Заблудившиеся в себе. О депрессии и даосизме
Подавленное состояние, в котором находится все большее количество людей, называют «депрессией». Но становится ли человеку лучше, когда он узнаёт, как называют его состояние другие люди? Помогает ли это ему лучше справляться с жизнью?
Нет. Тем более, что это слово неверно отражает суть.
А если вспомнить, что статус науки психиатрия сто лет назад получила при поддержке (если не сказать «под давлением») фонда Рокфеллера, того самого, который основал ВОЗ, то на этом присказку можно и закончить.
Мир это не существительное, а процесс
В языке слово «река» считается существительным.
Но в жизни река — это процесс. Река не отделена от Природы, в отличие от существительного "река", слова, которое существует в языке отдельно от других слов.
- Слово «река» заключено в жесткие рамки определения. Его можно использовать.
- Река — это процесс изменений, с которым можно взаимодействовать и который сам производит изменения.
И это кардинальным образом меняет подход.
Настоящая река непостоянна ни во времени, ни в пространстве. Она где-то начинается, развивается, протекает через поля и леса, собирая воду из источников, и питает тех, кто помогает ей существовать и развиваться.
Жизнь реки — это обмен. Когда обмен нарушается, река начинает "болеть". Без обмена река превращается в болото и высыхает.
- Но ни одна река не возникла «вдруг", из "ниоткуда».
- И ни одна река «вдруг» не пересохла.
Каждый живой процесс, явление имеют свою линейку постепенности. Мудр и предусмотрителен человек, который это понимает.
Такой человек способен улучшить ситуацию.
В обход «лобовой» логики
В науке о человеке "лобовые" методы работают очень плохо. Чаще они причиняют вред. "Лобовые" методы действуют по принципу "болезнь — это существительное".
Даосский подход к человеку исходит из того, что человек — это целостное явление, процесс. К тому же сильно нелинейный.
Почему логический, «лобовой» подход столь неэффективен для понимания человеком самого себя? Логика опирается на известные и научно доказанные факты. Но много ли таких фактов о человеке вы знаете? Но если хотя бы один факт, данное оказывается ложным, то все логическое сооружение рассыпается.
Одна ошибка — рушится все здание!
Не очень надежная конструкция, согласитесь. Ни один инженер в здравом рассудке, даже «после вчерашнего» не спроектирует такую конструкцию.
Даосы используют другой подход. Не такой точный (на первый взгляд), зато максимально надежный. Как сказал бы тот инженер "после вчерашнего" — с "защитой от дурака".
С человеком хорошо работает не логика, а картинки, метафоры, обладающие свойством Целостности.
Чтобы понять Целое, не обязательно понимать все его части.
Метафора подавления
Случалось ли вам заблудиться в лесу?
Я понимаю, что не каждый из нас подолгу бродил в красноярской тайге, но чтобы уловить смысл метафоры это и необязательно. (Можно вспомнить, как вы заблудились в незнакомом городе) .
Что вы чувствуете в первый момент, когда только начинаете догадываться, что, кажется, потеряли путь? Некоторое волнение, беспокойство, растерянность. Появляются разные, взаимоисключающие мысли.
- «Налево? Но вроде я пришел справа. Да и солнце было с другой стороны ...»
То, что мысли взаимоисключающие, не проблема. Проблема, что все они в одной голове одновременно, поэтому спутываются в один клубок.
Пока остается надежда, «Вон там, за тем бугром покажется тропинка и все будет хорошо». Поэтому вы не особенно паникуете, а просто беспокоитесь.
Это еще далеко не депрессия. Но уже и не привычно-комфортное состояние.
Но когда вы начинаете понимать, что действительно запутались, ваше состояние быстро меняется. Не в лучшую сторону. Волнение переходит в панику. Вы судорожно пытаетесь решить проблему немедленно, «здесь и сейчас».
- «Если не получится быстро выбраться из леса, то лучше и не думать, чем это может закончиться! Но как не думать, если ...»
С момента, когда начинает происходить реальное осознание, что быстро выбраться не получится, у большинства людей тревога переходит в панику. А паника еще быстрее переходит в отказ от попыток сопротивляться «стечению сложных объективных обстоятельств».
Расстроенный, растерявшийся, испытавший панику человек смиряется с обстоятельствами, падает духом и прекращает попытки исправить ситуацию.
Именно в этот момент ситуация-как-процесс, превращается в ситуацию-как-существительное. А с существительным ничего нельзя поделать. Оно ведь объективно существует! ..
Психика человека в этом состоянии оказывается «под давлением» обстоятельств. Он чувствует себя подавленным. Он впадает в депрессию.
Но давить можно только на то, что объективно существует. Давить на то, что происходит, на изменяющийся процесс невозможно. С процессом можно только взаимодействовать.
Когда такое состояние «существования", восприятие процесса изменений психики как куска материи, становится привычным, тогда говорят, что человек запутался в жизненных обстоятельствах. Или впал в "депрессию».
Но в чем именно он запутался?
Что именно на него давит?
Невозможно запутаться в «обстоятельствах". Обстоятельства бывают "легкими" или "трудными", но они не бывают "запутанными". Обстоятельства неспособны "давить». Запутаться можно в мыслях, в своих отношениях с миром.
Вы легко обнаружите в своем окружении людей, которые и в "трудных" обстоятельствах не чувствуют себя подавленными. И людей, у которых "все тип-топ", но депрессия — их постоянная спутница.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Как и почему человек превращает обстоятельства — в "пресс, который давит"?
Как отношение превращаются в объект, с которым ничего нельзя поделать?
Расскажу об этом в следующей статье.
Приглашаю вас в мою группу ВК.