Искусственный интеллект в образовательной сфере
Георгий Волков, CIO образовательной онлайн-платформы для детей iSmart.org
Мы быстро привыкли к возможностям современных технологий, гаджеты и их функции стали повседневностью. Искусственный интеллект, о котором совсем недавно мы читали в фантастических книгах, больше не фантастика — он проник во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. В статье разберёмся в понятии “искусственный интеллект” и рассмотрим его внедрение в образовательную сферу.
Что такое ИИ
Искусственный интеллект — это способность компьютерных систем выполнять творческие и интеллектуальные функции, которые привыкли считать человеческими (определение энциклопедии Britannica). В понятие ИИ включают целый надо научных направлений: нейронные сети, машинное обучение, обработку естественного языка, когнитивные вычисления, компьютерное зрение. Однако нет чёткого представления об этом понятии, так как пока сложно выделить критерии разумности и соответствия человеческому интеллекту.
Интернет, например, — одно из явлений искусственного интеллекта, к которому мы обращаемся с запросами ежедневно. ИИ в наших смартфонах распознаёт наши отпечатки пальцев и наши лица, маркетплейсы выдают нам умные персонализированные рекомендации, голосовые помощники помогают нам управлять навигатором, ИИ подбирает нам музыкальные треки, соответствующие нашему настроению. Искусственный интеллект применяется во множестве сфер нашей жизни: медицине, экономике, образовании. В каких-то областях мы полностью полагаемся на ИИ, там же, где требуются принятие сложных управленческих решений, чёткого определения ответственности за них, мы, как правило, используем симбиоз ИИ и человека.
ИИ в образовании
Онлайн-обучение стало нормой: всё чаще люди выбирают для себя и своих детей этот формат. Школьные занятия, языковые курсы, кружки и многое другое перекочевало в интернет. В основе образовательных платформ лежит искусственный интеллект.
Рассмотрим четыре основных варианта использования ИИ в онлайн-обучении и те задачи, которые являются перспективными для применения ИИ.
Языковое распознавание и анализ естественного языка.
- Применяется на языковых сайтах и в приложениях для перевода. Может использоваться для помощи в изучении языков.
- Может использоваться для анализа корректности ответов, например, на уроке биологии или при анализе сочинения.
- Голосовой помощник может помочь учащемуся, в случае возникновения затруднений с прохождением заданий
Персонализация онлайн-обучения.
- Выстраивание материала курса с учётом предпочтений и целей учащегося.
- Умная система подсказок, принимающая во внимание уровень знаний студента
- Рекомендательная система, определяющая необходимую методику преподавания, основываясь на индивидуальных особенностях ученика
Виртуальное (онлайн) обучение.
- Помощь в выставлении оценок для выявления и исправления ошибок учащихся.
- Гибкое формирование классов, основывая на анализе психологической совместимости учащихся
- Применение чат-ботов для ответов на простые вопросы студентов
Адаптивное обучение.
- Формирование образовательного маршрута для восполнения пробелов в знаниях учащихся по результатам диагностики
- Тренировка микронавыков, требуемых для улучшения успеваемости конкретного ученика
- Разработка системы поощрений, учитывающей мотивацию ребёнка
Как правило, эти варианты комбинируются. Это помогает сформировать наиболее комфортные и выгодные условия обучения. Так, например, образовательная онлайн-платформа iSmart применяет технологии диагностики уровня знаний школьника, выявления пробелов, на основе которых составляется индивидуальный образовательный маршрут.
ИИ открывает массу возможностей как для учеников, так и для педагогов. Ученики проще усваивают информацию, успеваемость и качество знаний повышается, растёт их мотивация к обучению. Учителя получают большое количество инструментов для преподавания, освобождаются от рутинных операций, что позволяет им уделять больше внимания каждому ребёнку. Искусственный интеллект позволяет подходить к изучению привычных тем по-новому, а автоматизация рутинных процессов — выставления оценок или составления отчётов — освобождает время для творчества.
Совсем недавно многие технологии требовали особых знаний и навыков от пользователей, теперь же они становятся максимально доступными и простыми в использовании. Многие страны внедряют ИИ в образование: Бельгия, Австралия, Китай, Беларусь и др. Школы работают на образовательных платформах, которые учитывают индивидуальные особенности и интересы школьников и выстраивают для них особые образовательные маршруты.
Одним из основных препятствий на пути внедрения ИИ в образовательные практики является отсутствие достаточного количества доступных и достоверных данных для обучения моделей. Есть надежда, что внедрение цифровых платформ, стандартов хранения и использования данных на государственном уровне поможет устранить эту проблему.
ИИ в России
В России искусственный интеллект всё активнее внедряется в образовательные процессы.
Крупным проектом цифровизации образования стала Московская электронная школа (МЭШ). В ней объединили учебники, дневники, оценки, в неё интегрируются электронные образовательные платформы. По всей России также школы подключаются к региональным программам, используют для обучения различные платформы: iSmart, «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», Skyeng.
Однако полноценное применение технологий ИИ невозможно без компьютеризации всех школ в стране, без обеспечения сбора, хранения и предоставления доступа к данным. Для решения этой проблемы реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Создаётся федеральная информационно-сервисная платформа цифровой образовательной среды.
7 декабря 2021 правительство утвердило проект развития стратегического направления в области цифровой трансформации образования до 2030 года. В образовательную систему внедрят технологии искусственного интеллекта, большие данные, облачные сервисы и т. д. На их основе создадут платформы:
- «Цифровой помощник ученика»;
- «Цифровой помощник родителя»;
- «Цифровой помощник учителя»;
- «Цифровое портфолио ученика»;
- «Библиотека цифрового образовательного контента».
Эти сервисы дадут возможность пользоваться цифровым образовательным контентом, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональный уровень учителей. Также ИИ автоматизирует проверку домашних заданий и даст возможность собрать цифровое портфолио школьника для поступления в ВУЗ и колледж.