Как построить карту ценностей для продукта

Добрый день! Меня зовут Игорь. Я практикующий PMM и PM. В этой статье я расскажу, как построить карту ценностей продукта и синхронизировать ее с сегментами аудитории.

Как построить карту ценностей для продукта

Что такое ценности продукта

Каждый продукт имеет качества. Например:

  • Работает онлайн
  • Работает в Казахстане
  • Имеет темную тему и т. п.

Эти качества для кого-то ценны, а для кого-то нет. Взвешивая набор этих качеств пользователь принимает решение, подходит ему продукт или нет. Купит он его или нет. Тут вы скажете, что все решает цена. А я вам возражу, что ее тоже можно записать в ценности, если она конкурентная.

На первом этапе создания карты нам надо выделить эти качества которые и будут ценностями.

Выделим ценности продукта

В этой статье я разбираю пример как выделить ценности в уже готовом продукте. Казалось бы, ну как такое возможно, продукт есть и им пользуются, а ценности не выделены. Не все продукты разрабатываются по учебникам и методологиям наподобие LEAN.

Отсутствие четко выделенных ценностей часто встречается в продуктах с "возрастом". Поэтому, на новом месте работы у вас как у Менеджера продукта (PM) либо Маркетингового менеджера продукта (PMM) может возникнуть такая задача – выделить ценности.

Создадим карту ценностей. Создано в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fminm.pro%2F&postId=1029633" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">MIND IN MAP</a>
Создадим карту ценностей. Создано в MIND IN MAP

Вернемся к вопросу как определить ценности продукта.
Во-первых, взять информацию из источников которые я рекомендую ниже. Во-вторых, вынести ценности на майнд карту в MIND IN MAP.

  • Изучить маркетинговые материалы которые уже имеются. Понять какие свойства, характеристике и особенности продукта подчеркивают. Скорее всего такой акцент сделан не просто так.
  • Провести интервью с фокус-группами из менеджеров по продажам, пользователей, поддержки и разработчиков отвечающих за развитие продукта
  • Изучить конкурентов, попробовать обнаружить схожие ценности у вас. Может получиться так, что у вашего продукта есть какая-либо ценность, но вы ее не выделяете, не рассказываете о ней, а конкуренты ее обнаружили и стали выделять потому что за нее готов платить пользователь.
  • Ну и конечно же спросить у GPT чата :)

Я не предлагаю идти к пользователям и спрашивать в лоб о ценностях. Я перелагаю подобрать вопросы для custdev так, чтобы они раскрыли опыт личности. И подобрать их с учетом особенности фокус-группы.

В стартапах работа с ценностями происходит в обратном направлении. Сначала выводим гипотезу о наличии боли у определенного сегмента аудитории. После положительного теста гипотезы добавляем в продукт ценность которая может быть выражена в фиче либо сценарии использования.

Сегментируем аудиторию

Сегментировать аудиторию можно по разным признакам. У каждого сегмента может быть своя внутренняя сегментация по иному признаку.

Добавим сегменты аудитории на к карту ценностей. Создано в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fminm.pro%2F&postId=1029633" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">MIND IN MAP</a>
Добавим сегменты аудитории на к карту ценностей. Создано в MIND IN MAP

Несколько примеров, по каким признакам сегментирую Я:

  • Плейсмент
    Площадка сама по себе определяет таргет аудитории. Например, на VC много недовольных пользователей Озон и Яндекс такси, тут есть где разойтись их конкурентам :).
  • Отрасль бизнеса
    Строительство, IT, пищевая.
  • Поведенческий
    Один продукт могут использовать по-разному. Например, кто то использует Битрикс 25 для работы с лидами, а кто-то для записи клиентов а кто то для всего этого плюс сайты.
  • Уровень экспертности пользователя
    В самом продукте и в индустрии в которой ваш продукт работает.

Я делаю карту ценности визуально в виде майнд карты. Визуальное составление карты ценностей позволяет увидеть всю картину сверху и быстро ознакомить с ней других участников команды. Кроме этого, карту всегда можно подкорректировать и дополнить.

Сопоставляем ценности продукта с сегментами аудитории

Что же, сопоставим ценности с сегментами.

Сопоставим ценности с сегментами аудитории. Создано в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fminm.pro%2F&postId=1029633" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">MIND IN MAP</a>
Сопоставим ценности с сегментами аудитории. Создано в MIND IN MAP

Готово, вы чемпион, я вас поздравляю, держите кубок 🏆

Для создания карты я использовал бесплатный онлайн редактор ментальных карт MIND IN MAP, начать пользоваться можно тут ↗

Как использовать карту ценностей далее

Далее карта ценностей поможет вам:

  • Понять для себя и наглядно объяснить команде, что и почему ценят различные пользователи в продукте
  • Готовить более убедительные оферы, КП, упаковку
  • Точнее таргетироваться на релевантную аудиторию
  • Формировать гипотезы для развития продукта и привлечения пользователей
  • Формировать гипотезы для кроссейлов и апсейлов

Заключение

Выше я рассказывал только о ценностях продукта. Но ценности есть у всего: КП куда будет включен продукт с его ценностями, поддержка которая сама является ценностью, но имеет вложения и т.п.

Так же стоит помнить, что у пользователя, бизнеса и интеграторов которые внедряют ваш продукт, могут быть разные ценности.

На этом все. Пишите ваши вопросы и критику ниже! Подписывайтесь на мой блог.

Васильев Игорь
Founder/Product Manager MIND IN MAP
1515
Начать дискуссию