Lucky Bike — велошеринг от российской команды
Салют, меня зовут Тимаховский Илья, мне 25 лет. Мы с командой запустили самый крупный бесстанционный велошеринг в России Lucky Bike.
Стартанули в ноябре 2018 года с Краснодара, а уже летом 2019 года запустились ещё в пяти городах. Всего в парке более 2000 единиц техники. В этом материале расскажу про все этапы запуска проекта.
Всё началось с видео миллиардера Оскара Хартмана, в котором он рассказывает, как находит успешную бизнес-модель в Европе или Америке, а затем привозит её в Россию. Я решил поступить так же.
Начал изучать интернет-площадки, на которых стартапы привлекают инвестиции, а также читать новости про технологичные проекты за границей, но ничего интересного не смог найти. Идея нашлась в Сингапуре зимой 2018 года.
В первый же день увидел велосипеды. Они располагались по всему городу, не пристёгнутые. «Как так?» — подумал я. На руле была мини-инструкция: «Скачай приложение Mobike. Сканируй и езжай». Я и поехал.
Если любовь с первого взгляда существует, то это была именно она. Велосипед можно было взять в одной точке города, а оставить в любой другой.
Ненавижу стоять на месте и обожаю сервисы, которые помогают решить эту задачу. В Москве активно пользуюсь такси (да, есть такие часы и дистанции, на которых быстрее всего доехать на машине), метро, каршерингом и общественным транспортом.
Велосипед — это тот транспорт, на котором можно быстро доехать из точки А в точку Б. А если это будет без ожидания, за пару кликов в приложении, то вообще огонь.
В Сингапуре мы жили в спальном районе, в самой глуши. Приехали домой на байках в три часа ночи, проснулись утром в семь и удивились, что велосипедов уже не было возле отеля!
«Вот это спрос. Надо делать в России», — сказал я вслух. Вернувшись домой, первым делом написал в поддержку Mobike с просьбой продать франшизу. На меня вышел Станислав Иванов (на тот момент менеджер по развитию Mobike в Европе) и сказал, что для запуска необходим $1 млн.
«За миллион долларов сам всё сделаю».
Шаг первый
Начал с анализа рынка. Просчитал, сколько зарабатывает московский станционный велошеринг. Они каждый год публикуют статистику по количеству и продолжительности поездок, а также нашёл открытую инфу по выручке.
Шаг второй
Просчитал финансовую модель. Изучил особенности велошеринга в других городах. Например, в Китае из-за того, что велосипед можно оставлять где угодно, были захламлены улицы, Байки мешали людям и валялись где попало.
Шаг третий
Мы взяли лучшее из китайской модели и классической станционной. Придумали виртуальные точки парковок. Велосипеды можно оставлять в определённых местах, но не тратиться на стойки. Этих парковок может быть сколько угодно, сейчас в Краснодаре их 550 штук.
Фактически они по всему городу. С одной стороны — порядок, с другой — безопасность. Все наши парковки находятся под камерами. Пользователь в приложении может посмотреть адрес, а также фотографию места, где ему нужно завершить поездку и как поставить велосипед.
Шаг четвёртый
По примеру каршеринга было очевидно, что за пару лет появится много компаний, которые поделят рынок. Поэтому я принял решение развиваться по франшизе и искать партнёров в других городах. Для этого я нашёл себе ментора, у которого крупная франчайзинговая сеть.
Шаг пятый
В одной статье я увидел, что бесстанционный велошеринг уже работает в Альметьевске. Я поехал туда и схантил оттуда управляющего. Вместе мы начали прорабатывать идею. Он мне помог с поиском поставщика оборудования.
Шаг шестой
Мы нашли велосипеды, замки-блокираторы, солнечные панели и все необходимые расходные материалы. Затем договорились с подрядчиками по софту, которые уже работали с шеринговыми приложениями. Следующим этапом был поиск инвестиций.
Шаг седьмой
Где взять денег на запуск? Пошёл по сложному пути. Начал писать, звонить участникам топовых бизнес-клубов. Встречался с ними, выходил на их ассистентов, друзей, сотрудников. Были желающие инвестировать, но у всех были слишком жёсткие условия.
Затем я пошёл по знакомым. Встречался с друзьями, их отцами и показывал презентацию, финмодель — и узнавал, кому из их знакомых это могло бы быть интересно. Мы почему-то недооцениваем силу наших знакомств. Деньги ведь были через одно рукопожатие. Так их, собственно, и нашёл.
Шаг восьмой
Где запуститься? Я сам из Тулы. В 18 лет уехал жить и учиться в Москву. В 24 года переехал в Краснодар, чтобы запустить стартап. Город выбирал с наиболее длительным периодом тёплой погоды, наличием сильных пробок, большим количеством жителей.
Шаг девятый
Мы заказали поставку велосипедов и пошли в администрацию Краснодара, чтобы согласовать точки. Главный архитектор города нам подсказала, что есть местный велоактивист и нам было бы полезно с ним познакомиться. Появился третий участник команды.
Константин уже семь лет продвигает велоинфраструктуру, занимается организацией велопарадов. Он у нас пиарщик, а его жена сделала нам дизайн.
Мы нашли управляющего, у которого было несколько своих велопрокатов. Максим взял на себя всю техническую часть.
Дело пошло к запуску. Подрядчики косячили и затягивали сроки. Мы решили собрать свою команду программистов. К нам прибавилась Юлия, руководитель отдела разработки, и нашла четырёх айтишников: iOS, Android, тестировщика и серверного разработчика.
Перед запуском мы понимали, что велосипеды будут воровать, поэтому схантили в команду полицейского. Теперь он отвечает за сохранность велосипедов и взаимодействие с полицией.
Старт
В ноябре 2018 года мы запустились в тестовом режиме. Выкатили на улицу 30 велосипедов, чтобы обкатать все бизнес-процессы, собрать обратную связь с пользователей, а зимой всё переделать, упаковаться под франшизу и зайти в Краснодар на большом объёме велосипедов.
А не воруют?
Запуская такой бизнес, важно понимать, что воруют в любой стране при любом менталитете. Важно научиться с этим работать. С первого дня были попытки краж велосипедов. С ноября 2018 года и до конца мая 2019 года из 330 велосипедов мы потеряли 17.
Мы полностью изменили софт, а также все бизнес-процессы по безопасности. Любая попытка угона, передвижения велосипедов, либо попытка разбить замок-блокиратор отслеживается в ту же секунду.
Мы победили жуликов. На момент написания поста ситуация по количеству попыток краж не изменилась. Воровать пытаются так же часто. Но с июня по середину октября у нас угнали всего лишь один велосипед. Города партнёров могут похвастаться красивой цифрой ноль.
Что успели за год
С первого месяца работы в 2019 году краснодарский филиал работает в прибыль. Мы построили управляющую компанию, которая привлекает и обучает партнёров в других городах, наладили стабильные поставки оборудования.
Открыли велошеринг в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Рязани, Сергиевом Посаде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и доказали всем, что на услугу есть огромный спрос. Модель работает в любых городах: больших и маленьких, южных и северных.
Большинство городов запустились в августе, отработав пару месяцев. Но за этот период в нашем приложении зарегистрировались более 100 тысяч пользователей, а количество поездок составило более 200 тысяч. Тест, на мой взгляд, удался.
Что дальше
Сейчас мы пишем с нуля собственный софт и зимой 2020 года переходим на новую платформу. Она будет модульной и позволит воплотить все новые идеи. Например, интеграцию электросамокатов. Как раз на рынке появились адекватные модели, прочные и с большим запасом хода.
Планируем запустить ещё 10 городов к следующему году. А к 2021-му ещё 25. При этом увеличить объём техники до 20 тысяч.
Хотим запуститься в Москве и Казани, поэтому ищем инвесторов под эти города, а также партнёров во всех остальных городах СНГ.
Lucky Bike — это больше, чем просто прокат. Мы меняем городскую среду.
Теперь все ясно
Вот так читаешь читаешь, формируешь положительное мнение, а тут бац и Аяз всплывает...
Сказал Петр, ровно сидя на диване...
Бл. А я читал и верил
И что ясно?:) То что человек молодец, что грамотно расписал свой бизнес, рассказал о все подводных камнях и еде, несмотря не начто к победе? А то что он получил знания у Аяза - ну так видимо он хороший наставник, раз помог Lucky Bike так раскрутиться и научил его основателя видимо многим полезным фишкам)
Ребят рекомендую в Питер залетать с двух ног. У нас тут был местный велошеринг, но он загнулся из-за того, что всё делали на бюджетные денежки. Попилили и забыли. Так что ниша пустует практически. Народ просит и требует. Недавно самокаты запустились woosh, постоянно вижу что на них гоняют, прям очень много.
Так что рекомендую присмотреться к Питеру даже лучше, чем к Москве, в Москве очень хороший шеринг, много байков и станций. В Питере прям пустая ниша.
+ Город очень располагает к велосипеду, ровный рельеф и красивые улицы.
+ Очень много туристов.
Кстати, попробуйте выйти на Администрацию города. Там новый губернатор, они сейчас активно вкладываются в развития города.
В СПБ зайдём в следующем году с большой вероятностью.