Кто такой Product Manager и с чем его хантят?
Продакт-менеджер (product manager, PM) – достаточно новая и очень популярная профессия. В этой статье мы постараемся ответить на волнующие всех вопросы: кто же он такой, почему ему столько платят и какие навыки требуются. Также мы поделимся hr-исследованием рынка и расскажем, насколько продакт-менеджер сейчас ему нужен. Итак, давайте начнем!
Кто такой продакт-менеджер?
Продакт-менеджмент – это система управления, с помощью которой создают и выпускают новый продукт, поддерживают и развивают его. А продакт-менеджер управляет всем процессом его создания с нуля и до его завершения.
Продакт придумывает, планирует, создает, запускает и совершенствует продукт. Если просмотреть сотни вакансий и провести анализ, становится понятно, что продакт-менеджер – специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования.
Немного из истории…
Продакт-менеджмент как дисциплина зародился в США в 1930-х годах в компании Procter & Gamble. Эта компания одна из первых начала системно управлять своим продуктом на протяжении всего его жизненного цикла, разделив маркетинг на две отдельные функции: управление брендом и управление продуктом.
В рамках управления продуктом были разработаны процессы и методики, которые позже стали называться продакт-менеджментом. Но необходимо отметить, что некоторые элементы продакт-менеджмента (например, управление жизненным циклом продукта) использовались в бизнесе еще раньше.
HR-исследование рынка продакт-менеджеров
Онлайн-университет ProductStar, лидер рейтинга Smart Ranking за I квартал 2022 года по темпам роста бизнеса в сегменте цифровых профессий, и служба исследований крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru представили результаты исследования рынка продакт-менеджмента России.
Исследование показало, что спрос на специалистов по продукту в 2022 году достиг максимума с 2017 года.
Количество вакансий на позицию product manager (PM) ежегодно растет в среднем на 14%, в Москве этот рост опережает общероссийский на 2 процентных пункта. В 2017 году компании искали 8 600 продактов, к 2020 году показатель превысил 12 000 вакансий. Только за первую половину 2021 года общее количество открытых вакансий продакт-менеджеров в России составило 8 400.
Москва занимает первое место по открытым вакансиям продакт-менеджеров. Также сегодня продуктовый подход интересует компании в Санкт-Петербурге, Новосибирской, Московской, Свердловской областях и Татарстане. За первые пять месяцев 2022 года в Москве компании открыли более 4 500 вакансий PM на hh.ru. В 2017 году показатель открытых вакансий продакт-менеджеров в столице не превышал 4 300.
Зарплатные предложения на рынке:
- до 100 000 ₽ – 12.52% вакансий
- от 100 000 ₽ до 150 000 ₽ – 10.05% вакансий
- от 150 000 ₽ до 200 000 ₽ – 12.17% вакансий
- от 200 000 ₽ до 250 000 ₽ – 17.81% вакансий
- от 250 000 ₽ до 300 000 ₽ – 14.99% вакансий
- от 300 000 ₽ до 350 000 ₽ – 15.17% вакансий
- от 350 000 ₽ до 400 000 ₽ – 10.58% вакансий
- от 400 000 ₽ – 6.7% вакансий
На что обращают внимание при приеме на работу
При приеме на работу продакт-менеджера компании наибольшее внимание обращают на следующие навыки соискателя:
- Управление продуктом выделили как ключевую экспертизу 19% работодателей.
- Вторым преимуществом хорошего специалиста компании считают умение вести активные продажи— так ответили 17% работодателей.
- В тройку наиболее важных навыков входит знание английского языка – 12% компаний указали это требование в вакансиях продакт-менеджеров.
- Также компании охотнее возьмут на работу сотрудника с опытом управления проектами, готовностью работать в команде и знанием маркетинга.
Таким образом, можно сделать вывод, что спрос на специалистов по продакт-менеджменту будет всегда.
Почему продакт-менеджер будет востребован в России?
На данный момент в России стали недоступны многие сервисы, к которым мы все так привыкли: корпоративные мессенджеры, сервисы бесконтактной оплаты, CRM-системы, стриминговые сервисы. И пользователи ждут, когда на замену этим продуктам придут российские аналоги, а значит, сейчас самое время занять освободившийся рынок. Но сделать это не так просто, так как перед продакт-менеджерами встает непростая задача – запустить качественные сервисы за короткий срок и не потратить весь бюджет компании, ведь быстрая разработка требует больших инвестиций.
Какие навыки нужны продакт-менеджеру?
Базовые навыки продакт-менеджера не утратили актуальность, так как это очень перспективная работа, которая по-прежнему нужна компаниям.
Требуются продакты, которые умеют разбираться:
- Во frontend-разработке (разработчик занимается клиентской частью веба, разработкой интерфейса цифрового продукта, то есть видимой пользователю части);
- В backend-разработке (специалист занимается созданием программно-аппаратной части продукта, то есть его «начинкой», скрытой от юзера);
- А также в построении финансовой модели, анализе данных, проведении маркетинговых исследований и выстраивании коммуникации как с пользователями, так и со своей командой.
Хороший продакт-менеджер:
+ Понимает принципы работы продукта+ Оценивает сроки релиза+ Готовит документацию продукта+ Описывает разнообразные фишки и уникальные качества продукта
Плохой продакт-менеджер:- Ставит масштабирование превыше исследования- Полагается на чужие исследования и проекты- Боится ошибок
Итог
Прямо сейчас видно, что компании начали опять интенсивно инвестировать в найм компетентных продакт-менеджеров, и этот тренд сохранится ближайшие несколько лет. Причем как в классических IT-компаниях, так и в Web3-сфере, где качественный продукт является главным критерием инвестирования в стартапы. Поэтому переживать о востребованности и и перспективности не стоит – рынок ждет новых, компетентных продакт-менеджеров!
Всем доброго дня! Посвященные в тему продакт-менеджмента, подскажите пожалуйста, от чего в работе продакты получают наибольшее удовольствие не считая оплаты? У меня сложилось мнение что работа продакта весьма скучное занятие.
Продукты, которые надо заменить всем понятны известны, концепции и требования к ним проработаны.
Есть ли драйв в этой работе и в чем?