Содействие занятости: как мы сделали три спецпроекта на одну тему и не выгорели
Как рассказать людям, которые остались без работы или хотят сменить сферу деятельности, о возможностях бесплатно обучиться и получить профессию с помощью государства, расскажет Даниил Лазарев, основатель и генеральный директор digital-агентства VIRUS
Забегая вперёд, скажем, что у команды VIRUS получилось реализовать задачу, поставленную Ворлдскиллс Россия. Нам удалось привлечь внимание людей и рассказать о возможности профпереподготовки при поддержке национального проекта страны и движения профессионального мастерства. Суммарно за 2021 год по программам движения по федеральному проекту «Содействие занятости» нацпроекта «Демография» прошли обучение более 56 тыс. человек, а 79% выпускников потом подтвердили свою занятость.
Нам поставили задачу в сжатые сроки донести информацию следующим группам целевой аудитории: женщины в декрете, мамы детей дошкольного возраста, люди предпенсионного и пенсионного возраста, безработные.
Для выполнения этой задачи, мы оперативно разработали общий информационный лендинг о программе, затем подготовили персонализированные промо-сайты для каждой из обозначенных групп целевой аудитории, которые впоследствии продвигали в социальных медиа. Мы можем визуализировать это примерно так:
Ниже расскажем подробнее, как мы сегментировали аудиторию, подбирали концепции, творили и продвигали спецпроекты, а также к чему это всё привело.
Анализ, креатив и комплексность
Перед тем как приступить к работе, мы попытались понять, что движет нашей такой разной аудиторией, что волнует её, что привлекает, а что, наоборот, не вызывает интереса.
В результате мы выделили то, что её объединяет, и то, что разъединяет. Из общего:
· каждому человеку важно, чтобы обучение проходило в его городе, желательно поближе к дому;
· чтобы по результатам обучения был выдан подтверждающий сертификат;
· чтобы помимо теории было много практики;
· и конечно, чтобы был выбор направления обучения.
Эта информация стала скелетом для всех спецпроектов: мы упорядочили её, логически распределили, написали понятным для каждой аудитории языком (где-то просто, где-то с примерами, а где-то с историей) и визуально обыграли.
Из разного:
· мамам малышей-дошколят важно, чтобы была возможность учиться из дома;
· людям из центра занятости — наглядные примеры того, что программа обучения работает и приводит конкретных людей к конкретным результатам;
· «серебряным» профессионалам — чтобы обучение было понятным и к ним относились с уважением.
Эти данные стали мышцами и связками наших спецпроектов: на них делался большой упор, они же повлияли во многом на выбор концепций.
В итоге для каждого спецпроекта мы предложили заказчику минимум три идеи реализации, несколько механик, а также дополнительные элементы дизайна. И уже из всего разнообразия вместе с Ворлдскиллс Россия выбрали самое понятное, яркое и уместное. Одним словом, то, что попало бы в цель. Об этом рассказываем ниже.
Ворлдскиллс МАМА
В спецпроекте для мам мы предложили использовать девушку-маскота. Она была не прилизанная и идеальная, а максимально живая как визуально, так и словесно. Мама двоих детей и профессиональный HR Саша — та самая подруга, чьим словам можно доверять. Она рассказывает о программе через призму своего опыта и предлагает карьерный тест, который должен помочь пользовательницам понять, кто они и чего хотят. Все вопросы теста связаны с детьми и интересами мам, а сама Саша одета в фирменную футболку проекта.
Поиск работы в историях
Второй спецпроект был тоже непростой задачей, так как охватывал все слои аудитории, которые вообще могли быть: ищущие работу граждане — это слишком размытое понятие. Мы задумались, что объединяет соседку по дому, мастера маникюра и преподавателя в колледже, мимо которого наш дизайнер проходит каждый день? Что может привлечь каждого из них? Ответ оказался прост — живые истории героев, прошедших переобучение, а также их коллег или работодателей. Такой наглядный пример: какие действия можно предпринять, куда прийти и чего в итоге достичь, закончив программу. А чтобы помочь будущим выпускникам определиться с карьерными возможностями, мы подготовили чек-лист в формате бэкстейджа, что уже сделали выпускники и что нужно будет сделать тому, кто решит переобучиться.
Активные и опытные
Спецпроект для активных и целеустремлённых людей, чьим единственным недостатком в глазах работодателя, увы, является возраст, занимает отдельное место в нашем сердце. Мы решили показать (и напомнить себе), что жизнь не заканчивается ни в 30, ни в 50! Отсюда появились вдохновляющие цитаты от мэтров труда и узнаваемый образ Королёва. В этом спецпроекте одной из трудностей было отсутствие живых фотографий, чтобы иллюстрировать прямую речь героев. Но трудности — это повод для нестандартного подхода, так появились анимодзи и диалоги-комиксы. А поскольку старшее поколение ценит не только красивую картинку, но ещё и практический подход, мы дополнили страницу советами для развития карьеры в современном мире — ведь проходить собеседование у молодого HR-специалиста гораздо продуктивнее по новой системе, а не по той, что была 20 лет назад.
И что в итоге?
За полгода на сайтах проекта побывало более 120 тыс. человек, суммарно за 2021 год по программам Ворлдскиллс Россия прошли обучение более 56 тыс. человек, а 79% выпускников потом подтвердили свою занятость. 66% из них устроились на новое рабочее место или сохранили текущее, 34% оформили статус самозанятого или стали ИП. На момент, когда мы пишем эту статью, программы Академии можно пройти почти в 1,5 тыс. центров обучения в 85 регионах России.
Напоследок хочется отметить, что интересно для других можно сделать только тогда, когда интересно тебе. И мы полюбили эти проекты как свои. К тому же всегда приятно видеть результат своей работы, но ещё приятнее осознавать, что люди, для которых ты стараешься, получают пользу.
А где сайт по переподготовке?