Друзья и родственники в бизнесе

<p>Чем рискует собственник, вовлекая в работу компании «своих»</p>

Чем рискует собственник, вовлекая в работу компании «своих»

«Пустил козла в огород!» – сокрушается Иван, владелец небольшой фирмы, осуществляющей доставку еды собственного производства.

Пару месяцев назад по просьбе сестры он принял в компанию своего племянника на должность доставщика. Родственник оказался не самым добросовестным работником: постоянно опаздывал, нередко привозил еду в ненадлежащем состоянии и был неаккуратен в обращении с рабочим автомобилем. Стали поступать жалобы от клиентов. Иван вызвал племянника на серьёзный разговор. Племянник пообещал исправиться и действительно стал работать лучше. Однако спустя какое-то время ситуация повторилась и даже усугубилась. Число недовольных клиентов возросло, это повлекло за собой значительные убытки. В результате Ивану пришлось пожертвовать родственными связями и уволить племянника.

Признайтесь, на месте Ивана оказаться никому не хочется. Поэтому первый вопрос, который вы должны задать себе, прежде чем принять на работу кого-либо из близкого окружения: «Как я буду его увольнять?». Если вы твёрдо уверены, что проблем с этим не возникнет – смело нанимайте. Если подозреваете, что такой исход может причинить вам дискомфорт в моральном плане, от этой идеи лучше отказаться.

Почему? Давайте разбираться.

Для начала следует понять, как вообще люди из близкого окружения собственника появляются в бизнесе. Чаще всего это происходит, когда компания достигает внушительных масштабов, и он [собственник] уже не может самостоятельно контролировать работу всех подразделений. Именно тогда возникает потребность в заместителе и/или руководителе, которому бы он мог делегировать часть своего функционала.

К отбору кандидата на руководящую должность собственник подходит с особым вниманием, поэтому нередко его выбор падает на знакомого человека – того, кому он может доверять.

Друзья и родственники в бизнесе

Мы плавно подошли к одной из наиболее распространённых причин появления друзей и родственников в бизнесе.

1. Доверие

«Я его знаю, мне будет легко с ним работать, он не подведёт», – полагает собственник, не задумываясь о возможных рисках (о них мы поговорим чуть позже). Конечно, в том, что мы привыкли априори доверять тем, кто связан с нами родственными узами или многолетней дружбой, нет ничего зазорного. Вопрос здесь в другом – в компетенциях, опыте и знаниях этого человека. Почему-то в момент принятия решения эти важнейшие характеристики отодвигаются на второй план.

«Он хороший, толковый парень – разберётся в процессе!».

Это в корне неверный поход. Потому что «хороший парень» – это не профессия, а его «толковости» может не хватить для успешной работы в сфере вашего бизнеса.

2. Жалость и желание обеспечить близкого человека работой также подталкивает собственника к кумовству.

Именно жалость и стремление помочь побудило Ивана, чью историю мы рассказали в начале статьи, принять на работу близкого родственника. Чем это закончилось, вы уже знаете.

В этом и состоит самая большая трудность – вы в курсе жизненной ситуации человека, вы искренне сопереживаете и хотите ему помочь, поэтому готовы закрывать глаза на его оплошности и отсутствие нужных вам навыков. При этом страдает вся команда, а значит, и бизнес в целом.

«Как же я его уволю, когда у него дома семеро по лавкам? На что он будет жить?».

А на что будете жить вы, если потеряете бизнес?

Помните: если вы всё-таки решились проявить милосердие и приняли на работу своего друга или родственника, следует заранее обговорить условия:

«Я тебя сейчас нанимаю на равных условиях с другими кандидатами. Пойми, я не могу подводить свою команду, и если у тебя здесь не получится добиться нужных результатов, нам с тобой придётся попрощаться».

3. Наследие и кровные узы

Представьте себе ситуацию: собственник устраивает на руководящую должность свою супругу или сына/дочь. Однако, согласно организационной структуре компании, над ними стоит генеральный директор. Как ему при таком раскладе влиять на эффективность их работы в случае недобросовестного исполнения ими должностных обязанностей? Он поневоле оказывается меж двух огней: с одной стороны – собственник, с другой – его ближайший родственник.

Если возникнет конфликт, собственнику придётся разрешать его самостоятельно – то есть погрузиться в оперативку и отвлечься от своих основных функций.

Решение данной ситуации идентично тому, что мы озвучили в предыдущем пункте. Если родственника спускают генеральному директору «сверху», тогда и все вопросы найма и увольнения должны полностью перейти в функционал руководителя. И об этом тоже следует договариваться «на берегу».

Решение данной ситуации идентично тому, что мы озвучили в предыдущем пункте. Если родственника спускают генеральному директору «сверху», тогда и все вопросы найма и увольнения должны полностью перейти в функционал руководителя. И об этом тоже следует договариваться «на берегу»

Анна Шумайлова, директор кадрового агентства Life Job, эксперт академии по вопросам персонала

___________________________________________________________________________________

Делитесь в комментариях своим мнением по данному вопросу.

Проведите диагностику вашего бизнеса с экспертом Академии, записаться можно по ссылке https://strateg-academy.com/diagnostics/?

22
Начать дискуссию