Проверки бизнеса в 2025 году: важные изменения

В конце декабря 2024 года были приняты масштабные поправки в ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», меняющие некоторые правила проведения проверок бизнеса. Изменения уже вступили в силу, поэтому компаниям следует учесть их при планировании своей деятельности. Рассмотрим наиболее значимые нововведения.

Новые основания для проведения проверок

В ст. 57 появились новые поводы для инспектирования бизнеса:

  • Компания начала свою деятельность без предварительного уведомления уполномоченных органов, без лицензии или без предоставления в ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений для регистрации в указанной системе. В частности, уведомлять о начале своей деятельности должны кафе, рестораны, производители различных продуктов питания и прочие компании, указанные в ст. 8 294-ФЗ. Если проверка началась по этому основанию, необходимо уведомление прокуратуры в течение 24 часов.
  • Организация уклоняется от проведения обязательного профилактического визита. Проверка требует предварительного согласования с прокуратурой.

Также проверка в связи с наличием индикаторов риска выделена в отдельный пункт.

Конкретизированы правила оценки инспектором сообщений о причинении вреда или угрозе причинения такого вреда

Контрольно-надзорное мероприятие будет проведено при наличии достоверных данных о причинении вреда или угрозе его причинения:

  • жизни и здоровью граждан;
  • обороне страны и безопасности государства;
  • окружающей среде, если такие деяния влекут административную ответственность;
  • объектам культурного наследия.

Проверки грозят и в случае нарушения лицензионных требований, при массовом обращении работников в связи с невыплатой им зарплаты, при существовании угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также в некоторых других случаях.

В указанных ситуациях предварительное согласование проверки с прокуратурой не требуется, но она должна быть уведомлена о ней в течение 24 часов.

Уточнены правила проведения обязательного профилактического визита

Обязательный профвизит проводится:

  • В отношении объектов, отнесенных к определенной категории риска. При этом количество таких визитов не должно превышать значений, указанных в ст. 25. Например, инспекторы могут посещать предприятия, отнесенные к группе чрезвычайно высокого риска, минимум 1 и максимум 2 раза в год.
  • В отношении компаний, предоставивших уведомления о начале осуществления определенных видов деятельности. Инспекторы должны посетить такие организации в течение 6 месяцев с даты предоставления уведомления.
  • При наступлении события из программы проверок (если это установлено федеральным законом о виде контроля).
  • По поручению Президента РФ, Председателя Правительства РФ или его заместителя и других должностных лиц.

Данный список не окончательный — иные случаи проведения профилактических визитов устанавливаются Правительством РФ.

В рамках осмотра инспектор может истребовать необходимые документы, произвести отбор проб, организовать проведение экспертизы, испытания, инструментального обследования. Проверяемая компания не вправе отказаться от данного мероприятия.

По окончании проверки составляется акт, с которым должна быть ознакомлена компания.

Возможность заключения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований

В законе появилась ст. 90.2, предусматривающая возможность заключения проверяемой компанией, в деятельности которой обнаружились нарушения, соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований с контрольным (надзорным) органом. Оно будет доступно только в случаях, когда выявленные недостатки не могут быть исправлены одномоментно. Соглашение подлежит согласованию с прокуратурой, а компания не вправе отказаться от его исполнения.

В ближайшем времени Правительство должно определить круг лиц, имеющих право на заключение соглашения, а также проработать порядок его заключения, изменения, продления и расторжения.

Компания вправе не пустить инспектора на объект при отсутствии штрих-кода

В соответствии с п. 7 ст. 36 Закона, компания вправе отказать инспектору в доступе на объект, к документам и в принятии иных мер по проведению мероприятия, если на предоставленных им документах отсутствует штрих-код, обеспечивающий переход на страницу КНМ в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Это основание не применяется, если принятие решения о его проведении не требуется.

Использование мобильного приложения «Инспектор»

В Законе уточняется, какие мероприятия могут проводиться с использованием мобильного приложения «Инспектор». В их числе — инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр. Также «Инспектор» может применяться в профилактических визитах.

Приложение допустимо использовать при осмотре, досмотре, опросе, экспертизе, эксперименте.

Сокращены сроки рассмотрения досудебных жалоб

Жалоба компании должна быть рассмотрена уполномоченным органом в течение 15 дней с момента ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования. А по жалобе на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска ответ должен быть дан еще быстрее — в течение 5 рабочих дней. Продление сроков не допускается.

Необходимо отметить: ранее максимальная продолжительность рассмотрения жалоб равнялась 20 дням с момента их регистрации. Разрешалась пролонгация этого срока.

Таким образом, новый закон содержит нормы, как смягчающие, так и отягчающие положение проверяемых фирм. Специалисты компании «СКП» в курсе всех последних изменений: опытные адвокаты пресекут нарушения со стороны контрольных (надзорных) органов, а также помогут снизить или полностью устранить негативные последствия проверочного мероприятия.

Начать дискуссию