Как копирайтеру начать зарабатывать от 100 тысяч в месяц и сохранить рассудок
Много букв о том, что не расскажут на курсах: умении думать, клиентском сервисе и выходе на новый уровень дохода
Привет! Меня зовут Кристина Крецу, и уже больше 10 лет я пишу тексты. В моём портфолио есть тексты как для ведущих бизнес-изданий — vc.ru, Forbes, «РБК Тренды», Inc Russia, так и для крупных российских компаний — «Яндекс», «Альфа-Банк», SberDevices, «Авито» и другие. Долгое время я была фрилансером и получала гонорары только за статьи — и в какой-то момент ежемесячный доход перевалил порог в 100 тысяч рублей. Ниже поделюсь навыками, которые мне помогают оставаться востребованным копирайтером-редактором и жить с комфортом, но без шика.
Если посмотреть глобально, есть два подхода, как заработать много денег. Первый — работать, забывая про сон и еду. Сколько-то дней или даже недель в таком темпе вывезти можно, но выгорание и возможные проблемы со здоровьем подкрадутся слишком быстро.
Второй — найти способ, как и за счёт чего увеличить стоимость единицы текста или часа. В этой статье поделюсь опытом и знаниями, как повысить свою ценность на рынке и работать с заказчиками, у которых есть деньги (иногда очень много).
Развивайте критическое мышление
Одна из основных претензий заказчиков к большинству копирайтеров — они не думают, что делают и зачем вносят правки. Например, нужно подготовить статью в Forbes на тему «Пять способов эффективно управлять командой».
Плохой копирайтер начнёт с того, что расскажет теорию менеджмента, зачем вообще нужно управлять людьми и как их тестировать. Почему это плохо? Потому что копирайтер не понял, куда и для кого он пишет — аудитория Forbes неплохо во всём этом разбирается, и читателям издания интересно узнать больше про опыт других руководителей. Поэтому хороший копирайтер сразу же расспросит заказчика о его кейсах и интересных случаях, которыми можно поделиться в материале.
Вот несколько материалов, которые помогут прокачать критическое мышление:
- фанфик Элиезера Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления»;
- книга Светы Дучак «Как искать фактуру»;
- курс по логике от БФУ им. И. Канта, «Политеха» или любой другой.
Изучайте маркетинг и продажи
Если вы не планируете писать про маркетинг, необязательно знать, как работает «Яндекс Метрика» или как считать LTV. Но понимание, как и что работает в маркетинге и продажа, как продвигать собственные услуги на рынке.
Пока я не перешла работать в штат, большую часть заказов получала, когда сама откликалась на вакансии и предложения. Чтобы написать сопроводительное письмо, изучала потребности заказчика, смотрела сайт компании и внимательно вчитывалась в описание вакансии — всё это про знания маркетинга. К CV прикладывала ссылку на сайт-портфолио и несколько своих работ по темам, которые пересекаются с деятельностью компании заказчика. Кратко, ёмко и по делу — так нужно писать сопроводительное, которое выделит среди других.
Что почитать:
- книга «Бизнес без MBA» от «Тинькофф Бизнес», она в основном рассчитана на предпринимателей, но даже частные специалисты могут почерпнуть много интересного, например, как решать конфликты или управлять ожиданиями;
- «Клиенты на всю жизнь», Карл Сьюэлл и Пол Браун
- «Основы маркетинга» и «Маркетинг от А до Я», Филип Котлер (это база маркетинга).
Помогайте клиенту решать его задачи
Одна из главных проблем заказчиков — копирайтеры, которые не задумываются о том, как решить проблему наиболее быстрым и выгодным способом. Для этого нужно задавать вопросы, анализировать ситуацию и требования, предлагать свои решения. Всё это объединяется под словом «бриф».
Работать без брифа — это уже моветон среди диджитал-специалистов. Как говорится, «нет ТЗ — результат хз», но редкий заказчик может его составить грамотно. Поэтому задача копирайтера — задать вопросы, уточнить детали, обсудить видение будущего текста и подготовить первую версию. Не бойтесь назначать звонки, порой за 30 минут зума можно обсудить и согласовать больше, чем за несколько дней переписки.
Во-первых, бриф помогает создать более предсказуемый результат. А значит, снижаются риски, что вы сделаете не то, что просил заказчик. Во-вторых, так вы показываете свою заинтересованность в клиенте и создаёте эмоциональную связь ещё до того, как взяли задачу в работу.
Что обязательно нужно проговорить с клиентом:
- зачем писать текст;
- для кого;
- какие бизнес-задачи заказчика он решает.
Полезные материалы:
- книга «Спроси маму», Роб Фитцпатрик;
- вебинар от агентства «Сделаем» «Клиенты и брифы»;
- урок Максима Ильяхова про понимание задачи.
Нормально общайтесь
Деловой этикет — это не что-то чопорное и бумерское, хоть у некоторых сама фраза и может вызывать отвращение. Многие недооценивают роль приятной и душевной коммуникации. Хорошо писать и быть приятным в общении — это два пункта, которые я бы поставила на первое место, если бы писала вакансию копирайтера. Если с вами приятно общаться, к вам вернутся. Если нет — вы сделаете вместе одну задачу и больше с вами не захотят работать (за редкими исключениями).
Многие почему-то игнорируют самые простые правила деловой коммуникации:
- вежливо общаться;
- спокойно реагировать на правки;
- не провоцировать конфликты (даже если очень хочется);
- быть тактичным и подстраивать под клиента (по необходимости);
- резюмировать итоги встречи;
- согласовывать план действий;
- отвечать развёрнуто и по делу.
Развивайте своё мастерство
По правде говоря, я не проходила ни одного полноценного курса по копирайтингу — в основном читаю рассылки, телеграм-каналы и смотрю вебинары. А ещё много работаю и пробую себя в разных форматах. Часто мои коллеги на вопрос «посоветуйте курс», отвечают: «Нет ничего лучше, чем реальная работа».
Куда расти:
- осваивайте редакторские инструменты: драматургия, сторителлинг, интервью, визуализация и так далее;
- учитесь работать с новыми форматами: UX, SMM, сценарии, рассылки. Сейчас многие компании занимаются переупаковкой контента: одну и ту же информацию рассказывают в подкасте, адаптируют в карточки для соцсетей и используют для написания SEO-статей;
- развивайте навыки менеджера: можно значительно вырасти в доходе, если стать редактором.
Прокачивайте знания в узких нишах
Когда я начинала заниматься копирайтингом (а это было почти 10 лет назад), поняла, что золотая жила — это бизнес-журналистика и тексты про IT. Компании очень неплохо платили, если нужно было написать статью в условные РБК или Forbes, особенно про какие-то технологии. Потому что на тот момент было не так много копирайтеров, которые в этом разбирались и умели про это писать.
Мне повезло только в том плане, что ещё в школе я начала интересоваться программированием и продолжила изучать его в универе, а мой диплом был связан с нейросетями. Но поверхностно разобраться в этом можно и без четырёх лет в университете.
По моим субъективным ощущениям, сейчас большой спрос на редакторов по теме финансов и инвестиций. Например, ВТБ уже почти месяц ищет редактора для приложения «Мои инвестиции» и предлагает зарплату от 150 тысяч рублей (существенный минус — нет удалёнки).
Даже за отдельные статьи на фрилансе можно получать 10-15 тысяч, если вы работаете со сложной темой, например, то же IT. Особенно ценятся авторы, которые умеют работать с Хабром.
О том, как работать со сложными темами, я рассказываю в своём телеграм-канале «От сложного к простому» — подписывайтесь.
Вместо вывода и итогов: если вы хотите много зарабатывать, придётся работать и учиться. В копирайтинге нет такого, что вы можете писать 1-2 статьи в месяц, а остальное время — тусить на пляже и пить мохито, провожая закат. По крайней мере, мне такие истории не знакомы. Но можно повысить стоимость своих текстов и времени, работать 3-4 часа в день и получать среднестатистический доход россиянина.
Какая хорошая, рассудительная статья. Кристина, спасибо!
спасибо!
хочется еще сказать банальность о том чтоб не боятся пробовать и учиться, сейчас когда во всю все кричат про ИИ многие просто боятся вообще что то начинать думая ,что профессия уже не востребована и специалистов заменят роботы
ИИ могут заменить тех, кто как раз таки работает тупо по ТЗ и не помогает клиенту решать его задачи. А хороший специалист без работы не останется) сейчас вот Тинькофф и Яндекс наоборот ищут людей с опытом в редакции на должности AI-тренеров.
главная проблема копирайтеров, которые хотят зарабатывать от 100к, - это как раз тот факт, что надо вжобывать, а не сидеть под пальмой)
Порой за 50 тысяч приходится вджобывать больше, чем за 100))
отличная статья от умудренного опытом специалиста, пиши еще)