April Live: психолог в кармане на службе людей и компаний, развивающий soft skills и борющийся с выгоранием
Всем привет!
Для начала напомню о себе: меня зовут Сергей Чаплыгин, я основатель April. Теперь уже могу с гордостью сказать, что мы создали мобильное приложение, которое улучшает качество жизни своих пользователей за счет психологической проработки, развитию эмоционального интеллекта и мягких навыков, в котором роль психолога выполняет наша платформа ИИ, создающая симуляцию видеочата с обычным психологом.
Мы создаем продукт в нише mental health / well-being / wellness: одной из самых востребованных и растущих отраслей в мире и совершенно пустующей в России.
Если по данным Delloytte в мире насчитывается более 20 тысяч сервисов с общей выручкой $500 млн и инвестициями почти $5 млрд., то по данным Rusbase в России сейчас работает всего около 30 приложений.
Тем временем, запросы людей на психологическую помощь растут лавинообразно: пандемия плюс «последние известия» дали поисковый рост по wordstat за 2 года :«Выгорание» +88%,
«Психотерапевт онлайн» +115%,
«Психолог онлайн» +73%,
«Паническая атака» +77%
и даже «Смысл жизни» +31%.
Заметим, что это запросы людей, которые сами пришли к пониманию того, что им нужна помощь. Занимаясь психологией как бизнесом, могу постулировать, что это примерно 3% от тех, кому требуется поддержка, что 97% нуждающихся в психологической или эмоциональной поддержке не формулируют для себя это как запрос вовне. Отчасти это и объясняет «ответ» от социальных сетей в виде расцвета «инфобизнесменов» коучей, «психологов», «энергопрактиков» и прочих организаторов марафонов. Вакуум заполняется всегда одинаково.
Сегодня я хочу выгрузить то, что произошло с проектом, как он менялся и трансформировался с момента, когда мы выкатили свое первое полу-MVP.
Это было в 2 года назад, когда я сделал первую публикацию об April, весной 2021 года произошло много событий, как внутри команды (по сути, ее полная смена), в осознании своего продукта и его представлении, так и снаружи в мире.
Наше прото-MVP полетело в ведро: как с точки зрения формулирования продуктовых и бизнес-гипотез, так и с точки зрения работоспособности архитектуры и примененного стека.
Эволюция, а точнее, пересоздание продукта с нуля началось с переосознания того, как на самом деле работает психология: если раньше мы разделяли психотехники и обучающий контент, то сейчас мы пошли по пути, когда пользователь понимает, что у него «под капотом»: из чего получается то самое «ресурсное состояние», как возникают и действуют эмоции, переживания, что такое стресс и как не получать последствия от стрессовых ситуаций.
Мы отказались от пути «классического психолога», который просто молотит с клиентами часы сессий с психотехниками, не объясняя, что и почему срабатывает в «прошивке» человека.
Психологический масс-маркет
За годы практики я понял, что примерно 0% людей могут дать правильное определение слову «Эмоция». Примерно столько же людей умеют правильно определять те эмоции, которые они испытывают.
April делает то, что должны делать но не делают 100% школ на этой планете. Почему-то людей учат тому, что у них внутри, какие органы, как работает тело, но никто в мире не учит тому, как устроена «прошивка» этого кожаного мешка, откуда берутся переживания, эмоции, что с ними делать. Результатом тому — психосоматики, когда неумение работать со своими чувствами наносит удар уже по конкретным органам тела.
Теперь подход April —улучшение качества жизни, в первую очередь, за счет развития эмоциональной компетенции, эмоционального интеллекта.
Опыт показывает, что «распаковка» основ эмоционального интеллекта: умение присутствовать, быть «в здесь и сейчас», правильно идентифицировать свои эмоции работает по закону Парето: у людей «отваливается» 70-80% негатива, которые они на себе таскали.
Мы совместили обучающий контент с интерактивными психотехниками: мы отказались от идеи просто «вывалить» на человека груду подходящих психотехник под его запросы.
Вместо этого мы создали маршрут, по которому человек должен пройти как уровни в игре, повышая свою эмоциональную компетентность и постепенно прорабатывая негатив прошлого опыта в определенном порядке.
Соблюдая принцип постепенности, человек получает базовые компетенции (если они уже присутствуют, то пользователь может пройти эти уровни почти мгновенно).
Уже после получения необходимой подготовки человек попадает на ступень персонифицированных психотехник, которые помогают уладить нежелательные особенности восприятия мира. Разумеется, пользователь может сразу получить доступ к психотехникам для весьма конкретных запросов, например для расстройства пищевого поведения или помощи в борьбе с вредными зависимостями.
Мое видение как основателя — April должен стать Starbucks в психологии: близкий, доступный, экологичный, место формирующее привычку быть в психологической форме.
На сегодня April это психологический мультитул, снабженный набором инструментов: дневником наблюдения за качеством жизни «Колесо баланса», сервисом «Стоп! Ситуация!», который позволяет сохранить рациональное мышление и принимать решения в стрессовой ситуации, справочник по эмоциям и т.п.
Наше приложение очень чувствительно к языку, а будучи носителями русского языка, мы создавали первую версию на русском, имея планы сделать английскую, китайскую и испанскую адаптации сразу с первых заработанных денег.
В апреле этого года «боевая» версия April Live появилась в магазинах приложений. Настала пора показывать трекшн, но…
Как все знают, в марте 2022 года Россия осталась без VISA/Mastercard, что умножило на ноль официальную b2c монетизацию через магазины приложений.
И тут пришлось вспомнить одну из бизнес-гипотез, которая из «фич» стала стратегией выживания.
Переоденьте своих сотрудников из коричневого в нормальное!
По данным «Ведомостей» 56% сотрудников российских компаний утверждают: создание доброжелательной атмосферы в коллективе могло бы снизить уровень стресса на работе. При том, что из-за психологических проблем эффективность работника падает в 2 раза:
38% рабочего времени люди не могут концентрироваться на своих обязанностях.
В итоге страдает бизнес: низкие показатели производительности труда, нездоровая коммуникация, высокая ротация и повышенные издержки на найм и обучение.
Возврат инвестиций на ментальное здоровье составляет 4:1
Предлагая серьёзный дисконт от розничной цены, April становится недорогим инструментом сокращения издержек в управлении персоналом, помощником для HR-служб и инструментом нематериальной мотивации. По данным тех же «Ведомостей» 68% сотрудников считают важным фактором наличие психологической поддержки в компенсационном пакете.
Мы предлагаем рынку HR-инструмент:
1. В обезличенной форме (и от 1000 человек) мы даем аналитику психоэмоционального состояния коллектива или его частей, в том числе с возможностью получить API к своим имеющимся корпоративным инструментам.
2. Мы предоставляем уникальную технологию для работы с сотрудниками, обеспечивающая психологическую поддержку и развитие эмоционального интеллекта команды
3. Раскрытие способностей, развитие эмоционального интеллекта и личностный рост — «хайповые» и сверх-актуальные темы, в первую очередь в поколении молодёжи. Таким образом April — это ценный и модный подарок сотрудникам, приносящий пользу в хитовой теме личностного роста и саморазвития.
April умеет персонализировать свое содержание в зависимости от аудитории, даже конкретных людей, которые им пользуются.
Первый контент, который мы создавали, был рассчитан на широкую, в первую очередь женскую аудиторию: в b2b мы, в первую очередь, нужны там, где «фронт» испытывает психологическое давление — это розница, розничные банки, страховые, колл-центры и т.п.
В процессе разработки я просил нашу команду программистов показывать продукт коллегам и тут возникла и самопроверилась еще одна гипотеза, о которой я даже не мог помыслить: April «зашёл» аудитории молодых разработчиков: сочетание высочайшего IQ с интровертностью попало в резонанс с нашим контентом (особенно после событий сентября прошлого года) и сейчас мы рассматриваем рынок IT как один из своих целевых, делая пилотные проекты с парой крупных компаний.
О сложностях: жизнь стартапа напрямую зависит от скорости развития бизнеса. Продажи корпоративным клиентам медленные, подразумевающие проведение пилотных trial проектов. Может это нам так «везёт», может постпандемийный микс удаленок с офисом замедлил все процессы, но сейчас организация таких пилотов идет особенно медленно, компании могут два месяца только искать участников. А мы, как в том анекдоте: картошку утром сажаем, а вечером выкапываем…
О хорошем: очень много людей не предполагают, что их жизнь может быть значительно комфортнее, если они освоят какие-то базовые навыки эмоциональной компетентности. Общаясь с нашими пользователями, я вижу, как люди приятно удивляются, внезапно узнав вроде известное с детства, но понятое только что: что такое пространство и как оно может создавать ресурсное состояние, что эмоции и настроение — это тоже виды состояний, из одних можно выходить, а другие просто надевать на себя. Люди учатся понимать свои истинные эмоциональные потребности, а значит учатся правильно ставить перед собой цели и принимать решения. И во всем этом им помогает наше приложение.
Если вы хотите каким-нибудь образом поддержать нас, принять участие в пилотных проектах или попробовать внедрить в своей компании — буду рад знакомству!
Телеграм @SergeyJC или sc@april.live