Тренды стартапов на 2024 год – часть 3. Телеграм всех победил
Главная платформа в России? Новости, работа, развлечения – продукт Паши Дурова запылесосил в себя буквально все. Так что делать стартап внутри экосистемы Телеграм — хорошая идея.
И вот мы подошли к тренду, который будет быстро набирать обороты в 2024 году, но на него пока что мало обращают внимания в российской стартап-среде.
Ну по крайней мере по моим ощущениям это так.
В 2023 году основной платформой для платного продвижения ИТ-продуктов скорее всего стал Телеграм, а не какие-то другие площадки.
Начиная с рекламного кабинета Telegram Ads, заканчивая спамом в личку – площадка работает и приносит клиентов рекламодателям.
И все потому что Телеграм вырос в России до 82 млн пользователей в месяц и точно продолжит расти в 2024 году.
Разумеется, если не нарвется на блокировку. От этого никто не застрахован.
Месячная аудитория Telegram всего на 6 млн меньше, чем у VK, а пользователи более молодые и продвинутые, основное ядро – 25-35 лет.
Растет аудитория мессенджера — растут каналы, растут боты, в них начинают вкладывать больше денег.
И я ставлю на то, что мартовские ограничения на работу VPN в России только усилят Телеграм, грядет вторая волна беженцев из Инсты*.
С 1 марта 2024 года вступит в силу приказ, согласно которому VPN-сервисы, предоставляющие доступ на запрещенные в России сайты, будут заблокированы Роскомнадзором во всех маркетах.
Отмечу, что особо важно ограничить доступ граждан к продуктам компании Meta*, которая признана экстремистской организацией
На что делают ставку цифровые предприниматели? Сразу дам пример из жизни. Столкнулся на мероприятии с известным серийным стартапером (раскрывать имя не буду), который честно мне сказал:
Перевожу на дивидендную модель все свои бизнесы, покупаю растущие прибыльные Телеграм-каналы из нужной ниши и делаю из них дойную корову.
В то же время вокруг Телеги начали появляться полезные онлайн-сервисы «Таск-менеджер в Телеграм», «CRM в Телеграм», «Финучет в Телеграм», «Формы и анкеты в Телеграм» и так далее. Кстати эти продукты попали в поле моего зрения именно благодаря их публикации на Радаре.
В общем в направлении телеграмо-интегрированных сервисов можно и нужно двигаться, так как эти проекты растут.
Неужели, кто-то все еще сомневается, что бот в Телеграм не может считаться стартапом и зарабатывать миллионы рублей?
Чтобы не быть голословным в этом вопросе — следующий выпуск подкаста «Стартап-секреты» будет с командой, которая заработала 40 млн ₽ за прошлый год на своем телеграм-боте с нейросетями. А в инвесторах у них вообще Евгений Чебатков, тот что стендапер. Услышать его развернутые ответы на мои вопросы про стартапы и инвестиции вы сможете уже в ближайшую неделю, подписывайтесь на удобной вам подкаст площадке или YouTube, чтобы не пропустить.
Что еще хочется рассказать про ботов в телеге и их разработчиков: в Телеге в 2023 году появился полуофициальный маркетплейс ботов от команды TON и они даже выделяют гранты разработчикам на развитие ботов. Признаюсь, я вдохновлялся этим маркетплейсом, когда делал дизайн главной Радара.
При создании решений сугубо под Телеграм есть и риски конечно — например, привязка к платформе и зависимость от нее. У меня был выпуск подкаста (ссылки на площадки и YouTube) с разработчиком сложных ботов, можете послушать, как он пытается обойти эти ограничения экосистемы Telegram и вообще чем боты выигрывают у мобильных приложений.
В любом случае, как отправная точка твоего стартапа — Телеграм-бот это идеальный формат и момент.
А вы что думаете?
Больше постов про российские стартапы в канале – Product Radar — лучшие стартапы России.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.