Вправе ли банк приостановить выплату гарантийной суммы по просьбе бенефициара на длительный срок?

В практике возникла интересная ситуация: бенефициар, направивший банку требование о выплате по банковской гарантии, просит приостановить (задержать) выплату на 30 дней, поскольку ему стало известно об исполнении принципалом перед ним всех обязательств и он должен принять это исполнение полностью или в части. От принятия исполнения обязательств принципалом зависят действия банка по осуществлению выплаты по гарантии.

Гражданским законодательством предусмотрено право гаранта задержать платеж на 7 дней по собственной инициативе. Может ли он продлить приостановление до 30 дней во избежание неправильно произведенной выплаты по гарантии?

Банковской гарантией признается независимая гарантия, выпущенная банком.Общая схема гарантийных обязательств выглядит примерно так (пошаговая схема, которую я привожу, взята на просторах интернета):

Вправе ли банк приостановить выплату гарантийной суммы по просьбе бенефициара на длительный срок?

Для получения выплаты по гарантии бенефициар направляет в банк требование и приложенные к нему документы. Гарант их рассматривает в течение 5 дней и, если признает требование надлежащим, производит выплату. При этом, условиями гарантии может быть предусмотрен другой срок рассмотрения требования, не превышающий 30 дней (п.2 ст. 375 ГК РФ).

Если требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии или предоставлены по истечение срока действия гарантии, банк отказывает гаранту. При истечении срока и отсутствии оснований для отказа гарант производит выплату по гарантии (п.п.1, 5 ст. 376 ГК РФ). В ряде случаев (подозрений, что предоставленные документы недостоверны, обязательства принципала перед бенефициаром выполнены и бенефициар это выполнение принял и иных) гарант вправе приостановить платеж на срок до 7 дней, по истечение которых принимается решение о выплате или отказе в платеже по гарантии (п. 2 ст. 376 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации возникает конфликт между экономическими интересами банка (продлить приостановление, а в случае принятия бенефициаром платежа от принципала отказать в выплате по требованию) и формально-юридическими обязанностями по гарантии (приостановление на 7 дней + платеж).

В отличие от зарубежной практики, допускающей продление срока действия гарантии по просьбе бенефициара и отсрочки платежа на 30 календарных дней (ст. 23 Унифицированных правил URDG 758), российское законодательство не имеет такого регулирования. Банк не вправе по просьбе бенефициара продлить приостановление платежа на срок, свыше 7 дней. Если бенефициар не успеет разрешить вопрос с приемкой исполнения от принципала в этот срок, он вынужден будет произвести платеж по гарантии.

Разумным выходом из данной ситуации может стать отзыв бенефициаром своего требования по гарантии и, если по истечении 30 дней исполнение принципала не будет им принято, повторно выставить требование по той же банковской гарантии».

Начать дискуссию