🔥 ТОП-5 ошибок в маркетинговой стратегии: делаем полную фигню в маркетинге
Вы проголосовали за эту тему в ТГ-канале, так что я, как и обещала, пишу пост. Согласитесь, на чужих ошибках учиться куда приятнее, чем на своих, поэтому возьмите этот опыт и никогда так не делайте, договорились?
Про то, как я пишу маркетинговую стратегию, я рассказывала чуть ранее. На мой взгляд (а я маркетолог-стратег, я необъективна 😄) отсутствие стратегии - это как закапывание денег на поле дураков с мыслью "Авось что-то где-то да и прорастет!". Но можем сцепиться на этот счет в комментах, я это дело люблю.
Итак, какие ошибки чаще всего допускаются в стратегии?
Ошибка №1: Какая еще целевая аудитория? Мы хотим продавать всем!
Условно: "Мы продаем воду. Все пьют воду. Значит, наша ЦА - все!"
Нет, это так не работает. От того, насколько хорошо вы знаете и понимаете свою ЦА, зависит то, как именно, где и с каким результатом вы будете продвигаться. Мне казалось, что в 2025-м это прописная истина, но, оказывается, нет, у нас по-прежнему проблемы, Хьюстон.
Что надо знать про свою ЦА: пол, возраст, гео, доход, потребности и мотивации, страхи, желания, увлечения, симпатии и антипатии, места обитания офлайн и онлайн...
Но опять же, все зависит от бизнеса. Где-то нужно больше информации, где-то — меньше. Кофейня возле бизнес-центра - это одно, онлайн-школа астрологии - это совсем другое.
Ошибка №2: Мы будем захватывать рынок, или нереалистичные цели и ожидания
План: «Вчера открыли бизнес и сняли подвальное помещение, но станем №1 на рынке через три месяца и будем зарабатывать много-много денег» — это не цель, а влажная фантазия, никак не связанная с реальным положением дел.
Эта ошибка новичка, а иногда и ошибка "бывалого". Предприниматели, впервые ступившие на новые земли, нередко думают, что на них будут расти те же яблони с теми же вложениями, что и на старых землях. А оказывается, что новые земли - это новые правила игры. Цели в бизнесе ставим, опираясь на анализ рынка и имеющиеся у нас ресурсы. Сводим ожидания и реальность в единую картинку.
Ошибка №3: Аналитика рынка и конкурентов? Нет, не слышали
- Ну, я знаю историю одного парня, у которого вот это сработало...
- А давайте действовать по наитию, я так чувствую!
- Давайте просто делать, а там уже разберемся.
- Мне кажется, что у меня отличный продукт, который нужен всем.
Отличный подход! Если, конечно, ваш план - это слив бюджета или банкротство.
Я понимаю, что в маркетинге много нудной аналитики и тестирования гипотез, но так надо. Мне не хочется вас расстраивать, но в маркетинге нет ничего, что работало бы всегда, на 100% и одинаково хорошо во всех нишах. Да и в целом тут мало чего-то стопроцентного. Поэтому... анализ и тестирование, тестирование и анализ.
Ошибка №4: Бюджет? Да нам хватит 5000 рублей!
- А давайте вложим в рекламу 10 000 рублей, а заработаем с нее миллион?!
- А давайте!
Если у вас есть специалисты, которые так могут, привяжите их к батарее и отнимите паспорт (шутка)... в смысле, поделитесь их контактами (не шутка).
Бюджеты - это топливо. Если залить мало, то далеко не уедем. Если залить много, но не туда, вообще никуда не уедем — даже с места не тронемся, будем стоять, вылупив глаза на дорогу. То есть полное отсутствие рекламных бюджетов - это неразумно, залив больших бюджетов куда придется - тоже не особо умно.
У нас есть бюджет. У нас есть гипотезы. Мы распределяем часть бюджета, тестируем; результаты анализируем и выявляем то, что работает лучше всего. В рабочие инструменты доливаемся. Но на достигнутом не останавливаемся. Небольшое количество бюджета снова вливаем в уже новые гипотезы.
Хорошо: Взяли 100 000 ₽ → протестировали рекламу → нашли лучшие каналы → масштабировали
Плохо: Взяли 10 000 ₽ → запустили одну рекламу в Яндекс.Директ→ ждали чуда → закрылись
Ошибка №5: Стратегии у нас нет, но мы как-нибудь справимся!
Это не шутка, ребят. Это реальность выживания микро- и малого (а я подозреваю, что и среднего) бизнеса в РФ и СНГ. Что-нибудь как-нибудь на коленке. И у кого-то даже получается! Процентов у 2-3 примерно.
Я уже писала, что стратегия - это скучное чтиво: цифры какие-то, риски, план работ, цели, кипиаи эти сраные, аналитика. То ли дело навести суеты - в рандоме реализовывать какие-то идеи, бюджет вливать то туда, то сюда, по настроению вести социалки бизнеса. Ммм, сказка!
Нет, это не смешно. Это тупо и нерезультативно. Если кому-то повезло и что-то выстрелило, это говорит лишь о том, что сегодня Фортуна была благосклонна к нему и поцеловала в лоб. Но завтра она может плюнуть ему в глаз. А потом и во второй. Не полагайтесь на Фортуну, она дама непостоянная. Пишите стратегию и не совершайте ошибок, которые я описала выше.
Признавайтесь, знакомо? Может, сами допускали эти ошибки или встречали такой подход к стратегии в своей практике?