Есть ли опасность покупок в интернете?

Есть ли опасность покупок в интернете?

За последние годы маркетплейсы стали привычной реальностью. Значительную роль в этом сыграла пандемия — когда мы не могли выходить из дома, а покупки в интернете стали единственно возможными. Но что происходит с человеческой психикой в момент, когда новое явление стремительно встраивается в жизнь? Есть ли опасность в интернет-покупках или одни преимущества?

«Маркетплейсы экономят время и ресурсы, оставляя пространство для жизни»

Есть ли опасность покупок в интернете?

Андрей Чернышев, психолог:

«Возможность делать покупки не выходя из дома мы высоко оценили и применили в ковидные времена. И так высоко оценили, что многим из нас не захотелось расставаться с привычкой даже сейчас, когда опасность миновала.

Безобидный и даже где-то радостный акт совершать действие в онлайн-магазине и потом получать покупки у порога дома не так безвреден, как кажется.

Здесь есть несколько психологических крючков:

● Маркетплейсы способны крепко держать в своих объятьях, и высасывать силы, как паук. Часто это чревато непомерными и ничем не оправданными тратами на шопинг. Порой человек неверно рассчитывает свои средства и необходимость покупки. Это во многом происходит потому, что деньги физически не присутствуют в продаже-покупке. Они карточные, виртуальные.

● Заказывая товары, мы видим их только на картинке, а реальность и фото могут отличаться. Если большие ожидание от покупки, например, наряд к празднику или подарок близкому человеку, разочарование может быть особенно болезненным. Кто-то воспринимает это спокойно, осознавая риски еще в момент заказа, но есть те, кто переживает слишком эмоционально. Например, дети. Если ребенок долго ждет покупку, а потом получает не то, испытывает сильное потрясение. Поэтому родителям лучше оградить детей от покупок онлайн.

● Когда заказ доставлен, у покупателя уже нет возможности, как в обычном магазине, выбрать другую вещь, примерить другой размер, дополнительно убедиться в качестве — это может стать стрессом не только для детей, но и для некоторых взрослых».

«Интернет-покупки расслабляют эмоционально и физически, так как поиск в каталоге легче, чем на полках в магазине»

Но нет ничего опасного в интернет-площадках, если подходить к ним с умом. Есть и неоспоримые преимущества.

Обычно продавцы маркетплейсов лояльны: можно совершить покупку, посмотреть на нее и отказаться по своим причинам. Риск минимальный, мы защищены юридически и от недобросовестности продавца, и от мошенничества. Сфера услуг постоянно совершенствуется, а дикая торговля уходит в историю.

Маркетплейсы помогают нам экономить время и другие ресурсы, благодаря комфортным вариантам доставки. Также покупки в интернете расслабляют эмоционально и физически, так как поиск в каталоге на сайте не так утомителен, как на полках в магазине.

Удобство и доступность товаров из любой точки страны и мира привлекает людей. Россияне покупают в интернете вещи для дома и дачи, электронику, технику, одежду и обувь, детские товары, продукты, косметику, сантехнику, строительные материалы и даже крупногабаритную мебель — раньше считалось, что ее нужно обязательно потрогать. Можно сказать, что интернет для многих стал основным местом покупок.

«Наш опрос показал, что 46% жителей больших городов практически полностью перешли на покупки в интернете»

Есть ли опасность покупок в интернете?

Александр Пономарев, генеральный директор компании «ТопМаркетплейс»:

«Современные люди видят огромное преимущество покупок онлайн. Можно стоять в пробке и заказывать продукты домой или ждать сына с тренировки и тут же выбирать ему новый спортивный костюм на сайте. Более половины покупателей маркетплейсов люди в возрасте от 25 до 44 лет. Это поколение, которое оценило возможность, например, не таскать ребенка по магазинам, чтобы подобрать одежду или не стоять вечером после работы в очереди в продуктовом. На мой взгляд отсутствие этих моментов заметно облегчает жизнь и сохраняет психику».

По опросам компании «ТопМаркетплейс» покупатели маркетплейсов выделяют такие преимущества онлайн-покупок:

- уровень цен,

- удобство получения заказа,

- скорость доставки,

- широта ассортимента,

- удобство выбора товара,

- интуитивно понятный сайт,

- качество и количество рекомендаций и отзывов,

- работа службы поддержки,

- представленность известных брендов,

- экономия времени.

Из минусов покупатели называют то, что каталог всегда доступен, а это значит, легко накупить лишнего. Но плюс в том, что от заказа можно отказаться в момент получения, а 1-2 дня доставки помогают все взвесить и принять окончательное решение.

«Для многих людей онлайн-шопинг — инструмент борьбы со стрессом»

Марины Кораблёва, психолог:

«На мой взгляд существует четыре группы людей, занимающихся шопингом:

1) Те, кто до сих пор предпочитают офлайн-шоппинг. Для них процесс похода по магазинам — это возможность заявить о себе и продемонстрировать себя. Они наряжаются, специально выделяют время, идут в торговые центры и возвращаются домой с большими пакетами. Поход в магазин для них – это способ повысить свой статус.

2) Те, для кого шоппинг – это возможность общения. Чаще всего это одинокие люди, которых особенно много среди старшего поколения. Их задача – структурировать время: обойти множество магазинов и потратить на это часть дня.

3) Люди с повышенной тревожностью и склонностью к депрессивным состояниям, которых сейчас особенно много. Для таких людей онлайн-шоппинг – это возможность избежать дополнительного стресса. Ведь им не нужно контактировать с людьми, не нужно стоять в пробках или ехать в общественном транспорте. Часто для таких людей новая вещь служит символов начала новой жизни.

4) Деловые люди с высоким уровнем самообладания. Они знают цену каждому часу, поэтому онлайн-шопинг для них – это прежде всего удобный инструмент, который позволяет сэкономить время. Также такие люди не подвержены импульсивным покупкам.

И отдельно я бы выделили жителей регионов. Они особенно активно пользуются услугами онлайн-магазинов, так как в небольших городах нет широкого выбора товаров, как в мегаполисах».

В своей жизни мы часто испытываем стресс, но далеко не каждый из нас использует медитацию или поход к психологу, чтобы расслабиться. Для многих людей инструментом успокоения служит шоппинг, в том числе в онлайн-формате. Например, во время жестких ковид-ограничений для многих он стал способом выживания.

Маркетплейсы — не опасное, новое изобретение человечества, а давняя практика, только в современном формате. Люди быстро привыкают к хорошему и удобному, поэтому будущее за маркетплейсами. С каждым годом сервис интернет-площадок будет совершенствоваться, в итоге плюсов для покупателя станет еще больше.

Начать дискуссию