Преодоление конфликтов между поколениями – ключ к успешному взаимодействию на рабочем месте

Преодоление конфликтов между поколениями – ключ к успешному взаимодействию на рабочем месте

Конфликты между поколениями на рабочем месте становятся все более заметными из-за изменений в подходах к труду и коммуникации. Эксперты в области HR подчеркивают важность налаживания диалога между сотрудниками разных возрастов, предлагая командообразующие мероприятия и курсы для менеджеров. Компании, стремящиеся создать гармоничную рабочую атмосферу, должны адаптировать свои стратегии общения, учитывая разнообразие сотрудников и их уникальные потребности. Разбираемся, как использовать это для повышения эффективности компании.

Офисы в России стали настоящей ареной для столкновения поколений, как утверждают специалисты по управлению персоналом. Усердные представители одного поколения, работающие за скромные зарплаты, испытывают недовольство по отношению к более молодым коллегам, которые не готовы мириться с трудностями. Мы уже подробно говорили о важности теории поколений в организации в одной из наших статей.

Среди офисных работников распространено мнение, что именно представители поколения миллениалов являются самыми несчастными. В отличие от своих предшественников, у них было мало шансов накопить на собственное жилье или автомобиль, а также создать семью и обеспечить себе финансовую подушку. Они трудятся много и упорно, что еще больше усиливает их раздражение по поводу появления в офисах представителей нового поколения, для которых работа воспринимается совершенно иначе. Молодежь, выросшая в более благоприятных условиях, не знает, что такое трудности 1990-х, и начала свою карьеру в эпоху, когда вакансий было больше, чем желающих их занять.

В результате молодые сотрудники отказываются от переработок, быстро покидают компании, если что-то идет не так, и в целом считают, что работа не должна занимать центральное место в жизни. В этой ситуации возникает вопрос: к чему приведет очередное столкновение поколений?

Зумеры – за комфорт

В одном из государственных учреждений, занимающемся контролем строительства, работает молодая сотрудница, которая гордится своей стабильной работой и достойной зарплатой. Она отмечает, что для ее поколения такая должность считается престижной. Но в их ведомстве ощущается нехватка инспекторов, которые должны выезжать на объекты и заниматься бумажной работой. Начальство решило привлечь молодежь на эти позиции, чтобы они могли учиться у опытных коллег и набираться знаний.

Тем не менее, когда молодым людям предложили зарплату, которая считается хорошей для их региона, они не проявили интереса к вакансиям. Многие предпочли бы пойти служить в армию или устроиться в бьюти-сферу, где заработок значительно выше. Оказавшись в такой ситуации, старшие коллеги удивляются, как молодежь может отвергать приличные условия работы ради более высоких зарплат, которые, как они считают, доступны только опытным специалистам.

В отделе также работает молодая выпускница, которая попала туда благодаря связям. Она не проявляет должной инициативы и часто отвлекается на телефон. Несмотря на то, что она знает свои права, о своих обязанностях, похоже, не имеет представления. В один из жарких дней, когда вся команда усердно трудится, она просто встает и уходит, сославшись на плохое самочувствие. Для представителей поколения зумеров это кажется нормальным – брать отгулы по малейшему поводу.

Старшие коллеги недоумевают, как молодые сотрудники могут быть так сосредоточены на собственном психологическом благополучии. Они замечают, что многие из них слишком увлечены проработкой своих детских травм и используют это как оправдание для частых отгулов. Одна из таких сотрудниц каждый день приходит на работу с уставшим видом, и, по мнению старших коллег, ее не увольняют лишь потому, что в отделе все равно есть люди, готовые выполнять работу.

Сравнивая нынешние условия труда с теми, что были раньше, старшие сотрудники вспоминают, как в прошлом они были готовы работать даже за небольшие деньги и считали такую возможность удачей. Зумеры же не желают принимать предложения, которые когда-то казались бы привлекательными, а сейчас считаются не лучшими на рынке.

Ожидания миллениала

В одном московском рекламном агентстве произошла настоящая «поколенческая война». В одном отделе, где работала молодая и амбициозная девушка, возникли серьезные разногласия. Она начала свою карьеру как заместитель, но вскоре заняла место своей более опытной коллеги, которая ушла в декрет. Девушка проявила себя с лучшей стороны, продемонстрировав талант и активность, но когда вернулась прежняя руководительница, ей предложили вернуть свою старую должность. В итоге молодая сотрудница была переведена назад на место заместителя, что вызвало у нее обиду, и она решила покинуть компанию, где проработала несколько лет. Она открыто заявила, что не сможет работать под началом более старшей коллеги, которая, по ее мнению, не понимает новых трендов.

Такие конфликты становятся все более распространенными, и многие специалисты по управлению персоналом отмечают их. Например, была ситуация в IT-стартапе, где руководитель разругался с молодым удаленным сотрудником. Этот парень, не стесняясь, делился в соцсетях своими прогулками с друзьями, а когда ночью завершил свою работу, был искренне удивлен возникшему конфликту, ведь задача была выполнена.

Новое поколение, выросшее в условиях быстрого доступа к информации, часто считает устаревшими методы работы, принятые в компаниях. Например, преподавательница одной бизнес-школы привела пример спора в b2b-компании, занимающейся холодными звонками. Миллениалы упрекали более молодых сотрудников в том, что те не делают достаточное количество звонков и не стремятся к заключению контрактов. В ответ зумеры заявили, что не видят смысла в таких звонках и предпочитают работать не только усердно, но и эффективно, используя мессенджеры и гибкий график.

Межпоколенческие конфликты также нередки в сфере ритейла. В одной крупной компании сотрудники старшего возраста заметили, что им постоянно приходится решать проблемы более молодых коллег, которые быстро разочаровываются в работе и увольняются. Причины этих увольнений могут быть разнообразными – от недостатка интереса до ощущения, что рабочая среда не поддерживает их. Руководители же недоумевают, за что их хвалить, если новички еще ничего не успели сделать.

Также бывает сложно понять, что молодые сотрудники иногда просто не осознают, что от них требуется. Например, если начальник дает негативную обратную связь, важно убедиться, что подчиненный понял, что нужно изменить в своем поведении. Если молодой человек не видит конкретики и воспринимает разговор лишь как критику, он может дистанцироваться, считая это нарушением своих границ.

Современная молодежь, выросшая в эпоху мгновенного доступа к информации, проявляет нетерпение и стремление к быстрым результатам. Это также вызывает недовольство у более старших поколений, которые удивляются, почему молодые специалисты требуют более высокие стартовые зарплаты, чем они сами, когда выходили на рынок труда. Но это – новая реальность: миллениалов значительно больше, чем зумеров и тех, кто только собирается вступить в рабочую жизнь. В ближайшие годы страна столкнется с нехваткой молодых специалистов, и это ощущение будет только усиливаться.

Поколение Гарри Поттера

Новое поколение, известное как зумеры, не собирается сидеть в тени и ждать, когда кто-то решит их проблемы. Хотя на работе они иногда не могут ответить на придирки руководителей, в своих социальных сетях они активно высмеивают старшие поколения и критикуют их за устаревшие взгляды.

Недавно девушка из Нижнего Новгорода привлекла внимание, высмеивая старших товарищей. Она заявила, что классика вроде «Властелина колец» скучная, а культовая серия фильмов «Звездные войны» – это «одна из худших киновселенных». И даже носки с яркими принтами, которые кажутся интересными, выглядят «кринжово». Этот хейтерский пост за один день собрал почти 1,5 миллиона просмотров и более 800 комментариев.

Критика миллениалов стала настоящим трендом в TikTok. По всему миру зумеры создают ролики, в которых издеваются над старшими, утверждая, что те слишком серьезны и одержимы своими идеями. Выросшие на приключениях Гарри Поттера, молодые люди считают, что книги Джоан Роулинг – это пафосные сказки. Они с иронией говорят о миллениалах, которые любят кофе и вино и постоянно ностальгируют по 1990-м.

Зумеры также смеются над тем, как миллениалы верят в технологии. «Игреки» следят за акциями технологических компаний и репостят каждое сообщение известных личностей. В отличие от них, зумеры успели накопить нигилизм и не видят в окружающих технологиях ничего удивительного.

Молодежь часто подшучивает над тем, как взрослые отстают от новых трендов. Сегодня тренды меняются с невероятной скоростью – новые интернет-мемы появляются каждый день и не создают таких длительных явлений, как, например, «язык падонкаф» в 2000-е. По словам экспертов, молодые люди считают «игреков» старомодными и недостаточно гибкими, и, похоже, разубедить их в этом невозможно.

Зумеры не стесняются критиковать миллениалов за их отношение к работе. Они утверждают, что последние постоянно жалуются на трудности, но продолжают работать с девяти до шести пять раз в неделю, просто потому что привыкли к стабильности. Для молодежи же такая монотонность неприемлема – карьера не является для них главным приоритетом. Они ценят креативность и развитие своей личности в интернете, включая прокачку своих профилей в социальных сетях. Если работа не поддерживает их увлечения, они, не колеблясь, меняют ее и не испытывают сожалений по этому поводу.

Уравнение с тремя неизвестными

Конфликты между поколениями на рабочем месте – это не что-то новое, и такие споры наблюдаются на протяжении многих лет, – утверждают эксперты в области управления персоналом. Например, представители предыдущего поколения, родившиеся в 1965–1980 годах, также высказывали претензии к миллениалам, критикуя их подходы к труду. Люди, выросшие в условиях экономической нестабильности, ценили любую работу, в то время как более молодые коллеги стремились к самореализации и часто меняли работодателей в поисках идеального места. Это напоминает ситуацию с нынешними зумерами, которые, хотя и ведут себя более свободно, все же проявляют большую ответственность, чем их предшественники, и не практикуют уход без предупреждения.

Но при этом уровень напряженности в прошлом был не так высок. Специалисты отмечают, что различия между поколениями тогда не были столь значительными. Когда миллениалы приходили на смену предшественникам, они все еще говорили на одном языке, росли в схожих условиях и играли в одни и те же игры. За последние два десятилетия мир изменился кардинально – появились новые способы взаимодействия, и молодые люди, выросшие с планшетами и социальными сетями, не могут найти общий язык с теми, кто привык к книгам и телевизору. Появление шеринговой экономики, изменение взглядов на экологическую ответственность и новые представления о счастье сформировали глубокую пропасть между поколениями.

Эксперты в области HR предупреждают, что участие в поколенческих конфликтах может негативно сказаться на управлении. Хотя теоретически можно формировать команды из представителей одного поколения, на практике это сложно и затратно, требуя тщательного отбора и инвестиций в качественный рекрутинг. Крупные компании, занимающиеся массовым наймом, будут вынуждены принимать и зумеров. Это означает, что миллениалам придется учиться взаимодействовать с молодыми сотрудниками, а HR-специалистам разрабатывать стратегии для преодоления конфликтов.

На сегодняшний день компании ищут пути для налаживания общения. Один из основателей компании, занимающейся производством полимерной продукции, делится опытом организации командообразующих мероприятий и совместного досуга для сотрудников. Они проводят спортивные и настольные игры, которые помогают людям лучше понимать друг друга. Важно формировать смешанные команды с четким распределением ролей и избегать назидательных подходов к молодежи. Например, в компании устраивают совместные выезды на рыбалку для старшего поколения и лазерные бои для младших сотрудников.

Кроме того, специалисты разрабатывают курсы, которые помогут менеджерам научиться «переводить» коммуникацию между поколениями. Это включает в себя эмоционально точный перевод фраз, чтобы облегчить понимание между миллениалами и зумерами.

Фирмы с разнообразным составом сотрудников должны использовать гибкие стратегии общения, советует генеральный директор платформы поддержки сотрудников. Это может включать как онлайн-встречи, так и личные встречи, а также использование чатов для определенных обсуждений. Оба поколения адаптивны и способны принять новые правила игры, что внушает оптимизм экспертам.

Начать дискуссию