Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель⁠⁠

Цикл статей: "Гравицапа для бизнеса"
Автор: Фабрин Максим
Должность: Руководитель отдела разработки, внедрения и развития ПО «Лавка Технологий»
Время чтения:~5 минут

Предисловие:
Описанные события могут быть приукрашены, но отличаются технической точностью и достоверностью.
Все совпадения с реальными людьми, событиями или компаниями случайны.

.

А В ЧЕМ, СОБСТВЕННО, ПРОБЛЕМА?

Лет эдак в 20 я, как и многие другие, устраивался на работу…

Ничего интересного на тот момент мне рынок предложить не мог, а быть «свободной кассой» очень не хотелось.
По справедливости, дело было не в рынке, а в том, что я ничего не умел, но речь не об этом :)

Судьба закинула в Retail, связь с которым сохранилась до сих пор.

Уже тогда я задумывался, для чего крупные федеральные сети ставят рядом два абсолютно одинаковых магазина?
Да и вообще, по какому принципу происходит выбор точки установки?
А поставщики, как они определяют куда надо ходить?
Не пальцем же в небо они точки выбирают!

Это потом, когда оброс связями и поумнел, мне рассказали, что действительно "не пальцем", а через гадание на кофейной гуще – говорят так эффективнее :)

Давайте для примера возьмем маленький кусочек такого небольшого города как Ростов:

Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель⁠⁠

На квадрат 350*350 метров натыкано 11 магазинов.
11 Карл!
Из них 4 сетевых и 7 розничных…ну и куда идти представителю, например, мясной продукции?
Казалось бы, ответ очевиден – в сетевой магазин!
Да вот все не так просто.

ДЬЯВОЛ В ДЕТАЛЯХ

Те кто работал с розницей знают, что иногда внешне непримечательный магазин качает такие объемы, что любая сеть позавидует.

Но как узнать качает магазин или нет?
Кто-то скажет: "через Поставщика"!
А если магазин закупается не у вашего поставщика?
А если представитель Поставщика "расписывает" объем на соседние точки, чтоб выполнить план и фальсифицирует отчетность?
А если точка мелкая, но отгружается из локального РЦ на который ваш поставщик грузит вагон сразу?
Короче одна сплошная боль…

И самое главное, что никто не знает трафика соседей, не будешь же ставить к каждому входу по аудитору.
Да и человеческий фактор никто не отменял.
А то, что покупатель зашел в магазин вообще не означает, что он что-то купит.

Вот был когда-то в Москве такой магазин «Елисеевский», его все любили.
В нем были элитные POS материалы, но втихаря его называли "Магазин-Музей", потому что покупательский трафик там был нулевой, в отличии от трафика обычного :)

Ну ладно, пусть даже у магазина можно поставить по человеку.
А как замерить трафик АЗС на трассе в Сибири, с режимом работы 24/7, командировку сотруднику оформить, поставить палатку и отправить жить в лесу у АЗС?

Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель⁠⁠

2 ГОДА НА ПОДУМАТЬ

Для меня, как руководителя отдела разработки и внедрения ПО, эта задача была серьезным вызовом.
Были испробованы разные варианты решений, расскажу лишь о некоторых.

Самый логичный был поискать данные в открытых реестрах, должна же быть какая-то налоговая отчетность.
Но оказалось, что легче найти информацию о среднем чеке и обороте всей сети, чем о трафике конкретного объекта.

Ок, "умный в гору не пойдет" сказали мы себе и пошли в ОФД.
Там нас обрадовали тем, что могут оооочень много дать интересного, кроме детализации до объекта.

"Может постучимся в ФНС?", - подумали мы.
Постучались, есть открытое API, но по нашей задаче все закрыто :)

Покурили, подумали, снова покурили, позвонили по телефону и тут озарение!
Сотовая связь!
Она всегда трекает людей, а значит, используя обезличенные данные можно отследить точный трафик магазинов!

МТС, Билайн, Теле2, Мегафон…со всех концов один и тот же ответ – детализация до сотовой ячейки, то есть до квадрата 300*300 метров примерно.

Возьмем старую картинку, наложим квадрат 300 на 300 и грустно всплакнем:

Трафик, посещаемость или как угадать куда ходит покупатель⁠⁠

Вместо трафика точки мы получили солянку из трафика домов, розницы, сетей и мимо проезжающих автомобилей…

Горячая голова предложила купить данные на черном рынке,
мы предложили ей купить УК РФ :)

Данные должны быть такими, чтоб их источник был полностью легален и общедоступен.
Без взломов, слитых баз и тому подобной ерунды.

Ну, предположим, купим мы слитую базу – а дальше что?
Она же статична, непроверяема (так как за прошлый период), а каждое обновление встанет в золотую копеечку.

Так в последовательных поисках решения и переговорах с разными поставщиками прошло 2 года…

КУКУШКА УЕХАЛА, СЛЕДОМ ТРОНУЛСЯ И ПОЕЗД

Кто такие программисты?
В большинстве своем – это люди с нестандартным мышлением и диким полетом фантазии…и это на трезвую голову :)

Именно так в один из дней мы с коллегами употребляли... кефир :) ... и думали, как еще можно подойти к задаче.
И так пробовали, и эдак, всегда находился какой-то стоп-фактор.

«Хорошо было бы, - сказал Вася, - если бы можно было просто прийти в точку и спросить, а сколько у вас трафик в неделю/месяц?
И чтоб они прям точно ответили, что недельный трафик Х человек, как в базу данных заглянул!
Proof-версия ответа!

Но чтоб данные были точные, как в ФНС, а не это ваше "примернопятнадцатьчеловек"!
И чтоб дешево и легально!»

Все посмеялись, но, как это часто бывает, на следующий день было готово описание «кефирного концепта» техническим языком.

И именно так, как его описал Вася!Слово в слово…

КОНЦЕПТ РЕШЕНИЯ И ИТОГИ ЗАПУСКА
Выглядел он так:
а) Редкий и короткий визит в точку (если необходимо)
б) Данные на базе данных ФНС/ОФД для исключения фальсификаций
в) Данные исключительно электронные, без участия человека. По крайней мере так, чтоб он не мог повлиять на результаты.
г) Возможность менять период среза в зависимости от потребностей Клиента
д) Полная прозрачность и проверяемость любых данных любой точки.
Не "за вчера", а за "завтра".
Чтоб клиент мог взять выгрузку 1С в лояльной точке, а мы могли дать наши данные.
И они должны совпасть.

Как это не странно, нам пригодилась вся та экспертиза, которую мы по крохам собирали 2 года.
Недостаток любого компонента приводил к тому, что мы не могли увидеть единственно верное решение.
И связь, и кассовые узлы, и API ФНС/ОФД, и работа с розницей, и работа с сетями…

Еще 2 месяца мы занимались реализацией алгоритмов обработки данных, готовили разные варианты баз данных для оценки, проверяли трафик разных объектов, чтоб понять где же границы технологии.
Даже несколько опросов в чат-бот запустили, чтоб проанализировать спрос на продукт.

Естественно, что рассказать детали реализации я не могу.
ЯП: Javа
Сервер в 2 ядра и 4 Гб RAM
, т.е. никаких новомодных ИИ в данном случае не потребовалось.

Как итог получили портал с интерактивной картой, графиками, отчетностью, и прочими интересными плюшками.
Ниже несколько скринов из системы, чтоб не быть голословным.

Деление на категории в основном отчете
Деление на категории в основном отчете
Унификация написания адресов объектов
Унификация написания адресов объектов
Интерактивные графики по собранным данным
Интерактивные графики по собранным данным
Интерактивная карта с указанием трафика (и не только)
Интерактивная карта с указанием трафика (и не только)

ИТОГО
Получился сервис, который делает чужой трафик прозрачным, как стекло.
Быстро, полезно, приятно и относительно недорого.
Сам сервис прошел Альфу, сейчас находится в Бета-тесте.

Заявки на подключение к Бете принимаем,
но оставляем за собой право отказать без объяснения причины :)

_/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\__/\_
Остались вопросы?
Welcome в личку или коменты :)

11
Начать дискуссию