Сторителлинг от Шварцнеггера. Как за 3 минуты войти в доверие, рассказать всю правду о войне и призвать к действиям
NB: Разбор видео-обращения Арнольда Шварцнеггера носит исключительно образовательный характер (разбор риторических конструктов) и ни в какой форме не транслирует политическую или любую иную позицию!
Что будет, если в лоб заявить: ребята, вас обманули, всё, что вы делаете – ужас и преступление? Ответ очевиден: ты кто такой и почему имеешь право говорить об этом?
Структура любой профессионально подготовленной публичной речи имеет конкретный посыл и определенную структуру, помогающую «достучаться» до аудитории. На примере видео-обращения Шварцнеггера я постараюсь продемонстрировать, как работают риторические приемы, а заодно мы все поучимся составлять сильные речи.
Классическая структура речи включает в себя несколько шагов:
0. Этап «ноль». Анализ задач, аудитории, стереотипов.
На базе этапа «ноль» строится речь:
1. Этап «начало выступления». Задача – захватить внимание, вызвать доверие.
2. Этап «проблема». Задача – сформулировать ключевой вопрос сообщения.
3. Этап «решение проблемы». Задача – предложить варианты решения проблемы (боли).
4. Этап «выводы и рекомендации» существует, чтобы подвести некую черту, коротко отрезюмировав сказанное.
5. Этап «призыв к действию». Задача – побудить аудиторию к конкретным действиям (которые ритор четко проговаривает).
Итак, посмотрим на речь Шварцнеггера. Какую задачу ставит выступающий и до кого хочет достучаться? Аудитория – русский народ, в особенности, солдаты, участвующие в конфликте, и слои населения, сочувствующие одной из противоборствующих сторон («сообщение к тем россиянам, которые выходили и выходят на улицы против вторжения в Украину»). Задача так же явно обозначена: «Давайте я вам расскажу. На самом деле…», ритор хочет изменить точку зрения аудитории, сделать так, чтобы группа «А» начала иначе воспринимать ситуацию «Б».
Чтобы войти в доверие и завладеть вниманием аудитории герой использует несколько риторических приемов. В частности:
· Благодарит, что зритель (даже сидящий в грязной холупе и сгорающий от безделия) нашел время для прослушивания месседжа: «Здравствуйте! Спасибо, что уделяете мне время.»
· Сразу обозначает аудиторию, вводя оценочный конструкт «друзья»: «Хочу обратиться к моим российским друзьям и российским солдатам».
· Закладывает интригу: «Должен рассказать о событиях, которые от вас скрывают…».
· Вводит образ героя, где ещё ребенком 14 летний Шварцнеггер едет в Вену на чемпионат по тяжелой атлетике и знакомится с Юрием Петровичем Власовым, тяжеловесом, впервые на планете взявшим вес в 200 кг.
Согласитесь, уже начинаешь симпатизировать ритору. Тут не только разворачивается сюжет американской мечты, истории маленького мальчика, который потом стал мировой кинозвездой, а заодно и сенатором Калифорнии, но и обожествляется богатырь из России: «И вот я, 14 летний мальчик, стою перед сильнейшим человеком в мире… Я вернулся домой и повесил его портрет над кроватью для вдохновения.»
В соответствии с классическим сюжетом построения экшена, вводится антигерой, которым становится отец Арнольда и которого нужно победить (добро обязательно победит зло). Отец просит Арни снять портрет Власова и заменить его на немецкого или австрийского кумира-тяжеловеса. Ведь отец Шварнеггера воевал в частях Вермахта под Линенградом, был там ранен.
Усиление - возвышение объекта, к которому обращается Шварцнеггер, «великий город и отважный народ»: «Он был ранен в Ленинграде, где нацистская армия, в которой он служил, нанесла невосполнимый ущерб тому великому городу и его отважному народу». Куда деваться, все мы любим комплименты.
Сторителлинг от Арни продолжается. Вот она, развязка мелодрамы, юный герой побеждает: «Но я не снял фотографию со стены. Мне было все равно, под каким флагом Юрий выступал».
И еще одно усиление – снова используются технология стереотипов (см. Уолтера Лиммпана, книга «Общественное мнение»; У. Липпман – автор термина стереотип и один из отцов-основателей PR и пропаганды; грамотный реферат по книге по ссылке ниже): «Кстати, на этом мои связи с Россией не закончились...». Бодибилдинг и съемки в Красной жаре.
И снова о русском Власове, с которым Арни провел целый день в Москве: «Он был таким чутким, таким добрым, и таким умным. И, конечно же, очень щедрым. Он подарил вне эту красивую синюю кружку. С тех пор я пью из неё кофе каждое утро». Само собой разумеется, что кружка, из которой без малого пол века ежедневно пьют кофе не может разбиться или надоесть. Это, кстати, тоже прием – овеществление связи. Представляется доказательство (со свечкой рядом никто не стоял), после чего немногие сердца смогут устоять перед обаянием и открытостью ритора.
Ну и вишенка на торте, вечные ценности, широта русской души и переход к этапу 2, обозначение проблемы: «С тех пор, как мне было 14 лет, у меня не было ничего, кроме привязанности и уважения к народу России. […] Сила и сердце российского народа всегда вдохновляли меня. Вот почему я надеюсь, вы позволите сказать вам правду о войне на Украине.»
Снова ��силение – проводится параллель между текущими событиями, которым посвящено выступление, и волнениями в Штатах: «Позвольте вам напомнить, что я это говорю вам с той же искренней заботой, с которой я говорил с американским народом, когда произошла попытка мятежа 6 января прошлого года». Мол, я всегда за правду, проверяйте.
Больше 3 минут Шварцнеггер готовит почву для основного месседжа, умело работая со стереотипами аудитории. Браво! Всё как по ноткам, верю.
Далее уже обозначенный этап 2, «Проблема», которой посвящена речь специалиста: «Знаете, случаются моменты, когда нельзя молчать. С вашим правительством то же самое. Я знаю, что ваше правительство вам говорит, что эта война для денацификации Украины. Денацификации Украины? Это неправда. Украина – страна с президентом еврейского происхождения, у отца которого всех трех братьев убили нацисты».
Используются простейшие как бы доказательные схемы – раз есть еврейская кровь, значит такой человек не может вредить. А очередное зернышко псевдо доказательства падает на пашню возбужденных умов.
Усиление этапа 2 «Проблема» - вводится сегментирование аудитории. Есть «мы» (за правду) и «они» (которые управляют и врут). Классическая схема разделяй и властвуй: «Украина не начинала эту войну. Её начали не националисты и неонацисты. Власть имущие начали её. Это не война российского народа. Нет! Давайте я вам расскажу. На самом деле…», «Я с тяжелым сердцем говорю вам, что тысячи российских солдат убиты. Они оказались между украинцами, сражающимися за свою родину, и российским руководством, воюющим ради завоевания».
В дополнение несколько тезисов, где используются максимально резонансные и чувствительные для любого нормального человека события:
· 141 государство проголосовало за признание агрессором.
· Весь мир отвернулся… Почти 3 миллиона беженцев.
· Целые кварталы разрушены, включая детскую больницу и роддом («Когда я смотрю, как из руин вытаскивают маленьких деток…»).
· Вам не говорят о последствиях для самой России. Введены санкции, все страдают.
· Российское правительство лжет, сказав, что пойдут воевать с нацистами, кто-то на учения, кто-то, что россиян встретят с цветами. И все это неправда.
· И снова стереотипы, ценность семьи: «Российские солдаты столкнулись с отчаянным сопротивлением украинцев, которые хотят защищать свои семьи и свою страну. Это факт.»
Завершая 2й этап речи «Проблема», ритор производит закольцовку сообщения, возвращается к ранее созданным образам, в частности, отца, совершившего ошибку: «Когда мой отец приехал в Ленинград, он был донельзя накачан ложью своего правительства. Когда он уехал из Ленинграда, он был сломлен физически и морально. Он прожил всю оставшуюся жизнь с болью. С болью от сломанной спины. С болью от шрапнели… С болью от вины, которую чувствовал».
Далее Шварцнеггер осуществляет плавный переход к этапу 3 и 4, где ритор предлагает решение проблемы и призывает аудиторию к действиям.
Прямое обращение к целевой аудитории «Российские солдаты, которые слушают это сообщение. Вы уже знаете большую часть правды, о которой я говорю… Я не хочу, чтобы вы были сломлены, как мой отец. Это не та война для защиты России, на которой воевали ваши дедушки и прадедушки. Это незаконная война» усиливается страхом конкретного «солдата»: «Ваши жизни, ваши конечности, ваше будущее жертвуется ради бессмысленной войны, которую осуждает весь мир.»
Выступающий повторно взывает к ценностям семьи. Запускается один из мощнейших стереотипов человека (семейный) и снова овеществление войны через снижение абстракции (не война вообще, а «каждая пуля»).
Известен эффект: посттравматический синдром в меньшей степени касается тех родов войск, которые не видят воочию ужасы войны. То есть летчик, скинувший бомбу, будет плохо понимать бледность пехотинца после успешной атаки и дымящихся развалин: «Те солдаты, которые слушают меня сейчас, помните, что у 11 миллионов россиян есть родня в Украине. Каждая ваша пуля летит в чьего-то брата или чью-то сестру. Каждая бомба, каждый заряд, которые падают с неба, падают не на врага, а на школу или больницу, или на чей-то дом».
Ближе к окончанию речи ритор призывает к действиям, давая четкие инструкции что и как необходимо сделать, ведь выступление имеет цель: «Я знаю, что российский народ не в курсе сейчас о том, что происходит. И я призываю российский народ и российских солдат понять, что это все пропаганда и дезинформация. И я прошу вас помочь распространить правду. Расскажите вашим соотечественникам дома о человеческой катастрофе, которая происходит в Украине».
Окончание речи на возвеличивании «героев», которые борются за справедливость. Ритор бьет в самое яблочко лояльной аудитории, сравнивая их поступки с введенным на старте речи советским спортсменом: «А теперь позвольте мне закончить сообщением к тем россиянам, которые выходили и выходят на улицы против вторжения в Украину. Миру увидел вашу смелость. Мы знаем, что вы страдаете от последствий вашей смелости. Вас задерживают, вас сажают, вас бьют. Вы мои новые герои. У вас сила Юрия Петровича Власова. У вас настоящее сердце России.»
Последняя фраза – подключение ещё одного социального триггера, религии: «Дорогие мои российские друзья, да благослови вас господь!». Стоит отметить, что этот тезис скорее всего направлен на западную часть аудитории (США, прежде всего), являющуюся более набожной, чем славянская аудитория.
Резюме:
· Речь Шварцнеггера цепляет, запоминается, звучит органично и естественно.
· Ритор использует стандартную структуру выступления (см. выше), щедро снабжая речь яркими примерами, попадающими в стереотипы аудитории. Одно из свойств стереотипа, он домысливается адресатом тем глубже, чем точнее попадание в ценность аудитории.
· Большое внимание Арнольд уделяет началу речи, где он более 3 минут зарабатывает кредит доверия. Обращу внимание – это около трети времени всей речи.
· Для усиления эффекта ритор использует прием закольцовки, когда зритель возвращается к изначально заданному образу советского богатыря Власова, через который транслируется истинность и всего, что было сказано.
С уважением
P. S. По указанному лекалу каждый может попробовать составить свою речь или, например, сформулировать ответ герою. Не забывайте о стереотипах тех, к кому вы обращаетесь. И старайтесь говорить на их языке, то есть приводить примеры, образы понятные для конкретной аудитории.
Ссылки на использованные картинки:
Выступайте красиво!