Бюджетирование через замочную скважину
Как проверить, управляет ли организация своими финансами? Предлагаем вашему вниманию ряд вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет»:
- Задерживается ли в организации выплата заработной платы?
- Откладываются ли платежи поставщикам?
- Находится ли организация в состоянии постоянных кредитов?
- Уходят ли деньги как вода сквозь пальцы?
- Растёт ли чувство растерянности при отсутствии понимания, что делать для улучшения ситуации?
Если ответ «да» прозвучал хотя бы на один вопрос, это означает, что организация не управляет своими финансами. В этой ситуации думать над тем, почему так сложилось, не столь первостепенно, как оценивать, сколько времени осталось. И раз вы читаете эту статью, вы уже делаете первые шаги, чтобы взять финансы под контроль. По прочтении вы получите представление о том, как организовать бюджетирование – инструмент управления финансовым состоянием бизнеса.
С использованием бюджетирования становится понятным, насколько эффективно используются активы, что и почему приносит прибыль, когда и в каком размере будет приход денежных средств, в какой момент и на какую сумму перекредитовываться, как и в каком размере возвращать взятые кредиты. Вы будете знать это и ещё многое другое. Вы будете знать всё, что нужно для контроля и управления финансами своего бизнеса.
Мы не предлагаем очередную «волшебную таблетку», отнюдь. Мы предлагаем рабочий инструмент, как, к примеру, предлагали бы лопату: сама копать не будет, придётся прикладывать усилия. Что это означает? Для начала придётся серьезно потрудиться, чтобы построить свою систему бюджетирования. После необходимо приложить усилия для того, чтобы исправить ситуацию к лучшему, и уже после этого начнется работа над совершенствованием своей системы бюджетирования и приведением её в соответствие с растущими потребностями.
Усилий много, но, поверьте, чувство контроля над своими финансами того стоит.
Давайте поговорим теперь о самом бюджетировании. Что же такое «бюджетирование»? Как правило, лекции по выбранной тематике начинаются с определения понятий «бюджет», «бюджетирование», с описания преимуществ и недостатков его использования. Такой подход имеет место быть в научной школе, но если мы представим себя на месте обывателя, не сталкивавшегося с бюджетированием, сможем ли мы понять предложенные определения? Нам представляется, что выучить их можно легко, а вот понять саму суть — вряд ли.
С чего же тогда начать знакомство с бюджетированием? Проведем аналогию: как новичка знакомят с производственным предприятием? Для начала его проводят по подразделениям, цехам, отделам и т. д. Он видит работающих людей, начинает с ними знакомиться. Новичок в такой ситуации мало что запоминает, но у него рождается ощущение. Мы предлагаем пойти схожим путём: давайте заглянем, как выглядит бюджетирование на среднестатистическом предприятии. Сразу оговоримся, что это обобщенная картина, некий собирательный образ того, что мы наблюдали и продолжаемнаблюдать на протяжении практической деятельности.
Конец года. Планово-экономический отдел рассылает во все отделы Excel-формы для внесения в них плановых данных и показателей. Сотрудники отделов, назначенные ответственными за заполнение этих форм, вносят туда цифры. Таблички заполняются и возвращаются в планово-экономический отдел, который собирает бюджет. Генеральный директор вносит корректировки, и процесс начинается заново. Иногда доходит до того, что сотрудники не знают, по какому бюджету они живут – так много уже было предложено версий. Допустим, бюджет принят!
Обычный месяц N после принятия бюджета. Все работают, про бюджет не вспоминают как про страшный сон.
Конец квартала/Конец полугодия/9 месяцев. Планово-экономический отдел собирает фактические данные, все начинают бегать и суетиться.
Конец года. Планово-экономический отдел рассылает экселевские формы для заполнения … Таким образом, «день сурка» дал еще один виток.
А вот теперь можно поговорить про определения и цели.
Продолжение читайте в следующей статье.
ТелеграмБот — тут