хо��опы. Он один всем управляет, а другие работают за еду. В большой игра другие правила и нужно делится. В момент становления Французской империи Наполеон начал раздавать землю свои маршалам. Посмотрите, практически все носят звание герцогов. Революция дала колоссальный карьерный рост, но Наполеон не был жадным. Он знал, что с верными людьми нужно делится. И как показала история они его не предали. Это как опцион в бизнесе.

Кстати, в то время армия Наполеона была революционна. Это единственная армия в мире, где звание можно было получить в независимости от своего происхождения. Для нас сейчас это дико, но в России если ты не князь, то крутым армейским чуваком ты не будешь. У Наполеона было не так. Важно была компетенция, а не происхождение.

Кутузов на Бородинском вебинаре :)
Кутузов на Бородинском вебинаре :)

Далее все уже знают. Наполеон получил ресурсы всего государства и включил мощный "отдел продаж". Он поставил в зависимость многие страны Европы и посадил их на “подписку”. Но Кутузов настроил CRM, и на Бородинском вебинаре перевел всех подписчиков Наполеона на Кутозовский SaaS :)

9
12 комментариев