Как открыть юрлицо (ООО) в Турции в 2025 году рекламному агентству
Привет!
Дисклеймер: у вас может не получиться, и это нормально. В Турции постоянно все меняется. Я расскажу о своем опыте — он успешный, но палок в колеса вставляли на каждом шагу :)
В целом процесс открытия суперлегкий. Справитесь без помогаек.
Нужно ли юрлицо?
У меня в России свой видео-продакшн — Lava Media.
Пару лет назад мы открыли филиал в США. Когда начали поступать заказы от клиентов из-за рубежа, сначала я просил друзей-предпринимателей получать оплаты на их зарубежные лица. Потом уже стало неудобно, и я решил открыть ООО на себя.
В то время у меня был турецкий ВНЖ, и я решил запускаться здесь.
Вид на жительство
Для открытия ООО вам потребуется обычный туристический ВНЖ. Два года назад с этим было проблематично: большой наплыв россиян, ВНЖ не давали. Сейчас ВНЖ выдают всем. Как получить ВНЖ — легко найти в Интернете. При получении ВНЖ вы оформите и личный налоговый номер, он понадобится дальше.
Номер телефона
Оформите номер телефона, по ВНЖ симка будет, как у местных. Если покупали туристическую симку ранее, проверьте, она может быть оформлена на другого человека.
При оформлении eSIM просите QR-код, по которому в будущем сможете сами перенести eSIM на другой смартфон. Без кода сможете это сделать только в салоне связи в Турции.
Электронная заявка
Заявка оформляется здесь.
Регистрируетесь на ВНЖ или паспорт, выбираете регистрацию “Limited Sirketi”.
Основные пункты заявления:
- Название компании. Оно будет большим. Например, мое “Lava Media” превращается в “LAVA MEDIA REKLAM VE PAZARLAMA LIMITED SIRKETI”, где “REKLAM VE PAZARLAMA” — вид деятельности (реклама и маркетинг), “LIMITED SIRKETI” — общество с ограниченной ответственностью. Во всех доках нужно будет полностью прописать: “LAVA MEDIA REKLAM VE PAZARLAMA LIMITED SIRKETI” (как у нас ООО «Лава Медиа»).
- Amaç-Konu — описание деятельности компании. Сложная штука. Я сначала вбил в Гугле “limited şirket amaç ve konu + вид моей деятельности” (REKLAM VE PAZARLAMA) и скопировал с примеров. При регистрации (в госучреждении) мне сказали, что это не подходит, и я попросил турецкого бухгалтера прислать другую версию. Она тоже не подошла. В итоге менеджер, который принимал у меня документы, сам прописал все что нужно: страницу текста с вариациями того, чем я могу заниматься (и реклама на телеке, и брендинг и другое).
- SIRKETIN MERKEZI — юридический адрес. Если у вас свое жилье, можно указать его. Если нет, то в Гугле есть опции аренды юридического адреса. Или можно договориться со знакомыми турками, чтобы указать их адрес.
- SERMAYE VE PAY SENETLERININ NEVI — распределение долей. Так как я единственный владелец, то прописал, что 100 акций по 500 лир принадлежат мне (нужно, чтобы суммарно было 50 000 лир — минимальный уставной капитал).
- SIRKETIN IDARESI — номер вашего ВНЖ. Обязательно выберите «Mudur».
Далее ничего существенного. Переводил через Гугл и нажимал кнопку «Дальше». Заявку примут, и будут ждать вас в торгово-промышленной палате. В Анталии она находится здесь.
Бухгалтер
Он нужен и без него не получится. Я искал по знакомым и цене. Если у вас будет мало транзакций (например, у меня 5-7 чеков в месяц, на старте полгода было без поступлений), то сразу говорите об этом и сбивайте цену на месячное обслуживание до $30 (если нет оборотов) или $70 в месяц (если переводов мало).
Как торговаться:
- Спросить цены трех бухгалтеров (только не с первых строчек Гугла или из центра города).
- Выяснить, у кого меньшая цена.
- Не соглашаться на $150, а предложить $30, обосновав это тем, что в первые полгода не будет оборотов, и вы заплатите за квартал вперед.
Когда найдете бухгалтера, уточните, какие бухгалтерские книги нужно взять с собой в торговую палату. Да, вам придется купить физические бухгалтерские книги и отвезти их сначала в торговую палату, а потом бухгалтеру. В моем случае это была одна красивая тетрадка А4 и стопка обычной бумаги со специальной пометкой.
Переводчик
С вами в торговую палату должен поехать присяжный (именно присяжный) переводчик. Его роль — зачитать на русском языке ваше заявление, объяснить, что вы подписываете. Зачитывает громко на весь зал под запись камеры. Данные переводчика внесут в регистрационные документы.
Торговая палата
Берем с собой:
- Распечатанное заявление, которое составляли в Mersis.
- ВНЖ.
- Паспорт РФ.
- Нотариально заверенный перевод паспорта РФ.
- Фотки (такие же, как на ВНЖ).
- Договор аренды адреса (если квартира ваша — TAPU).
На всякий случай попросите переводчика позвонить в торговую палату: пусть уточнит что требуется (в Турции, как и везде, бюрократия).
Процесс подачи документов занимает минут 20-30. Если скажут, что в заявлении что-то не так, сразу на месте открывайте ноутбук или идите к компьютерам (они стоят для общего пользования), переходите на https://mersis.ticaret.gov.tr/ и меняйте то, что не понравилось, лучше позвав с собой менеджера.
У меня был суперфрендли менеджер, и за меня даже что-то писали в заявлении.
Поле подачи документов вас попросят оплатить комиссию. В мае 2024 года она составила $300. Квитанцию об оплате сохраняем.
Успех. Вам назначают день встречи, на которой вручат вот такую бумажку.
Бухгалтер
На этом этапе можно (и нужно) уже лично съездить к бухгалтеру, отвезти книги и зарегистрироваться на сайте налоговой.
Заключите договор с бухгалтером, читайте, какие условия оплаты он прописал, может указать больше, чем вы договаривались.
Сайт налоговой. Через него бухгалтер будет вести отчетность. Мой бухгалтер говорит только по-турецки. Но ChatGPT прекрасно помогает преодолеть языковой барьер.
Налоговая
Она к вам приедет сама. На ваш юридический адрес. Когда? Никто не знает. У меня через три месяца после регистрации. О встрече договорился бухгалтер.
Приезжает офицер с планшетом, смотрит регистрационные документы. Спрашивает, чем занимаетесь. Я общался с ним через Гугл Переводчик. Показывал наши ролики и на пальцах объяснял, что именно мы там снимаем. Сначала он подумал, что я блогер, помогли фотки с бэкстейджа.
Вся моя техника пошла в список оборудования офиса (даже айфон и планшет).
На турецкий манер предложил ему чай. 15 минут и все оформлено. Дает квитанцию, отправляем бухгалтеру, и дело сделано.
Банки
Тут начинается основной квест.
Счет для физического лица
Открывают относительно легко в любом банке. Но берут комиссию за открытие от $180. Можно торговаться: приходите, например, в DenizBank, слышите “$180”, говорите что в Ziraat Bank предложили $90. Можно поездить по отделениям маленьких городов (не туристических), может быть, где-то открытие будет бесплатно.
Счет для юридического лица
Везде, во всех банках, вам будут отказывать в открытии счета для компании.
Нужно:
- Запрашивать открытие в банках в маленьких городах, они могу не знать про внутренний запрет и открыть вам счет (мой случай).
- В этих же маленьких городах говорить: «Мне открыли счет в “Deniz Bank”, откройте и вы» (может прокатить).
Для открытия нужны уставные документы, которые выдали в торговой палате, и нотариально заверенная ваша подпись (документ называется “iMZA SIRKÜLERI”). Важно именно подпись как представителя юридического лица (не физического).
Если вам повезло и вы открыли счет и получили реквизиты счетов в основных валютах (лира, евро, баксы), то сразу оформите Customer Account Statement — уведомление на официальном бланке банка, подтверждающее наличие счета, с печатью и подписями менеджеров. Онлайн банк вам скорее всего заблокируют через пару дней (но счет останется).
Далее открываем ноутбук, идем на https://www.payoneer.com/get-paid-by-clients/ и начинаем регистрацию. Там как раз и понадобится Customer Account Statement. Подгрузите ВНЖ, уставные документы компании и уведомление.
Важно при регистрации прописать название компании так, как оно указано в документах, например: LAVA MEDIA REKLAM VE PAZARLAMA LIMITED SIRKETI.
Через пару дней вам откроют аккаунт. В своем профиле идете в раздел Get Paid — Receiving accounts — Request accounts и запрашиваете счета USD и Euro. Еще пару дней, и у вас долларовый счет на Wall Street и евровый счет в Люксембурге.
К счету можно выпустить виртуальную или физическую карту (по Турции доставляют). Виртуальную карту к Apple Pay привязать не получится.
Отдельно регистрируем аккаунт и на физическое лицо. Там тоже можно выпустить карту, и вот она уже привяжется к Apple Pay (то есть можно платить в кафе, магазинах и т.д.). Со счета юрика на счет физика в рамках Payoneer кидать можно без комиссии.
Вывод денег
Если повезло и онлайн банк юрика не блокнули, то с Payoneer юрика кидаем на банковский счет юрика и дальше либо в нал, либо в крипту, как хотите.
Если онлайн банк юрика заблокирован, то с Payoneer юрика переводим на Payoneer физика, с Payoneer физика выводим на свою турецкую карту физика и дальше уже сами.
Комиссии:
- 2% на вывод суммы с Payoneer в банк. Поэтому максимально платите с корпоративной карты Payoneer — налоги, покупки на фирму и т.п.
- $30 за каждую выпущенную карту.
Налоги
- 25% на прибыль (доход минус расход) на любые иностранные доходы + 20% НДС на доходы от турецких клиентов.
- Ежемесячные взносы (гербовый сбор или что-то подобное). У меня выходит $9-$15 в месяц. Почему разные суммы в месяц — не знаю :)
В расходы можно вписывать:
- Еду, которую покупаете в магазинах (у вас же рабочее место дома, нужен бизнес-ланч).
- Электричество (по той же логике).
- Можно попробовать перелеты/такси и другой транспорт. Если докажете бухгалтеру, что это было по работе.
- Ну и все стандартные расходы бизнеса: сайт, хостинг, реклама, подрядчики и т.д. Даже если платили с турецкой личной карты физика можно внести в расход (главное бухгалтеру отдать счет от подрядчика и квитанцию вашего банка о переводе).
Мой кейс: четыре месяца после открытия юрлица я платил все со своей карты физика (поступлений на компанию не было). Все эти расходы внесли при расчете налога, и моя налоговая нагрузка за 2024 снизилась с 25% до 15%.
Уставной капитал
У меня он составляет 50 000 лир. Его можно внести на банковский счет в течение двух лет после открытия компании и на следующий же день снять или перевести обратно себе.
Если будут вопросы, пишите https://t.me/sergeygrim - постараюсь помочь. Про видео-маркетинг пишу здесь: https://t.me/lavamedia.