ИИ против сотрудников поддержки и продаж — кто победит?

Заменит ли искусственный интеллект сотрудников клиентского сервиса? Почему этого до сих пор не произошло? Как сделать, чтобы произошло? И главное — надо ли? В статье ответим на эти вопросы, поделимся результатами нашего исследования по теме и расскажем, до чего нас довело противостояние с ИИ.

Choose your fighter!
Choose your fighter!

С появлением ChatGPT сотрудники саппорта, sales-менеджеры и консультанты занервничали, не заменит ли их ИИ? Чат-бот OpenAI неплохо справляется с ответами на вопросы, понимает и запоминает контекст, отвечает вежливо и быстро. А ведь его ещё можно дообучить и значительно улучшить результаты с помощью грамотных промптов.

Однако, более чем год ажиотажа вокруг больших языковых моделей, по-настоящему крупных игроков среди ИИ-сервисов для общения с клиентами так и не появилось. Большую часть работы тут по-прежнему делают люди. Мы в команде 2Х Production, внутренней стартап-студии компании i2crm, решили разобраться с тем, как поставить ИИ на службу людям и создать действительно полезный продукт для сотрудников клиентского сервиса.

Почему, а главное — зачем?

Для начала мы провели исследование рынка и конкурентов, а также серию интервью с потенциальными пользователями. И вот что мы поняли по результатам.

Продукт должен решать узкие задачи.

Это позволит конкурировать с большими универсальными ИИ-продуктами (ChatGPT, Claude) и крупными компаниями, которые также активно внедряют у себя ИИ-решения.

Пример успешности узких решений даже при наличии аналогов у крупных игроков — продукт i2crm. Команда нашей головной компании сфокусировалась на интеграции соцсетей и мессенджеров с (внезапно) CRM-системами и делают это лучше, чем встроенные решения самих CRM. За счёт этого получилось занять нишу, стабильно получать прибыль и развиваться.

То же самое в конкуренции с крупными ИИ-продуктами. Сервис с удобным интерфейсом, заточенный для решения конкретных задач, будет справляться с ними лучше, чем универсальный ChatGPT.

Специальный инструмент всегда будет выполнять свою функцию лучше мультитула

Мой отец, когда учил не забивать шурупы молотком

Экспертиза даёт конкурентное преимущество.

Она позволяет лучше понимать аудиторию и её потребности, а также делать технически более качественные продукты. Наша головная компания — эксперт в деле коммуникаций бизнеса с клиентами. Это дает нам пересекающиеся аудитории, что помогает в маркетинге и продажах. Кроме того, техническая команда головной компании с радостью делится своим опытом в работе с API соцсетей, мессенджеров и CRM-систем.

Подумайте, где ваша экспертиза пересекается с актуальными трендами. Скорее всего, именно там ваша заветная идея нового бизнеса или точки роста уже существующего.

В. И. Ленин

Нужна не замена людям, а помощник.

В ходе интервью мы заметили еще один интересный момент, который сдерживает развитие ИИ-сервисов — люди боятся и не доверяют искусственному интеллекту. И речь тут вовсе не о луддитах и технопессимистах:

  • простые сотрудники боятся, что ИИ оставит их без работы, поэтому, осознанно или нет, могут сопротивляться его внедрению;
  • руководители отделов опасаются некачественного результата и сложностей с контролем новых процессов;
  • клиенты сомневаются, что ИИ поймет их и сможет решить проблему, поэтому пытаются сразу попасть на более-менее живых сотрудников и злятся, если это не получается.

Создавая ИИ-сервис, нужно учитывать не только пользу, которую этот сервис причиняет, но и потребности людей, которые с этим сервисом будут работать.

Конфуций

Так мы пришли к решению, что нам точно стоит делать ИИ-сервис для коммуникаций бизнеса и клиентов. Однако не нужно пытаться заменить людей, по-настоящему хорошо это все равно пока не сделать. Нужен сервис-помощник, который разгрузит сотрудников и сделает их эффективнее. Из этих выводов родились идея продукта и его название — TechBuddy.

Вот что может наш сервис

  • Анализировать сообщения клиентов в любых каналах — соцсетях, мессенджерах, CRM-системе и других, и распознавать содержание, конечно.
  • Искать ответы по базе знаний, инструкциям, истории обращений, документации, компании.
  • Выдавать предложения для ответа на вопрос со ссылками на релевантную документацию.
  • Предлагать быстрые команды для редактирования ответов (короче, подробнее, проще и так далее), также сотрудник может поправить текст вручную.
  • Запоминать правильную версию, если ответ был отредактирован, и в следующий раз учитывать эту информацию при предложении ответа.
  • Притворяться клиентом и вести диалог, оценивать ответы менеджера на основе внутренних регламентов и инструкций, а также подсказывать, что и как можно сделать лучше. TechBuddy — отличный тренер для новых сотрудников.
Олег только что решил вопрос клиента и сэкономил немало времени. Будь как Олег!
Олег только что решил вопрос клиента и сэкономил немало времени. Будь как Олег!

Кроме того, сервис предоставляет детальную статистику по обращениям клиентов с кучей возможных параметров: тон обращений, частые вопросы, следование скрипту или договоренностям.

С его помощью будет легко узнать, например, было ли направлено КП после договорённости с клиентом. Программировать при этом ничего не нужно, достаточно просто спросить человеческим языком интересующую информацию.

Если подключить сервис напрямую через API к мессенджерам или CRM-системе появятся дополнительные возможности:

  • Автоответы для частых и простых вопросов, чтобы еще больше разгрузить сотрудников от рутины и дать им заниматься действительно сложными и интересными задачами.
  • Распознавание тематики и содержания сообщения, чтобы автоматически передать его сотруднику нужного отдела — поддержка, продажи, консультанты, ваш вариант.
  • Автоматическое заполнение информации по клиенту или сделке в CRM-системе на основе данных из переписки с ним. Упрощает квалификацию лидов и (наконец-то!) не надо заставлять сотрудников заполнять кучу полей после каждого диалога с клиентами. Также можно подключить и расшифровку звонков.
  • Больше возможностей для аналитики.

Вместо заключения

По отдельности или в каком-то наборе эти функции, конечно, не новы и всё чаще появляются в стартапах, разрабатываются как новая функциональность для больших CRM-систем, или даже внедряются самостоятельно отдельными ИИ-энтузиастами. Но, нам кажется, что главная ошибка их создателей — фокус на замене «ненадёжных» и «неэффективных» человеков. Часто главная метрика ценности там — сколько денег сэкономит бизнес на зарплате, заменив людей на ИИ.

Мы же предпочитаем считать, насколько бизнес больше заработает, если его сотрудники будут работать эффективнее с помощью ИИ. Это позволяет избежать сопротивления при внедрении сервиса, а также снизить риск ошибок (точнее — галлюцинаций), которые все еще допускают даже самые лучшие ИИ-модели. Наш ответ на вопрос в заголовке, кто победит — дружба.

Крепкая интеллектуальная дружба
Крепкая интеллектуальная дружба

Сервис реализован в виде расширения для браузера, поэтому он крайне прост в установке, настройке и не требует дополнительных интеграций, чтобы сразу начать пользоваться базовыми функциями помощи с ответами. В будущем мы планируем сделать веб-версию с дополнительной функциональностью, но для этого нам надо убедиться, что TechBuddy действительно причиняет пользу людям.

Если у вас есть желание разгрузить сотрудников поддержки и продаж, повысить качество и скорость ответов клиентам или просто быть со своим бизнесом на острие прогресса — оставьте заявку на участие в закрытом тестировании TechBuddy. Для ранних пользователей он будет сильно дешевле, чем на релизе. Кроме того, вы сможете через обратную связь повлиять на развитие cервиса и сделать его ещё полезней для вас и вашего бизнеса.

Будет круто, если в комментариях вы поделитесь своим мнением о продукте или опытом использования аналогичных решений. И в целом, верите ли вы, что ИИ заменит людей в клиентском сервисе.

77
Начать дискуссию